Философское знание как основа освобождения от страхов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 21:37, реферат

Описание

Целью моего реферата является анализ и освящение учения Эпикура о преодолении страха. Исходя из цели, я выделила следующие задачи:

- выявить основные положения учения Эпикура;

- раскрыть основные понятия и описать способы преодоления страхов;

- выяснить, какое значение имело и имеет учение Эпикура для общества.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…3
1. Эпикур о преодолении различных страхов………………………...…………5
1.1. Преодоление страха перед богами………………………………………..6
1.2. Преодоление страха перед небесными явлениями………………………7
1.3. Преодоление страха смерти……………………………………………….8
2. Философское знание как основа освобождения от страхов ……………….12

3. Значение учения Эпикура……………………………………………….……14
Заключение…………………………………………………………………….…17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

учение эпикура о преодолении страха.docx

— 41.15 Кб (Скачать документ)

Люди  толпы то избегают смерти как величайшего  из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни, но и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь  не представляется каким-нибудь злом. Как пищу он выбирает вовсе не более  обильную, но самую приятную, так  и временем он наслаждается не самым  долгим, но самым приятным..."6

    Думая научить людей преодолевать страх смерти, Эпикур учит нас о том, что смерти бояться не надо по двум причинам. Во-первых, никакого загробного бытия у души нет, душа смертна, а потому нечего тревожить себя мыслями о том, что будет после смерти – этого верующие люди боятся больше самой смерти. Во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни.7 
 
 
 

  1. Философское знание как основа освобождения от страхов.

    Таким образом, философия освобождает  от страхов, показывая, что они вырастают  из ложных оснований, являются результатом  невежества. Философия просвещает человека и тем освещает его жизненный  путь. Философское знание — не одноразовое  знание, сведенное в некую совокупность подлежащих запоминанию формул. Это  вовсе не совокупность знаний, пусть  даже очень большая. У Эпикура  речь идет о том, чтобы знания, проверенные  критерием душевного покоя, а  не предрассудки руководили человеком. В этом смысле философия — больше, чем содержащиеся в ней знания. Это — стиль жизни. Можно сказать  так: философия в учении Эпикура  есть пространство эвдемонии. Не случайно письмо Менекею, излагающее этику Эпикура, начинается с гимна философии: "Пусть  никто в молодости не откладывает  занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто  не может быть ни недозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен  тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно"8. Философия и счастье человека связаны между собой неразрывно: составляющее счастье душевное здоровье и спокойствие обретается через философию (имеется в виду через ясное знание, а не мифы и басни), в то же время и у самой философии нет другого предназначения, как "подумать о том, что составляет наше счастье"

    Признание философии в качестве определенного  стиля, образа жизни придает учению Эпикура особую внутреннюю напряженность. Человек не может философствовать в одиночку. Философия требует собеседника. Она требует диалога. Она и есть диалог. Поэтому, обосновывая существенную зависимость счастья от философии, Эпикур приходит в видимое противоречие с собственным идеалом самодовлеющего индивида. Получается, что для счастья индивид все-таки нуждается в ком-то другом — в философском сообщнике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Значение  учения Эпикура.

    Философия Эпикура - величайшее и наиболее последовательное материалистическое учение Древней  Греции после учений Левкиппа и Демокрита. Эпикур отличается от своих предшественников пониманием как задачи философии, так  и средств, ведущих к решению  этой задачи.

    В итоге философия Эпикура оказалась учением, противостоящим суеверию и всем верованиям, унижающим достоинство человека. Для Эпикура критерий счастья (аналогичный критерию истины) - чувство удовольствия. Благо - то, что порождает удовольствие, зло - то, что порождает страдание. Разработке учения о пути, ведущем человека к счастью, должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути.   

    Главные препятствия к счастью: страх  перед вмешательством богов в  человеческую жизнь, страх перед  смертью и страх перед загробным  миром. Учение Эпикура доказывало неосновательность  всех страхов. Боги не страшны, так как  они не способны вмешиваться в  человеческую жизнь: ни вредить, ни помогать. Боги живут не в нашем мире и  не в других бесчисленных мирах, а  в промежутках между мирами (в  «метакосмиях»). Боги Эпикура - «пластические боги греческого искусства», высшие образцы совершенства, красоты и невозмутимости души, к которой, согласно Эпикуру, должен стремиться философ. Так как душа смертна и есть лишь временное соединение атомов, то проникнувшийся этой истиной философ освобождается от всех прочих страхов, препятствующих счастью.

    Эпикур  не отрицал существование богов, но утверждал, что они существуют в межмировом пространстве, где наслаждаются блаженством и не вмешиваются  в дела людей, так как любое  вмешательство нарушило бы их безмятежное  состояние. Вера в богов возникла из-за страха человека перед непонятными  ему силами природы и неумения объяснить их, кроме того - из-за страха перед наказанием в загробном  мире. Знание подлинного устройства мира, природы богов и того, что душа смертна, позволяет обойтись без религии.

    Невозможность бессмертия делает невозможным загробное  существование, а смерть не страшна - ни ввиду предшествующих ей страданий, ни сама по себе. Предшествующие страдания  прекращаются либо выздоровлением, либо смертью, смерть же не касается самой  жизни как таковой, как Эпикур разъяснял в упомянутом выше письме Менекею, - смерть не имеет к нам  никакого отношения. Освобождение души от гнетущих ее страхов открывает  путь к счастью. Мудрец не тот, кто, подобно  Аристиппу, хватает на лету наслаждение  без оценки его и без мысли  о его будущих последствиях. Мудрец различает три вида удовольствий: 1) природные и необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необходимые; 3) не природные и не необходимые для жизни. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания - полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье философа. Одно из условий счастья - уклонение от жизни на виду других. Жизнь философа - жизнь скрывающаяся. Ведь правило Эпикура - «живи незаметно».

    Человек, освоивший применение учения о преодолении  страха Эпикура, приходит к душевному  покою и счастью, которые невозможно поколебать. Став хозяином самому себе, мудрец не должен более ничего бояться, даже пытки: « Мудрец будет счастлив и на дыбе».

    Учение  Эпикура было последней великой  материалистической школой древнегреческой  философии. Ее авторитет - теоретический  и нравственный - был велик. Поздняя  античность высоко почитала строй мыслей, характер и строгий, воздержанный, граничащий с аскетизмом образ жизни и  поведения Эпикура. На них не могла  бросить тень даже резкая и непримиримо  враждебная полемика, которую против учения Эпикура всегда вели стоики. Эпикуреизм стоял непоколебимо под  градом их нападений, а его учения строго сохранялись в их первоначальном содержании. Это была одна из самых ортодоксальных материалистических школ античности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Подводя итоги, можно сделать вывод о  том, что приобретению полного счастья  человеку мешают страхи, властвующие  над ним, которые необходимо преодолевать. Эпикур выделял три вида страха:

    1. Страх перед небесными явлениями.

    Этот  страх преодолевается знанием атомистической физики, космологии и астрономии, которые  дают вполне логичное объяснение всем явлениям природы.

    2. Страх перед богами.

    Преодоление страха перед богами, по Эпикуру, заключалось  в признании того факта, что боги сами пребывают в постоянном блаженстве и не собираются никаким образом  вмешиваться в жизнь людей.

    3. Страх перед смертью.

    Являясь сторонником материалистической философии, Эпикур утверждал бессмысленность  этого страха, ибо не существует никакой загробной жизни, сама человеческая душа, будучи материальной, смертна  также как и тело, а значит ни к чему мучить себя мыслями о том, что будет после смерти.

    Это учение имеет большое значение для  развития философии и философской  мысли. Оно явилось последней великой материалистической школой древнегреческой философии.

    Эпикур  учил о материальности и смертности души и выступал против суеверий, порождающих  страх перед богами и смертью. Он бесстрашно отрицал вмешательство  божественных сил в жизнь природы  и человека. 
 
 

    Список  использованной литературы.

  1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебное пособие для вузов. – М.: изд-во Высш. шк., 1991.
  2. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /пер. с древнегреческого М.Л.Гаспарова. –  М.: изд-во «Мысль», 1986.
  1. Канке В.А.  История философии. Мыслители, концепции, откры-тия: учеб. пособие. – 3-е изд. –  М.: Университетская книга; Логос, 2007.
  1. В.Ф.Асмус. Античная философия, 3-е изд. – М.: изд-во Высшая Школа,  2005.
  2. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Античность Ι. – ТОО ТК «Петрополис», 1997.
  3. http://psylib.org.ua/books/diogenl/txt10.htm

Информация о работе Философское знание как основа освобождения от страхов