Философское учение о познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:01, контрольная работа

Описание

Ни одна воображение не способно изобрести столько противоречивых чувств, которые постоянно сосуществуют в одном человеческом сердце. Франсуа де Ларошфуко.
Познание - процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания.

Содержание

Проблема познания в истории философии………………………………………………...3
Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм…………………....5
Философское учение об истине. Диалектика абсолютной и относительной истины…..6
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Проблема познания в истории философии………………………………………………...3
  2. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм…………………....5
  3. Философское учение об истине. Диалектика абсолютной и относительной истины…..6

Список использованной литературы…………………………………………………………...9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Проблема  познания в истории  философии.

     Ни  одна воображение не способно изобрести  столько противоречивых чувств, которые постоянно сосуществуют в одном человеческом сердце. Франсуа де Ларошфуко.

     Познание - процесс целенаправленного, активного  отображения действительности в  сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания.

     Теория  познания (гносеология) - это раздел философии, которая изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, ее познавательные возможности и способности; предпосылки, средства и формы познания, а также отношение знания к действительности, законы его функционирования и условия и критерии его истинности и достоверности.

     Главным в теории познания есть вопросы об отношении знания о мире к собственно миру, способное ли наше сознание (мышление, ощущение, представление) давать адекватное отображение действительности.

     Учения, которые возражает возможность  достоверного познания сущности действительности, достало название агностицизма. Ошибочным есть представления об агностицизме как об учении, которые возражает познание вообще. Агностики считают, что познание возможное лишь как знание о явлениях (Кант) или о собственных ощущениях (Юм). Главным признаком агностицизма являются возражения возможности познания именно сущности действительности, которая скрыта видимостью.

     Тем не менее, следует отметить, что агностицизм проявил важную проблему гносеологии - что я могу знать? Этот вопрос стал ведущим в работе Канта "Критика чистого ума" и до сих пор остается актуальным. Дело в том, что, в самом деле, человеческое познание как любой процесс, который исторически развивается, на каждом конкретном этапе своего развития имеет ограниченный, относительный характер. Агностицизм абсолютизирует эту относительность, утверждая, что человеческое познание в принципе не способно проникнуть в сущность явлений. Все знание сводится им или к привычке, приспособлению, специфической организации психической деятельности (Юм), или к конструктивной деятельности разума (Кант), утилитарной пользы (прагматизм), к проявлению специфической энергии органов чувства (Мюллер), к :'символов", "иероглифов" (Гельмгольц, Плеханов), к результатам соглашения между учеными (конвенционализм), к отображению отношений между явлениями, а не их природы (Пуанкаре, Бергсон), к правдоподобию, а не объективной истинности его содержания (Поппер). Общая идея - знание - не дает отображения сущности действительности, а в лучшем случае обслуживает утилитарные нужды и запить человека.

     Принципиальную  возможность познания признают не только материалисты, а и большинство  идеалистов. Тем не менее, в решении конкретных гносеологических проблем материализм и идеализм коренным образом отличаются. Эта разность проявляется как в понимании природы познания, так и в самом обосновании возможности достижения объективно истинного знания, а лучше всего - в вопросе об источниках познания. Для идеализма, который возражает существование мира независимо от сознания, познания воображается как самодеятельность этого сознания. Свое содержание знания получает не из объективной действительности, а из деятельности самого сознания; именно она и является источником познания.

     Согласно  материалистической гносеологией источником познания, сферой, откуда оно получает свое содержание, есть существующая независимо от сознания (как индивидуальной, так и общественной) объективная реальность. Познание этой реальности - это процесс творческого отображения ее в сознании человека. Принцип отображения выражает сущность материалистического понимания процесса познания. Знание по своей природе - это результат отображения, субъективный образ объективного мира. Тем не менее, есть принципиальная разность в понимании процесса познания как отображение действительности домарксистским материализмом и современной материалистической теорией познания.

     Продолжительное время материалистическая философия процесс познания рассматривала изолировано от общественно-исторической практики человечества, исключительно как пассивный созерцательный процесс, в котором субъектом был отдельный абстрактный индивид с вечными и неизменяемыми познавательными способностями, заданными ему природой, а объектом - такая же вечная и неизменяемая в своих закономерностях природа.

     Дальнейшее  развитие материалистической теории познания заключается, во-первых, в распространении  диалектики на объяснение познавательных процессов, создании диалектики как науки об общих законах развития природы, общества, мышление и познание; во-вторых, во введении принципа практики как основного и решающего для выяснения сущности гносеологических проблем и их решения.

     Для современной материалистической философии  процесс познания носит общественно-исторический характер, который оказывается, во-первых, в потому, что все человеческие познавательные способности и возможности формируются на основе практики и обусловленные ею; во-вторых, отдельный человек учится мыслить и познавать вместе с усвоением форм и способов человеческой деятельности, приобретенных человечеством знаний, языка, т.е. благодаря усвоению общественно-исторического опыта, нагроможденного предыдущими поколениями; в-третьих, сам процесс овладения этим опытом предусматривает жизнь в обществе, в человеческом коллективе; в-четвертых, то, что человек может познать и что она познает, тоже определяется уровнем общественно-исторического развития человечества, всемирно-историческим развитием общей системы знаний, закрепленных в предметах материальной и духовной культуры, в категориальном строении мышления, в его структуре, в языке. 

  1. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм.

     Познание  выступает как диалектический процесс  активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества. В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание Процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.

     Чувственное отражение выступает в трех основных формах

     1. Ощущения - это чувственные образы  отдельных свойств предметов

     2. Восприятие целостный чувственный  образ объекта, непосредственно  воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта.

     3. Представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.

     Формы рационального познания:

     1 Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие  и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

     2. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли.

     3. Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.

     Итак, познавательный процесс включает в  себя две стороны чувственное  отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т. к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.

     Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д. Локк, Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.

     Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации.

     Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс  познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т. д.

     Эти слабости сенсуализма активно использовал рационализм (от лат. ratio - разум) (Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц), принижавший в свою очередь роль чувственного знания и отводивший решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Если сенсуализм в своей односторонности останавливает познание на полпути, на чисто опытных данных, то рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума.

     Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины. 

  1. Философское учение об истине. Диалектика абсолютной и относительной  истины.

     Материализм 17-18 вв. не смог дать научной концепции истины. Одним из недостатков его представлений об истине, общими с идеализмом прошлого, была неспособность понять, что является конечным критерием истины.

     С позиций объективного идеализма  Гегеля, истина – объективный процесс  самопознания логической идеи, в котором любая последняя ступень выступает в качестве истины предыдущей: истина бытия – в сущности, истина сущности бытия – в понятии. Логическая идея достигает абсолютной истины, приходит к абсолютному тождеству с собой. Гегель попытался представить истину как вечный процесс развития.

     Для субъективного идеализма истина – лишь осознание человеком своих собственных ощущений.

     Для монизма истина – сокращенное  описание человеческих ощущений (элементов мира).

     Неопозитивизм: трактовал истину в традиционном для субъективного идеализма  духе, пытался создать развернутую  теорию истины, опираясь на односторонне понятые проблемы математики, логики, физики.

     Неопозитивисты  свели проблему истины к проблеме смысла предложений науки. Они стремились выяснить критерии, на основе которых  научные утверждения могут быть признанными, имеющими смысл.

     В эмпирических науках имеют смысл утверждения, которые могут быть верифицируемы, т.е. выведены из атомарных фактов, капель опыта.

     Тупик, в который зашел неопозитивизм, был следствием его отказа от признания  объективного мира, общего вопроса философии, принципа познаваемости мира.

     Объективная истина: истина, или объективная истина – адекватное, соответствующее действительности отражение (внешнего мира человека). Объективная истина как такое сознание, которое не зависит от субъекта.

     Взгляды, представления, теории, взятые вне отношения соответствия объективной реальности, лишены смысла.

     Индивиды, группы в своей деятельности могут  определенное время опираться на ошибочные взгляды, теории, религиозные представления.

     Однако, если ошибочные взгляды и выступают до известной границы организующей формой человеческого опыта, они не приобретают от этого достоинства и в конце концов приводят к отрытым результатам.

     Конкретность  истины: всякая объективная истина конкретна.

     Конкретное  – единство многоразличного или  действительность во всем многообразии ее сторон, связей отношений и т.д.

     Конкретному противопоставляют абстрактное, т.е. отдельное, изолированное, отвлеченное.

     Конкретное  и абстрактное существуют как  в реальной действительности, так  и в мышлении.

     Конкретность  истины означает, что то или иное утверждение о действительности является истинным, если оно учитывает все ее стороны и связи.

     Истина - адекватное отражение объекта познающим  субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

     Истина ограниченна, ибо она отражает объект не целиком, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются.

     Абсолютная  истина – знание о бесконечном  мире в целом, его бесконечном  богатстве и многообразии. Абсолютная истина - такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно поддерживается жизнью.

     Она не может быть когда-либо познана, но она постоянно познается нами (по частям).

Информация о работе Философское учение о познании