Философское учение о бытии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание

Самая читаемая и почитаемая книга в мире — Библия. Она начинается с пяти «книг Моисеевых», первая из которых называется «Бытие». Этот фрагмент библейского текста сложился за много веков до появления философии, возникшей, как известно, в VII—VI вв. до н.э. Но начинает философия с того же — с проблемы бытия. Такое совпадение не случайно. Оно свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом — его происхождения, структуры, возможных границ и т.д.

Содержание

Введение.
Философский смысл проблемы бытия.
Основные формы бытия и их диалектика.
Специфика бытия природы и бытия человека.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 43.41 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Заочный факультет

 

КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по «Философии»

За 2 курс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Коваленко Д.А.

   Адрес: г.Ростов-на-Дону

Ул.Ульяновская 33 кв. 3

Группа СЗЭS22 Шифр 111503

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

Тема 23. Философское учение о бытии

 

План:

Введение.

  1. Философский смысл проблемы бытия.
  2. Основные формы бытия и их диалектика.
  3. Специфика бытия природы и бытия человека.

     Заключение.

Список  литературы.

 

Введение:

Самая читаемая и почитаемая книга в мире —  Библия. Она начинается с пяти «книг  Моисеевых», первая из которых называется «Бытие». Этот фрагмент библейского  текста сложился за много веков до появления философии, возникшей, как  известно, в VII—VI вв. до н.э. Но начинает философия с того же — с проблемы бытия. Такое совпадение не случайно. Оно свидетельствует о том, что  любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о  принимаемом им способе объяснения мира в целом — его происхождения, структуры, возможных границ и т.д.

Философия взялась  за разрешение этих вопросов в то время, когда она была практически единственной формой теоретического знания (другие просто еше не возникли). Сегодня  — ситуация иная. Мощный комплекс естественно-научных  дисциплин (космология, физика, химия  и др.) чуть ли не посекундно может  расписать сценарий возникновения  нашей Вселенной, ее состав, структуру, эволюцию и прочие характеристики. Однако и философия не утратила интереса к этим проблемам.

Необходимость особого философского их осмысления объясняется, во-первых, тем, что построение любой теоретической модели мира требует выбора исходных аксиом (креационизм  — самоорганизация, материальность — идеальность), обоснованность которых  не может быть найдена в пределах наличного человеческого опыта. Оправдание такого выбора ищут в рассуждениях о «предельных основаниях бытия», а это, как известно, есть предмет философии.       И во-вторых, философский ракурс проблемам бытия придает необходимость сопряжения бытия мира и бытия человека, непреходящая потребность вписать смысл человеческой жизни в более общий смысл мирозданья, уразуметь направленность развития того и другого. Но тут уж естествознание ничем помочь не может. Поэтому философский анализ проблемы бытия сегодня актуален ничуть не менее, чем две с половиной тысячи лет назад

 

§1. Философский смысл проблемы бытия.

Исследование наиболее общих вопросов бытия составляет содержание специального раздела философского знания — онтологии.

Слово «бытие»  в философии заключает в себе существенно иной смысл, нежели в  нашей обыденной речи, в которой  оно употребляется весьма редко. В основном тогда, когда хотят  подчеркнуть особую значимость или  «высокий стиль» высказывания. В большинстве  же случаев обходятся нейтральным  термином «существование». В глагольных формах слова «бытие» также возникли разные смысловые вариации. Общеупотребимый  глагол «быть» (находиться в наличии, существовать) является однокоренным с существительным «бытие».

Однако для  отличения философского характера  его использования часто применяют  немного неуклюжую для русского языка форм «бытийствовать».

В чем же заключается дополнительный к обычному, философский смысл понятия «бытие»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно  сформулировать исходную проблему, для  обозначения которой и появилось  в философии данное понятие. Причем это даже не одна, а целое множество  проблем, с постановки которых, собственно, и должно начинаться всякое философствование.

Первый шаг  заключается в констатации самоочевидного: мир, в котором мы живем, существует. Он просто «есть», имеется в наличии, дан человеку как среда обитания. И при всех своих изменениях всегда сохраняет некую стабильность, связность, упорядоченность.

Зафиксировав  в качестве аксиомы факт существования  мира в целом, наша мысль неизбежно  двинется дальше: а каким образом  он существует? Этот вопрос подразумевает  прояснение сразу нескольких характеристик  бытия:

- Мир существует  вечно? Он всегда был, есть  и будет? Или он когда-то  возник и, следовательно, рано  или поздно погибнет? Конечен или бесконечен наш мир пространственно? Существуют ли какие-либо пределы, границы пространственной организации мира? И т. д.

Вопросы небезынтересные. Ответы на них стоило бы поискать даже из чистого любопытства. Однако не только естественная любознательность движет в этом случае человеком. Есть у него в стремлении получить ответы на эти вопросы и известная «корысть». Заключается она примерно в следующем.

Смысл жизни  и смысл бытия. Что по большому счету для человека важнее: знать, почему звезды светят, или — где добыть средства к существованию? Последнее, видимо, все же «ближе к сердцу» обычного человека, более насущно. Да бог с нею, со Вселенной и ее устройством, нам бы разобраться с земными, повседневными делами и суметь прожить жизнь достойно. (А то и вообще просто выжить, что для очень многих людей на Земле по сей день является немалым достижением.) Но просто существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, развитому человеку мало. Ему непременно нужно, чтобы это существование имело какой-то смысл.

Потребность в осмысленности бытия возникает  из постоянно присутствующей в действиях  человека целесообразности. Что бы мы ни делали, мы всегда делаем это «для чего-то», ради какой-то цели. Работаем ли мы, учимся, развлекаемся, создаем  технические устройства или произведения искусства — все подчинено определенным целям, которые и наполняют смыслом, то есть обосновывают и оправдывают наши действия. И даже смерть человеку не страшна, если она принимается во имя высокой цели (защиты семьи, Родины, исполнения долга и пр.). Бессмысленность же деятельности (вспомните Сизифа) — самое страшное наказание.

Но если практически  каждое действие человека целесообразно  и осмысленно, то, очевидно, такой  же характер должна иметь и вся  его жизнь. Она должна быть осмысленна! В ней должны быть сквозные, мощные и достойные цели. Определить, в  чем они заключаются, что может  придать жизни человека приемлемый смысл, — это и есть главная  задача философствования, его «основной  вопрос».

Однако попытки  с ходу установить, в чем может  состоять смысл человеческой жизни, наталкиваются на серьезные препятствия. Оказывается, смысл индивидуальной жизни человека не может быть найден в ней самой. Подобно тому, как  смысл существованию любой сотворенной человеком вещи (компьютера, например, или книга) обнаруживается не собственно в ней, а в ее отношении к человеку и другим вещам. Поэтому смысл жизни отдельного человека может существовать только в том случае, если имеет хоть какой-нибудь смысл жизнь рода человеческого, вся его история. А последняя по тем же соображениям может иметь смысл только тогда, когда есть хоть какой-нибудь смысл в существовании природы, Вселенной, частью которой она является. Ну не может «часть» смысл иметь, а «целое» — нет.

Поэтому-то философия и включает в себя знание не только о человеке, но и об обществе в целом, его истории, а также  и о природе, Вселенной и т.д. При этом Вселенная или биосфера интересуют философию не сами по себе (это предмет естествознания), а  лишь в их соотнесенности с человеком, его целями и ценностями.

Таким образом, проблема бытия — это проблема способа, целей и смысла существования  мира в целом, который только и  может напол¬нить смыслом индивидуальное человеческое сушествование.

Возможен  ли смысл бытия? Но не слишком ли опрометчиво требовать от мирозданья смысла и целей? Не приписываем ли мы при этом Вселенной наших собственных человеческих особенностей, подобно тому, как древние греки наделяли олимпийских богов своими страстями и пороками? Такая опасность, безусловно, есть. В философии она именуется антропоморфизмом (от греч. антропос — человек, морфе — форма), т.е. рассуждениями об устройстве мира по аналогии с организацией социальной жизни. Но есть и не менее серьезные основания верить в правомочность постановки вопроса о смысле бытия.

Вопрос о  смысле какого-либо явления обычно задается словами «зачем», «для чего», «ради какой цели». В естественных науках эти вопросы считаются  практически запрещенными.

Человек, например, смертен. Конечность человеческого  бытия в принципе должна обессмысливать все его усилия. Чего ради мучатся , если все равно бесследно исчезнешь? Какой в этом смысл? А смысл между тем есть. Только не индивидуальный, а родовой, эволюционный. Смертность всего живого — это приспособительный механизм, с помощью которого биосистемы совершенствуют себя. Именно быстрая смена поколений обеспечивает простор действию естественного отбора. Только она и позволяет «отбраковывать» неудачные мутации, закреплять удачные и непрерывно «апробировать» новые формы. Не будь этого механизма, эволюция давно остановилась бы, и до человека разумного дело заведомо не дошло бы.

Или возьмем  пример небезобидное. Почему «отцы и дети» практически никогда не находят общий язык? Все сорок тысяч лет существования человечества старшие поколения сокрушаются, что «молодежь нынче совсем не та», а юная поросль возмущается консерватизмом своих «замшелых предков». Но если конфликт поколений так устойчив, значит, он зачем-то нужен обществу, т.е. в нем есть какой-то смысл? Ну конечно же, есть. Смысл все тот же — эволюционный. Перманентный бунт «детей» против «отцов» делает передачу норм и традиций культуры от одного поколения к другому менее жесткой, более гибкой и подвижной. Что открывает перед обществом массу новых, не изведанных ранее возможностей и направлений развития. Вы только представьте себе, что было бы, если бы «дети» всегда и во всем слушались своих «родителей». Да развитие общества попросту остановилось бы. Или уж во всяком случае — очень сильно замедлилось.

Таким образом, многие социальные и биологические  явления «имеют смысл» в том плане, что их необходимость заложена в  сам механизм эволюции живой природы. А в XX в. выяснилось, что эволюционирует не только живая материя, но и вся Вселенная. Эволюция Вселенной также имеет свою направленность, т.е. как бы «устремленность» к какой-то глобальной «цели». Поэтому «смысл», т.е. необходимость биологической и социальной эволюции может найти свое объяснение в механизме развития Вселенной в целом, естественным фрагментом которого она, видимо, является. «Смысл» бытия нашего мира — это по сути законы его существования и развития. Они, безусловно, объективны. Смысл же человеческого существования — категория во многом субъективная. Совместить, гармонизировать эти смыслы, поймать их «резонанс», найти надежную точку опоры конечной человеческой жизни в бесконечности объективного мира — значит решить проблему бытия.

 

§2. Основные формы бытия и их диалектика.

Какой бы смысл  (материалистический , идеалистический, иррациональный) ни вкладывался в категорию «бытия», в аналитических целях обычно выделяют несколько форм бытия, т.е. своеобразных «слоев» реальности, имеющих специфические особенности существования. К таким формам, как правило, относят:

1 бытие природы (вещей, процессов, состояний);

2 бытие социального (включающее в себя как бытие общества в целом, так и бытие отдельного человека)

3 бытие духовного, идеального (подразделяющееся на субъективное идеальное, т.е. сознание индивида и объективное идеальное, т.е.надындивидуальные его формы).

Подчеркнем, что данные формы бытия вычленяются  исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции, в теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимо пересекается как с бытием природы (поскольку человек — существо природное, материальное), так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.

Бытие социального, а также бытие объективированного идеального будут в подробностях рассмотрены в разделе IV учебника. Специфику природного и субъективно-идеального бытия охарактеризуют следующие главы (12 и 13) данного раздела. Сейчас же мы попробуем в обобщенном виде представить те характеристики всех форм бытия, которые стали очевидными в результате развития философии и науки XX века.

Итак, только что ушедшее столетие добавило к  традиционным характеристикам форм бытия следующие новшества.

В области  бытия природы современное миропонимание  опирается на три фундаментальные  характеристики природы:

- системность;

- универсальный  эволюционизм;

- самоорганизация.

Сегодняшняя философская мысль видит в  природе не вещи, в которых проявляется  тот или иной субстрат, а системы, сущность которых определяется способом взаимодействия элементов, т.е. структурой. Считается, что «архитектуру» мироздания определяет не исходный материал, а  его системно-структурная организация.

Именно она  обеспечивает как разнообразие мира, так и его единство и устойчивость.

Другой важной характеристикой природного бытия  ныне признается его способность  к эволюции. Все известные науке  естественные системы (а не только живые, как считалось в XIX в.) представляют собой результат эволюции. Тот же вывод верен и по отношению ко Вселенной, миру в целом. Феномен эволюции не локален, но универсален.

Вполне возможно, что универсальны и механизмы  эволюции. В качестве главного из них  сегодня рассматривается явление  самоорганизации, т.е. спонтанного, самопроизвольного  перехода открытой неравновесной системы  на более высокий уровень организации  и порядка.

Информация о работе Философское учение о бытии