Философское учение и социально-политические взгляды Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:09, реферат

Описание

Целью моей работы является рассмотрение философских и правовых идей английского философа, иногда называемого «интеллектуальным вождем 18 века» и первым философом эпохи Просвещения, Джона Локка (1632-1704).

Содержание

1. Вступление. 3
2. Биография. 3
3. Философия Джона Локка. 5
3.1. Основа деятельности. Критика теории врожденных идей. 5
3.2. Гносеология. Уровни познания. 6
3.3. Опыт. 8
3.4. Простые и сложные идеи. 9
3.5. Процесс усложнения опыта. 11
4. Социально-политические взгляды. Идеальное государство. 11
4.1. Естественное право. 11
4.2. Общественный договор и государство. 13
4.3. Закон. 16
4.4. Разделение властей. 17
4.5. Идеал человека – гражданина. 18
5. Вопросы религии и роли языка. 19
6. Заключение 21
7. Литература. 22

Работа состоит из  1 файл

Джон Локк.docx

— 51.83 Кб (Скачать документ)

Финансовая  академия при Правительстве РФ

кафедра “Философия”

реферат по теме:

“Философское учение и социально-политические взгляды Джона Локка”. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студентка факультета Менеджмент

специальности Антикризисное управление

группы  АУ 1-1 Орлова Е.И.

Научный руководитель: Просеков С.А. 
 

                              Москва 2009

Содержание.

1. Вступление. 3

2. Биография. 3

3. Философия Джона Локка. 5

3.1. Основа деятельности. Критика теории врожденных идей. 5

3.2. Гносеология. Уровни познания. 6

3.3. Опыт. 8

3.4. Простые и сложные идеи. 9

3.5. Процесс усложнения опыта. 11

4. Социально-политические взгляды. Идеальное государство. 11

4.1. Естественное право. 11

4.2. Общественный договор и государство. 13

4.3. Закон. 16

4.4. Разделение властей. 17

4.5. Идеал человека – гражданина. 18

5. Вопросы религии и роли языка. 19

6. Заключение 21

7. Литература. 22 

  1. Вступление.

    Целью моей работы является рассмотрение философских  и правовых  идей английского  философа, иногда называемого «интеллектуальным  вождем 18 века» и первым философом  эпохи Просвещения, Джона Локка (1632-1704).

    Почему  я выбрала именно этого деятеля? Во-первых, моё внимание сразу привлекло  высказывание “Душа человека –  это доска (чистый лист бумаги), на котором  опыт оставляет свои заметки” (как  раз эта фраза стала основой  для “суперобложки к реферату”). Во-вторых, Локка называют сенсуалистом. Сенсуализм, философское направление, считающее ощущение основой истинного  познания, наиболее интересно мне  из всех философских течений. И, в-третьих, взгляды философов Нового времени  уже становятся ближе нашему поколению. Поэтому я решила подробнее познакомится с деятельностью Джона Локка. Причём рассмотреть не только его  философские представления, отношение  к понятиям “душа”, “опыт”, “познание”, но и узнать мнение по вопросам религии  и социально-политического устройства идеального государства.

    Итак, какое место в духовной истории  человечества занимает Джон Локк - современник  ученых Бойля, Ньютона; философов Декарта, Гоббса, Спинозы, Лейбница; композиторов Генделя и Баха; писателей Мольера  и Свифта?

  1. Биография.

    Джон  Локк родился 29 августа 1632 года на западе Англии в небольшом городке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Воспитывался в пуританской семье, находившейся в оппозиции к английской церкви, господствовавшей в стране, и к произволу абсолютной монархии Карла I. Во время первой демократической революции (1640-1660) отец Локка сражался против королевской власти в числе армии парламента, которой руководил Оливер Кромвель. Локк всю юность испытывал влияние политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент – демократию.

      В 1646 году он был зачислен  в Вестминстерскую школу. В  1652 году Локк, как один из лучших  учеников школы, поступил в  Оксфордский университет.

    В Оксфорде Локк сближается с энтузиастами нового научного направления, противников  схоластики – средневековой философии, синтезирующей христианство и логику Аристотеля. В это же время Локк увлёкся философией Декарта -  выдающегося  математика, заложившего основы аналитической  геометрии, введшего понятия переменной величины и функции. Именно у Декарта  Локк принял отвращение к заумному, но пустому разговору, и стал стремиться излагать свои мысли ясным и простым  языком.

    В Оксфорде Локк становится другом Роберта  Бойля и совместно с ним  проводит и обсуждает естественнонаучный эксперимент. Позднее воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера Англии.

    Вообще, главными областями интересов Локка  были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, проблемы связанные  с отношением государства к церкви, в частности проблема веротерпимости и свободы совести.

    После знакомства с выдающимся врачом-новатором  Томсаном Сиднемом он начинает трактат  “О медицинском искусстве”, в котором  приводит доводы в пользу экспериментального исследования заболеваний. В 1668 году Локка  избирают членом Королевского общества, а в 1669 г. - членом Совета этого общества.

    В 1696 Локк стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его  регулярно появляться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов (предшественники  Либеральной партии), и многие парламентарии  и государственные деятели часто  обращались к нему за советом и  с просьбами.

    В 1672 и 1679 годах Локк получает различные  должности в высших правительственных  учреждениях Англии. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения состояния здоровья Локк находится во Франции. В 1683 он эмигрирует в Голландию. Это были годы напряженного труда, знакомства с протестантским движением во Франции и Голландии. В 1688-1689 годах был положен конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В результате революции в Англии были заменены основы политического режима конституционной монархии, который существует и поныне. Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г. возвращается на родину. Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность.

    Но  вскоре в поход против Локка выступили  и церковники, и многие Оксфордские  преподаватели, и представители  идеалистического философского течения. В 1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное изъятие его “Опыта” из учебных программ университета.

    В 1700 Локк отказался от всех должностей и удалился в отставку. Умер Локк в доме леди Мешэм 28 октября 1704.

  1. Философия Джона Локка.
    1. Основа  деятельности. Критика  теории врожденных идей.

    Свою  главную работу «Опыт о человеческом разуме» Локк начинает с критики  теории врожденных идей. Несостоятельность  положения, что в душе существуют какие-то идеи или принципы от самого ее рождения, Локк аргументирует так. Если бы врожденные идеи существовали, то они должны были бы осознаваться каждым. И тогда относительно таких  идей существовало бы общее согласие всех людей. Однако не существует всеобщего  согласия даже относительно таких, казалось бы, общезначимых правил, как законы логики: закон тождества и закон  запрета противоречия. Локк указывает  на тот факт, что эти правила  не знают дети, душевнобольные и  некоторые старики. И больше –  их не знают целые народы Нового Света: индейцы Америки, аборигены  Австралии и т. д. Что касается моральных принципов, то они различны у разных народов, в разные эпохи  и даже у разных людей одного народа, эпохи и культуры.

    Нет ни одного отдельно взятого человека, который помнил хотя бы одну идею (или  принцип) от самого рождения и до самой  смерти. Таким образом, никаких фактов, подтверждающих существование идей, которые находятся в душе от самого ее рождения, нет. Следовательно, нет  никаких оснований считать, заключает  Локк, будто существуют врожденные идеи.

    Теория  врожденных идей лучше всего опровергается  тем, что можно легко, просто и  убедительно объяснить происхождение  всех идей из опыта.

    1. Гносеология. Уровни познания.

    Новой эмпирико-сенсуалистической теорией, считает Локк, успешно разрешается  проблема видов, или уровней, познания. Их всего три: сенситивное, демонстративное  и интуитивное. Сенситивное знание неточное. Оно показывает только существование  и облик отдельных внешних  предметов. Но без него не может возникнуть демонстративное и интуитивное  знания. Интуитивное знание – самое  совершенное. Оно есть результат  способности ума сразу усматривать  отношения между двумя идеями (тождество, сходство, различие и т. п.). Когда характер отношения между  двумя идеями не ясен интуитивно, начинает действовать демонстративное познание. Оно представляет собой процедуру  подыскания промежуточных идей, которые  помещаются между двумя исходными, пока не станет ясным характер их отношения.

    Знание  это выяснение отношений между  идеями. Соответственно, и всеобщие и необходимые знания относятся  не к вещам, а к идеям. Этим снимается  проблема того, что человек имеет  всеобщие и необходимые знания, хотя ни из какого опыта их получить нельзя. По Локку, «идеи», полученные из внешнего и внутреннего опыта, – лишь материал знания. Только после обработки их с помощью определенных процедур (сравнения, сочетания, абстракции) возможно знание. Однако знание определяется как  правильным комбинированием идей, так  и отбором исходных, «простых»  идей. Ошибки возникают как в результате несоблюдения правил комбинирования идей (чем сложнее идея, тем больше риск, тем вероятнее ошибка), так  и в результате использования  не только идей первичных, но и вторичных  качеств.

    Важным  в теории познания Локк считал понятие  истины. Истина вообще, по его мнению, состоит в правильном соединении знаков. Он относит истину к свойствам  положений (высказываний), хотя считает  уместным говорить и об истине метафизической, которая обозначает, что вещи таковы в действительности, как они существуют. Однако и эта истина предполагает утверждение или отрицание о  соответствии вещей связи наших  идей, т. е. выражена в знаках. Существует два вида знаков, говорит Локк: 1) идеи – знаки вещей и их сил  в нашем уме; 2) слова – знаки  наших идей. Поэтому и истина бывает двух видов: номинальная и реальная. Номинальная истина есть соответствие связи слов комбинации наших идей. Например, высказывание «кентавр –  существо с туловищем коня и головой  человека» номинально истинно, но реально  ложно. Поэтому хотя номинальные  истины важны, но познание имеет ценность, если приводит к реальной истине, которая  есть словесное или мысленное  утверждение, представляющее связь  идей, соответствующих связи самих  вещей. Ради познания самих вещей  люди ищут истину. Истинным же можно  назвать только то знание, которое  представляет собой мыслительную форму, которое обработано с помощью  разума. Исключительно опытное знание носит вероятностный характер, это  не знание, но мнение. «Разум ставит человека выше остальных чувствующих существ  и дает ему то превосходство и  господство, которое он имеет над  ними».

    Теорию  познания Дж. Локка все исследователи  называют выражением здравого смысла, философией, лишенной крайностей. Разум, предоставленный сам себе, боится потерять ориентиры, становится удивительно  осторожным. Он сомневается в понятиях традиционной метафизики и в то же время не решается от них отказаться. Он опирается на чувственный опыт и в то же время видит его  ограниченность. Разум пробует различные  способы самообоснования, еще верит  в саму возможность самообоснования, но уже начинает ощущать необходимость  «иного», отличного от человеческого  разума бытия.

Информация о работе Философское учение и социально-политические взгляды Джона Локка