Философское осмысление соотношения времени и вечности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:10, контрольная работа

Описание

Цель данной работы проанализировать Философское осмысление соотношения времени и вечности.
Данная цель реализуется посредствам решения следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать прошлое – настоящее – будущее;
- охарактеризовать время и вечность;
- изучить попытки преодоления времени.

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, по Платону, во-первых, время не противопоставляется вечности, время есть ее "подобие"; во-вторых, время является творением и было не всегда; в-третьих, вечен только "образ", "подобие", т.е. время не вечно и в отличие от неподвижной вечности время движется по закону числа.

Своеобразно трактуются понятия времени и вечности в  христианской традиции. Так, Дионисий Ареопагит писал: "Вечности присущи  изначальность и неизменность, и  вообще – вечность – это предел бытия. Временем же в нем называется то, что подлежит рождению и истлению, изменению и перемене… Бога же мы будем славословить и как Вечность, и как Время, и как Причину любой вечности и любого времени"1. Таким образом, если Бог – в вечности, то эта вечность отлична от вечности, соотнесенной со временем, различаются вечность бога и вечность мира.

Вечность и мгновение  – это временные характеристики бытия. Это два отделенных друг от друга полюса, единство которых и  образует время. Глубокая связь между  временем и вечностью была осознана в философии ХХ века. Мне очень близка точка зрения Н.Бердяева, считавшего, что "время не есть замкнутый круг, в который ничто не может проникнуть из вечной действительности, а есть нечто размыкающееся… С другой стороны, эта точка зрения предполагает, что и самое время есть что-то внедренное в глубину вечности", время есть "какой-то внутренний период, какая-то внутренняя эпоха самой вечности". Разрыв между вечным и временным Н.Бердяев определил как "величайшее заблуждение сознания".

В духовном переживании  человека время и вечность выступают в единстве – как ощущение бренности жизни и вместе с тем веры в ее абсолютный, изначальный смысл и назначение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПОПЫТКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ  ВРЕМЕНИ

"Мы увидим, что последняя  проблема, связанная со временем, есть проблема смерти, – писал Н.Бердяев. – Смерть несет с собой время, и смерть происходит во времени". Всегда понимая всю неизбежность подчинения своей жизни неумолимому ходу времени и осознавая конечность своего бытия, человек, тем не менее, стремился разорвать рамки временного существования, преодолеть власть времени и само время.

Человеческая жизнь  может иметь смысл только в  том случае, если она не заканчивается  физической смертью, а как-то выходит  в сферу бесконечного, вечного. "Моя  жизнь, – писал С. Франк, – может  быть осмысленна, только если она обладает вечностью". Ничто бренное, имеющее начало и конец, с такой точки зрения, не может придать смысла человеческой жизни. Все, охваченное потоком времени, – суетное и бессмысленное. "Само время есть как бы выражение мировой бессмысленности, – продолжает С.Франк – Искомая нами объективно полная и обоснованная жизнь не может быть… этим суетливым переходом от одного к другому, той внутренней неудовлетворенностью, которая есть как бы существо мирового течения во времени. Она должна быть вечной жизнью".

Подлинную основу для  жизни можно найти лишь за пределами  временного мира, в вечной основе этого  мира. Для христианства это, конечно, растворение в Боге. Опровергнуть логическими аргументами религиозный  путь слияния с вечностью и  преодоления через это времени невозможно.5

Но не тривиальное  воспоминание, а, скорее, прапамять  как некая духовно-биологическая  связь с основами бытия, некий  эквивалент вечности и бесконечности. Отдельный человек конечен, но он продолжается в других людях, в живом "живет" умершее, прапамять, "наследственная" память хранит то, что прошло.

Говоря словами Н.Бердяева: "память есть знак, поданный из внутреннего  существования о том, что ни одно существо и ни одно существование  не принадлежит лишь к миру объектов, но принадлежит к иному порядку"2. Рождение человека никак не есть его начало, его начало – в той непостижимой тьме, которая была до его рождения, в его отце, матери, дедах, прадедах…

И если "за каждым надгробием – история целого мира", этот мир  не может исчезнуть бесследно. Только в этом смысле и следует понимать слова И.Гете: "Кто жил, в ничто не превратится. Повсюду вечность шевелится".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философское осмысление соотношения времени и вечности - тема вечная и неисчерпаемая. Размышления о природе и свойствах времени вводят в сферу сложнейших и волнующих проблем. Для рефлексирующего сознания все сосредоточено во времени, все – его "сгустки":

Время больше пространства. Пространство – вещь.

Время же, в сущности, мысль о вещи.

Жизнь – форма времени. Карп и лещ –

сгустки его. И товар  похлеще – 

сгустки. Включая волну  и твердь

суши. Включая смерть3

(И.Бродский).

Нет ничего более загадочного, сокровенного, удивительного, чем время, если начать о нем размышлять.

Время занимает особое место в модели мира, которая характеризует ту или иную культуру, наряду с такими компонентами этой модели, как пространство, причина, изменение. В совокупности эти категории представляют "сетку координат", посредством которой люди воспринимают и осознают мир и строят его образ. Только через ряд трансформаций, произошедших с осознанием времени, возникло его современное понимание. Перефразируя известное изречение можно сказать: времена меняются, и вместе с ними меняется наше представление о времени.

С давних времен мыслителей волновал вопрос, реально ли "течение" времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время первичную сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального? Статическая и динамическая, субстанциальная и реляционная концепции времени – попытки ответить на эти вопросы.

Осознание себя в этом мире делает каждого из нас путешественниками  во времени: из прошлого через настоящее  к будущему. Трем модусам времени  соответствуют определенные состояния сознания: память, созерцание, творчество. С этой точки зрения, в мироощущении человека преобладает пассеизм или футуризм.

Время – это характеристика конечных образований, вечность – это  характеристика бесконечного, однако они теснейшим образом связаны между собой. Во все времена человека будет томить вопрос: можно ли избежать всеразрушающего действия времени? Человек чувствует присутствие бесконечности во всем, в том числе – в самом себе. Слова Б.Пастернака, обращенные к поэту: "Ты вечности заложник. У времени в плену", – в какой-то степени о каждом из нас.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бучило, Н.Ф., Чумаков, А.Н. Философия: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2004.
  2. Губин, В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: ТОН, 2002.
  3. Горбачев, В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Миронова, В.В. Философия : учебник / под общ. ред..- М. : НОРМА, 2005. Гриф УМО.
  5. Основы философии: Учебное пособие. / Под. ред. Е.В. Попова. М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бучило Н.Ф. Чумаков А.Н Философия: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2004г., С. 183

2 Основы философии: Учебное пособие. / Под. ред. Е.В. Попова. М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.,               С. 206

3 Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: ТОН, 2002г., С. 304

4 Философия : учебник / под общ. ред. В.В. Миронова.  - М. : НОРМА, 2005.г., С. 187

5 Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2003 – С. 209.


Информация о работе Философское осмысление соотношения времени и вечности