Философский смысл учения Будды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 03:50, контрольная работа

Описание

Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания. «Это,- говорит Будда,- приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, познанию высшей мудрости, к нирване»

Содержание

1 Учение Будды – четыре благородных истины 3
2 Философский смысл учения Будды 10
Список использованных источников 17

Работа состоит из  1 файл

философия тема 5.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

О том, что все  живое и мир вещей преходящи, говорили многие поэты и философы. Будда логически обобщил эти  взгляды в доктрине непостоянства. Его последователи развили ее дальше - в теорию моментальности, согласно которой все существующее не только обусловлено и поэтому непостоянно, но к тому же вещи неодинаковы даже в течение короткого периода времени, существуют как таковые в продолжение только одного неделимого момента времени. В дальнейшем ученые подкрепляли эту теорию моментальности всех вещей рядом тщательно разработанных аргументов, Например, зерно, лежащее в доме, не дает такого ростка, какой рождается в поле. Зерно, находящееся в доме, не может быть тождественным зерну в поле. Можно сказать, что хотя зерно в действительности не всегда производит одно и то же, но в потенции оно всегда обладает способностью создавать что-то, и эта потенциальная возможность превращается в действительность при подходящих вспомогательных условиях, таких, как земля, вода и др. Этим критерием существования может быть доказано то, что вещь должна иметь моментальное существование. Если, например, не признается моментальный характер существования такой вещи, как зерно, и она кажется такой же в течение более чем одного момента, тогда мы должны показать, что она обладает способностью производить что-либо в течение каждого момента своего существования. Далее, если она остается неизменной в течение этих моментов, то она должна иметь возможность производить.

Таким же образом  может быть доказано, что ни одна вещь не остается неизменной в течение  любых двух моментов, так как она  не может дать одинакового результата за два разных момента своего существования. Следовательно, все длится только одно мгновение, момент.  

4) Теория несуществования души.

Закон изменяемости универсален: ни человек, ни какое-либо другое существо - одушевленное или неодушевленное — не исключаются, из сферы его действия. Большинство людей верит в то, что в человеке живет некая субстанция, называемая душой (атма), которая продолжает существовать, несмотря на все изменения, претерпеваемые телом, которая существовала до рождения и будет существовать после смерти, переселяясь из одного тела в другое.

В соответствии со своей теорией обусловленного существования и всеобщей изменяемости Будда отрицает существование такой души. При этом отрицая целостность идентичной субстанции в человеке, Будда не отрицает целостности потока последовательных состояний, из которых образуется его жизнь.

Жизнь - это непрерывный ряд состояний. Каждое из них зависит от предшествующих условий и, в свою очередь, порождает следующее состояние. Целостность эволюции жизни основана, таким образом, на причинной связи, охватывающей все стадии ее развития. Целостность объясняется с помощью светильника, горящего всю ночь. Его пламя в данный момент зависит от условий этого момента, но отлично от самого себя в другой момент, который зависит от других условий. И, тем не менее, здесь налицо непрерывный ряд различных огней. Так же как одно пламя может зажечь другое, хотя и отличное от него, но причинно с ним связанное, так и конечная стадия одной жизни может явиться причиной начала следующей. Поэтому новое рождение не есть переселение, то есть переход той же самой души в другое тело; то рождение последующей жизни – настоящей [5].

Таким образом, концепция души заменяется здесь  концепцией непрерывного потока сознания. Поскольку данное состояние сознания получает в наследство свои характерные  черты от предыдущего состояния, прошлое существует в настоящем. Память, таким образом, можно объяснить без допущения наличия души. Эта теория несуществования души играет весьма важную роль в понимании учения Будды. Он неустанно убеждает своих учеников отбросить заблуждения о самих себе. Будда указывает, что те, кто страдает иллюзией о своем я, не знают своей собственной природы; однако они решительно протестуют против утверждения, что любят душу; они хотят сделать душу счастливой, достигнув спасения. Будда сравнивает это с любовью к самой красивой девушке страны, которую, однако, никто никогда не видел и не знал, а также с сооружением лестницы для подъема во дворец, которого человек никогда не видел [7]:.

Человек - это только условное название совокупности различных целостей: целого материального тела (кая), нематериального ума (манас или читта) и бесформенного сознания (виджняна), подобно тому как колесница - совокупность колес, осей, оглоблей и т. д.  Существование человека зависит от этой совокупности, и когда она распадается, человек перестает существовать. Душа, или я, означает не что иное, как эту совокупность [5].

С психологической  точки зрения, человек, воспринимающий извне и изнутри, может рассматриваться  как совокупность пяти видов изменяющихся элементов:

1) форма, состоящая из различных факторов, которые мы воспринимаем в этом теле, имеющем форму;

2) чувства удовольствия, страдания и безразличия;

3) восприятие, включая  понимание и наименование;

4) предрасположение  или стремление, порождаемые впечатлениями прошлого опыта;

5) сознание самого  себя.

Таким образом, теория зависимого происхождения (в обоих ее аспектах - объяснение мира и объяснение происхождения страдания) вместе с формулой восьмеричного пути достижения нирваны является «не только сущностью всего раннего буддизма, но также именно тем пунктом, относительно которого мы находим самые определенные и ясные утверждения Дхаммы как Дхаммы, приписываемые Гаутаме» [7] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Основы религиоведения. Учебное издание под ред. И.Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп.

  - М.: Высш. шк., 2005. - 508 с. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/relig/relig003.htm.

2 Арвон А. Буддизм. М.: АСТ - Астрель, 2005. Режим доступа: http://books.tur-internet.ru/.

3 Гийон Э. Философия буддизма. М.: АСТ- Астрель, 2005. Режим доступа:

   http://dharmabooks.net/books/dharma_more/141096.phtml.

4 Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классические буддийские практики. СПб.:Азбука-

   классика», 2006. Режим доступа: http://bibleoteca.narod.ru/.

5 Торчинов Е. А. Введение в буддологию: курс лекций - СПб: Санкт-Петербургское

   философское общество, 2000 г. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/78492.

6 Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. - СПб.: Азбука-классика, 2004.

   Режим доступа: http://www.indostan.ru/biblioteka/27_2757_0.html.

7 Философия. Учеб. пособие для студентов вузов. /В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, Е.З.

   Волчек и др. Под общ. ред. Ю.А. Харина. 3-е изд., доп. и испр. - Мн.: ТетраСистемс, 2000.

   Режим доступа: http://filam.ru/view_manuel.php.

 

 

 


Информация о работе Философский смысл учения Будды