Философские взгляды Ф.М. Достоевского в произведении «Бедные люди»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:25, реферат

Описание

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский родился в 1821 году в Москве и прожил 60 лет. Отец его работал лекарем и в 1828 году получил дворянское звание. Мать была купеческого сословия. Как писатель, он проявил себя довольно рано, его первый роман «Бедные люди» увидел свет в 1845 году.[1] Ф.М. Достоевский относился к той категории мыслителей, чьё творчество принадлежит как литературе, так и философии. В книге «Бедные люди» затронута тема «маленького человека», раздавленного безжалостной силой бытия. Его герои живут своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Форма романа в письмах позволила точно передать психологию «бедных людей», их душу, их идеи.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 55.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Философские  взгляды Ф.М. Достоевского в произведении «Бедные люди».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2010.

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский родился в 1821 году в Москве и прожил 60 лет. Отец его  работал лекарем и в 1828 году получил дворянское звание. Мать была купеческого сословия. Как писатель, он проявил себя довольно рано, его первый роман «Бедные люди» увидел свет в 1845 году.[1] Ф.М. Достоевский относился к той категории мыслителей, чьё творчество принадлежит как литературе, так и философии. В книге «Бедные люди» затронута тема «маленького человека», раздавленного безжалостной силой бытия. Его герои живут своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Форма романа в письмах позволила точно передать психологию «бедных людей», их душу, их идеи.

Диалектика идей в  романе «Бедные люди» воплощается  в первую очередь в письмах  главных героев – Варвары Доброселовой и Макара Девушкина. Их высказывания, их диалоги имеют самостоятельную идейную ценность, которая неотрываема от личности. При этом мастер в первую очередь задумывается о самом человеке, каков он? Высказывания «маленького человека», его идеи показывают нам то общество в котором он живет, насколько оно здорово?

Практически всегда писатель верит в добро, естественное добро человеческой природы. Вот как рассуждает отец Петеньки Покровского: «…нужно вести себя хорошо и что если человек не ведет себя хорошо, то значит что он балуется, что дурные наклонности губят и уничтожают человека…»[2, c.59] И это мы слышим от того, кто очень невоздержан в потреблении спиртного, ведет пагубный образ жизни. Другое дело Макар Девушкин человек незаметный, скрытый. Что он о себе говорит? «Помаленьку живу, втихомолочку живу…»[2, c.11] Ему и деваться-то некуда, по-другому и жить-то ему нельзя. Эпизоды с нищим, с шарманщиком, пьяный дебош, сцена в кабинете «его превосходительства» раскрывают всю манеру униженности и страданий «бедных людей». Однако Макар не раздавлен, мы видим как он старается оградить себя от черных мыслей, он стремится к лучшему. И еще: он остается добрым. Варвара Алексеевна пишет, что он очень добрый, на ее письмо откликается Макар рассуждением о добродетели. Ему-то достаточно черного куска хлеба, а вот другой, кто умеет, пусть деньгу зашибает.

Высказывания главных героев произведения, их идеи тесно связаны с самой личностью. Вот что говорит Макар Девушкин: «Никогда лучше теперешнего не жил: так чего же на старости лет привередничать».[2, c.17] Варенька ему пишет: «Бедность не порок …». [2, c.124] Он с ней согласен и отвечает ей: «Мудрецы греческие без сапог хаживали..», [2, c.125] но сапоги–то он хочет, а когда смог их купить, то конечно же прошелся в них по Невскому. А как видят себя эти люди со стороны? Макар рассуждает: «Он бедный-то человек взыскателен, он и на свет-то божий иначе смотрит…» [2, c.103] Наш герой понимает свое положение в обществе и вряд-ли его переоценивает: «По физиономии по мне можно-ли судить благоприятным образом?»[2, c.113] Видно, что автор сочувствует своим героям, понимает трагичность изображаемой им жизни, но душа их не пропащая, любящая, а значит, у них есть будущее.

      Начиная  со своего первого произведения  «Бедные люди» Ф.М.Достоевский  понимает, что личность человека, пусть даже самого «маленького» - сложна, многогранна, неоднозначна. Впоследствии критики определят это как «двойственность» человеческой личности. Писатель считается настоящим мастером этого дела. Наиболее полно двойственность автор раскрывает на примере Макара. Узнав о его пьяном дебоше, Варенька пишет ему: «Как! Вы до такой уже степени могли упасть духом, Макар Алексеевич! Но что теперь о вас подумают, что теперь скажут о вас все, кто вас знает? Вы, которого я и все уважали за доброту души, скромность и благоразумие, вы теперь вдруг впали в такой отвратительный порок, в котором, кажется, никогда не были замечены прежде».[2, c.96]  Ведь какие слова пишет ему Варенька, как убеждает! Но Макар и не думает раскаиваться, в ответ он пишет: «амбиция моя мне дороже всего…»[2, c.97] и вообще он считает, что никто ничего не узнает, «ну а в таком случае это все равно что как бы его и не было.» Мало того, он хочет сделать вид, что и того, о чем писала Варенька, как бы и нет: «Слава Богу, что не считаете меня вероломным другом и себялюбцем за то, что я вас у себя держал и обманывал вас, не в силах будучи с вами расстаться.»[2, c.98] Варенька жалеет его и посылает ему денег, а деньги эти ему: «сердце пронзили»[2, c.98], но все это подталкивает его лишь на упреки Вареньки, за ее упреки ему: «…вот именно-то теперь грех на вашей стороне и на совести вашей останется».[2, c.99] Макар понимает, что он запутался и оправдываться ему сложно, он говорит, что замотался на старости лет.

      Варенька прощает  его, она сочувствует ему и  приглашает обедать и сейчас, и в дальнейшем. Казалось бы, Макар должен скромно помалкивать, но он вновь ударяется в амбицию: «…не попрекайте меня.., ну уж был грех такой, что ж делать!»[2, c.103] После чего начинает обличать всех вокруг -пасквилянтов писателей, фальшивых благодетелей, богатых, которые по его мнению только и думают, что они в ресторанах обедают, а бедный человек кашу без масла есть будет. Досталось и Ратазяеву, которого он подозревает в распространении сплетен. Лишившись по его собственному выражению : «игривости чувств»[2, c.102] он лишается и заботы о том, чтобы не причинить боль Вареньке. Затем следует совсем уж непонятное: «Нечего греха таить, прогневили мы Господа Бога ангельчик мой».[2, c.106] Вот такой он Макар Девушкин, поди разбери его.      

          Тема добра и зла чрезвычайно интересовала Ф.М.Достоевского на протяжении всего периода его творческой жизни.  Для писателя нет ничего дороже и значительнее человека, хотя, может быть, нет ничего страшнее человека. Для него человек загадочен, соткан из противоречий, но в лице самого даже ничтожного человека он является абсолютной ценностью. Он пытался изучить человека в его реальности, в его светлых или темных движениях. В самом деле, чего больше в человеке: светлого или темного? Писатель считается непревзойденным исследователем именно «темной, подпольной» стороны человеческой личности.

         Переписка Макара Девушкина и  Варвары Доброселовой  начинается  довольно умилительно, в самом первом письме  можно прочитать такие строки: «Я даже и помечтал сегодня довольно приятно, и все об вас были мечтания мои Варенька. Сравнил я вас с птичкой небесной в утеху людям и для украшения природы созданной. Тут же подумал я, Варенька, что и мы, люди, живущие в заботе и треволнении должны тоже завидовать беззаботному и невинному счастию небесных птиц…»[2, c.9] и еще читаем

  «Маточка моя, чего сердчишку моему хотелось, личико Ваше мелькнуло у окна».[2, c.8] Может показаться, что это переписка молодых влюбленных людей. Однако еще читаем: «Не радость старость, родная моя».[2, c.8] Выходит, что это переписка немолодого уже человека с молоденькой девушкой. Несколько позже Макар пишет, что ему было семнадцать, когда он на службу явился и вот уже скоро тридцать лет стукнет моему служебному поприщу. Выходит ему примерно 47 лет, возраст довольно солидный.  А каков он есть в действительности? Он рассуждает о беззаботном счастии небесных птиц, ну чисто и сам пташка небесная! Однако в самом начале находим: «Зачем я не птица, не хищная птица!»[2, c.9] Эти строчки не его, он прочитал их у кого-то, но видно они ему очень уж понравились. Так выходит в нем есть и какая-то обратная сторона, потаенная, непонятная, темная… Да он и сам признается: «Чуден человек, очень чуден».[2, c.16] Вот эту обратную сторону человеческой личности в условиях бедности, задавленности, суровой социальной действительности и пытался понять писатель. Тем не менее, даже в таких тяжелых условиях люди не потеряли своего лица, свою душу, а Макар имеет твердую жизненную позицию и рассуждает что ему нужно для счастья: «Хороший чин, хороший оклад жалованья».[2, c.94] Однако на протяжении всего повествования сохраняется интрига: чего же добивается Макар Девушкин? Только ли добродетелью руководствуется он? Нет, вначале он робко просит: «Жить нам одним домком…»[2, c.16], а затем открыто признается в любви. Вскоре почти каждое их письмо заканчивается словами: «Любящий Вас.., Любящая Вас.., Вам душевно преданный…»[2, c.97]; [2, c.99]; [2, c.152] При этом Варвара недоумевает: «Вы говорите, что любовь ваша заставила вас таиться от меня».[2, c.95] Чего же он таится и боится?  Он боится огласки их отношений, что люди догадаются о темной, обратной сути их переписки. Вот какая темная мысль сидела в голове у Макара Девушкина, он ее боялся, но в итоге все так и получилось. Его переписку прочитали посторонние, обо всем узнали, да еще начали дразнить «ловеласом».  Итог их отношений можно подвести словами самого же Макара: «Маточка моя.., нужно быть не более не менее как кровожадным тигром, ну, а у меня сердце овечье.»[2, c.126]

        До конца своих дней Ф.М.Достоевский  оставался религиозной натурой,  он не сомневался в существовании  Бога. Наделены верой в Христа  и его герои, хотя не остается  сомнений, что их вера, их искания и непростые выводы о действительности жизни и есть выводы самого писателя, это его искания и его размышления о добродетели Бога.

       В  самом деле, почти каждая строчка  наших героев пронизана теплотой, душевностью, сердечностью… «Милостивый государь Макар Алексеевич!»  «Милая Варенька!» - так начинаются их письма. «Вас любящая В.Д.» «Покорнейший слуга Ваш Макар Девушкин,» - так заканчиваются их письма. Уже от одних этих строк становится светлее и теплее на душе. Ф.М.Достоевский верил в светлое начало человека вне зависимости от условий существования. Христиане называют это боговоплощением в человеке. Макар пишет: «…Всякое состояние определено Всевышним на долю человеческую.., способности устроены самим Богом.»[2, c.91] И в тоже время он недоумевает: «Вы у меня добрая, прекрасная, ученая, отчего же вам такая злая судьба выпадает на долю?»[2, c.133] Мы-то понимаем, что это не Макар Девушкин, а сам писатель ставит столь острый вопрос. Понимая, что порой обстоятельства бывают выше нас, устами Макара и Вареньки мастер делает вывод: «Что будет, то будет, как Бог пошлет»[2, c.161], «…во всем воля Божия и промысел творца небесного».[2, c.161] Ф.М.Достоевский размышляет о Боге, он понимает, что веру в Бога надо выстрадать, вымучить  духовно. А может не стоит противиться судьбе, не надо ее перемалывать и течет все так, как определено свыше, как пишет Варенька: «…я воле Господа покорна».[2, c.168]

Таким образом, уже в  первом романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевский обозначил основную тему своей творческой деятельности – это тема «маленького человека». Этой проблемы впоследствии касались такие мастера как: Н.М. Карамзин, В.Г. Короленко, А.М. Горький и другие писатели. Общепринятый факт в том, что по положению в обществе низших социальных слоев можно судить о нравственном здоровье такого общества. До сих пор считается, что именно Ф.М. Достоевский является непревзойденным знатоком человека, а именно: «маленького человека». Более того, он помог легализовать это человека. Писатель не был философом в чистом понимании этого слова, он не имел такого образования, однако вопросы обозначенные в его произведениях, в дальнейшем, дали пищу для многих философских изысков. Со времен Ф.М. Достоевского прошло полтора столетия. Сущность человеческой природы с тех пор не изменилась, поэтому считаю, что его произведения актуальны и в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Свободная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/

 2. Ф.М. Достоевский «Бедные люди. Белые ночи. Игрок», М.: АСТ: Астрель: АСТ МОСКВА, 2009. – 444 c.

 

 




Информация о работе Философские взгляды Ф.М. Достоевского в произведении «Бедные люди»