Философские размышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:36, контрольная работа

Описание

Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии.

Работа состоит из  1 файл

Контра по философии.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

3. Действительность эстетически нейтральна, источник прекрасного таится в душе индивида. Красота – результат определенного восприятия субъектом явлений действительности, «суждений вкуса», «чувствования», «проецирования духовного богатства на действительность», как полагали многие субъективистские направления в эстетике (романтики, модернизм).

4. Прекрасное есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасной жизни. Так полагали Сократ, Аристотель, Н.Г.Чернышевский. При таком подходе прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. С позиций этого подхода прекрасное – это эстетический образ реального предмета. Вместе с тем, прекрасное предполагает определенную идеализацию отражаемого предмета и доведение его до совершенства. В этом плане прекрасное есть построенная воображением модель предмета, гармонические черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца.

5. Эстетические разработки на основе учения К.Маркса утверждают, что прекрасное – это результат того, что объективные явления с их естественными свойствами втягиваются общественно-исторической практикой в сферу интересов человека и приобретают положительную ценность для человечества как рода, «одухотворяются», очеловечиваются трудом и становятся сферой свободы. В рамках этой позиции красота объективна, так как зависит не от восприятия того или иного индивида, а от реальной ценности предмета для человечества. Это эстетическое свойство имеет общественную сущность и формируется исторически. Наконец, прекрасное – сфера свободы человека, свидетельство того, что человечество овладело данным аспектом реальности.

 

          Безобразное – категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Как подсказывает этимология самого слова, безобразное значит без-образное, лишенное образа, меры, порядка, другими словами – хаос. На приведенной схеме безобразное характеризуется как распад формы, утрата содержания, бездуховность, бесчувственность, неразумие, хаотичность материи, господство необходимости.

          В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как следствие и форма проявления греховности. Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть отраженным в искусстве, в то время как в некоторых течениях модернизма оно истолковывалось как исключительная художественная ценность.

          Безобразное – антипод прекрасного. Однако эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением может сопровождаться чувством отвращения к самому предмету изображения. Так замечательная пьеса может быть посвящена отражению общественных пороков, а прекрасный портретист написать уродливое лицо.

 

    1. Что может быть смешным?

 

Афоризмы на тему философии:

Слово есть образ дела.      -   Солон

 

Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в  течение вечности, и все, что еще  будет в течение беспредельного времени.    -  Марк Аврелий

 

Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни.     -  Артур Шопенгауэр

 

Необходимость избавляет  нас от трудностей выбора.    -  Люк Вовенарг

 

Многих вещей нет  потому, что их не смогли никак назвать.  - Станислав Ежи Лец

 

Ум, не имеющий никакой  определенной цели, теряется; быть везде  – значит быть нигде.   -   Мишель де Монтень

 

Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых  затемнена их же глубиной.  -   Клод Адриан Гельвеций

 

Природа всегда сильнее  принципов.   - Дэвид Юм

 

Все вещи происходят из необходимости: в природе нет ни добра, ни зла.  -  Бенедикт Спиноза

 

Опираться можно только на то, что сопротивляется.  -  Блез Паскаль

 

И не было, и не будет, и теперь нет человека, который  достоин только порицаний или  только похвалы. -  Будда

 

По-видимому, на свете  нет ничего, что не могло бы случиться. -  Марк Твен

 

Мы не можем не желать своих желаний.   -  Артур Шопенгауэр

 

Желание - есть суть человека.  -  Бенедикт Спиноза

 

Что такое Хаос? Это  тот Порядок, который был разрушен при сотворении мира.   -  Станислав Ежи Лец

 

Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.    -  Конфуций

 

 

Такова болезнь великих  умов: они неохотно признают, что  обязаны своими знаниями ближним; они  хотят, чтобы думали, что они все  почерпнули в глубинах своего духа и что у них не было другого учителя, кроме собственного гения.   -  Пьер Бейль

 

Нигде не найти покоя  тому, кто не нашел его в самом  себе. -  Франсуа де Ларошфуко

 

    1. Иерархия ценностей современного человека

 

          Каждый человек не просто выбирает ценности. Он придает им различную значимость, то есть выстраивает в определенной иерархической системе. Существуют ли вечные ценности? Некоторые святыни сопровождают историю человеческого рода о самых истоков. Без них человечество не было бы тем, чем оно является. Эти ценности сохраняют в себе статус всечеловеческого. Святость жизни, достоинство свободы, величие любви, лучезарность истины, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый исток добра. Истина, добро, красота. Вера, надежда, любовь. В этих двух триадах испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека. В трудах многих выдающихся мыслителей понятие культура раскрывается в терминах классической философской традиции, а именно Истины, Добра и Красоты. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблемы человечества, - отмечает, скажем, Николай Рерих. - Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра - во всей его действительности.

          Общечеловеческие ценности существуют. Однако природа сложна, противоречива. Вот почему на протяжении человеческой истории они нередко оспаривались. Многим, возможно, кажется, что провозглашенные нами общечеловеческие ценности мгновенно вросли в ткань общественного сознания. Однако мы еще не успели утвердиться на новом ценностном пространстве, как со всех сторон посыпались достережения и доводы против общечеловеческого. Консервативно настроенные политики, философы, публицисты толкуют о том, что общечеловеческие ценности не рождаются в готовом виде, в панораме конкретной истории, они существуют в форме классовых, каковым и надлежит отдать предпочтение. Пророчествуют о космополитическом забвении национального, идеологически конкретного. Пугают идейным разоружением. Размышляют о том, что в диалектике общечеловеческого и классового мы неправомерно увлеклись (когда только успели!) первой стороной названного соотношения.

          Но вот что парадоксально: не менее яростное отвержение общечеловеческих ценностей ощутимо со стороны радикальной мысли, выступающей с прямо противоположных позиций от имени гуманизма и демократии. Особый гнев в данном случае вызывает частица "обще". Это она, подчеркивают радикалы, своей абстрактностью растворяет, обезличивает человеческое содержание одухотворяющих святынь. В пространстве всечеловеческого конкретный индивид размыт, его предпочтения неразличимы. Взамен персоналистской идеи, размышляют радикалы, опять предлагается нечто безличностное. Не проще ли на путях гуманистического обновления общества ограничиться ценностными ориентациями человека, а ненавистное "обще" отбросить как воплощение чуждой и анонимной сущности?

          В мировоззренческих спорах, как это ни огорчительно, историко философская традиция отступает на второй план. Идея надмирного, универсального, рожденная религиозной интуицией, философским прозрением и выстраданная всей историей человечества, становится объектом критики с позиции "злобы дня". Опыттоталчтарчзма заставляет нас с подозрением относиться клюбому идейному построению, внутри которого определяются некие пределы для личности. Философы и публицисты "Точены тем, чтобы освободить людей от всевластия доктри нальной мысли, деспотии государства, от полного растворения ^^ности в таких надличностных сущностях, как коллектив, нация, культура, человечество. Отсюда полемически заостренно стремление избавить человека от всех оков, раскрыть неисчерп емый потенциал персоналистской традиции, обеспечить безрг дельный примат индивида, противостоящего любым отчужде ным структурам и безымянным феноменам.

          Общечеловеческие ценности предполагают, прежде всего осмысление единства человеческого рода. Нет таких святынь которые почитались бы во все времена. Однако есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным. Христианство совершило колоссальный переворот в осмыслении универсальных связей, провозгласив заповедь: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". Отныне каждый человек сопричастен другому, между людьми укрепляется вселенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду.

          Общечеловеческие ценности предполагают сохранениесово купного духовного опыта. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эти абсолюты отражают достояние всего человеческого рода. Когда мы говорим об общечеловеческих достижениях, то нередко имеем в виду приобретения европейского мира. Скажем, не теряет своего значения рожденная в античностин^ея демократии. Доказали свою эффективность товарно денежные отношения. Оправдал себя духовный плюрализм.

          Но разве этим исчерпывается богатство человеческого рода? Пора осознать, что восточный мир внес в сокровищницу человечества свои неоспоримые и универсальные ценности. Допустим, идея ненасилия, осмысленная многими религиями, в том числе восточными. Или мысль о развитии телесных, духовных сил человека. Общекультурный опыт человечества еще предстоя изучить в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

  1. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994.

     2. http://www.afor.ru/

     3. http://www.ec-dejavu.net

     4. http://www.femida.info

     5. http://www.portalus.ru

 

     6. http://revolution.allbest.ru

 

 


Информация о работе Философские размышления