Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, автореферат

Описание

Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.

Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.

Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.

Работа состоит из  1 файл

Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи.docx

— 124.35 Кб (Скачать документ)

 

Понятие «телеработа» часто  ассоциируют с процессами виртуализации  экономических отношений. Телеработа выгодно отличается от привычных  ме-

 

ханизмов производственных отношений тем, что избавляет работника от необходимости физического присутствия на конкретном месте работы. Она изменяет и личностный фактор деловых производственных отношений между индивидами. Телеработа неразрывно связана с такими явлениями как «виртуальный офис» и «виртуальная корпорация».

 

Заслуживает внимания и такое  явление как телемедицина, под  которой понимается комплекс мер, обеспечивающий функционирование системы консультативно-диагностической  медицинской помощи, при которой  любой пациент или врач, получает дистанционную консультацию от специалиста, используя специализированное оборудование и каналы связи.1

 

Концепция создания «электронного  государства» и «электронного правительства» реализуется сегодня во многих странах  мира и нацелена прежде всего на внедрение принципиально новой модели государственного управления, ведущая роль в которой отведена информационным технологиям. В настоящее время происходит постепенный процесс интеграции административных органов, бизнес-структур и граждан страны в единое информационное пространство.

 

На основании всех рассмотренных  аспектов можно сделать вывод  о том, что социально-философские  исследования структуры компьютерной виртуальной реальности Интернета  и ее взаимосвязи с объективной  социальной реальностью носят междисциплинарный  характер.

 

Структура Интернет-сообществ в настоящий момент до конца не определена в силу непостоянства вновь образованных Интернет-сообществ и постоянными процессами трансформации социальных структур.

 

В контексте взаимосвязи  с объективной социальной реальностью  наблюдаются процессы интеграции по основным направлением общественной жизнедеятельности. Несомненно, что данные процессы будут набирать силу с развитием и совершенствованием информационных технологий. Все большую роль в системе общественных отношений будет отводиться информации и процессам ее передачи, т.е. коммуникации. В этой связи необходимо ожидать усиления интереса со стороны исследователей к проблемам природы информации, способов ее производства, методов хранения и передачи.

 

В третьем параграфе «Виртуализация общественной деятельности в области  политики» рассматривается процесс  интеграции технологии и политики в  свете развития политической системы  и механизмов политической коммуникации.

 

Автором анализируются предыстория  разработки концепции политической системы и политической коммуникации. В диссертации анализируются  модели политической системы Д.Истона, Г.Алмонда и К.Дойча, основной целью разработки которых было расширение и углубление знаний о традиционных взаимодействиях общественной структуры и политических институтов.

 

1 См.: http://www.e-nissia.ru

 

Д.Истон был одним из первых исследователей, использовавших при построении теории политической системы характерный для кибернетики системный подход. Он ввел в обиход политолога такие понятия как «вход в систему», «выход из системы», «обратная связь» и «внешняя среда». Его модель политической системы включает четыре фазы: от воздействия внешней среды в виде требований через преобразование этих требований в альтернативные решения, воплощающиеся в форме конкретных практических акций, до влияния результатов этих акций на внешнюю среду (социальную или природную). Идеи Истона получили дальнейшее развитие в концепции Г.Алмонда, который разработал типологию политических систем1. Современные политологи охарактеризовали концепцию Алмонда как структурно-функциональный подход к интерпретации политических систем. Суть этого подхода заключается в выделении трех аналитических блоков. Блоки выступают в качестве связующих конструкций между макросистемой и общественно-политической деятельностью отельных институтов, групп или индивидов, выступающих в качестве элементов политической системы.

 

Однако наибольшее внимание в диссертационном исследовании уделено информационно-кибернетической  модели К.Дойча, определившим политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. Дойч особенно выделяет функции информации и коммуникации в механизме функционирования политической системы, позиционируя их в качестве специфических ресурсов властных структур и политических субъектов и в качестве специфического инструмента или средством реализации интересов политических субъектов.

 

На рубеже веков концепция  формирования и развития информационного  общества получила поддержку со стороны  властных структур во многих странах  мира. В этой связи новые механизмы  политической коммуникации и информационные технологии позволяют в полной мере реализовать демократические права  и свободы граждан. Упрощение  процессов информационного обмена позволяет гражданам и объединениям более активно влиять на процессы подготовки и принятия политических решений.

 

В Российской Федерации наряду с действующей федерально-целевой  программой «Электронная Россия» осуществляется законодательная деятельность, направленная на правовое регулирование Интернета, начинают работать Интернет-представительства различных органов власти.

 

Современная политическая система  включает в себя не только государственные  политические институты, но и такие  элементы как политические партии, неправительственные и общественные организации, а также средства массовой информации. Именно СМИ стали проводником  новых Интернет-технологий и внедрения их в политическую сферу общественной жизни. Ин-

 

1 См.: Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. - М., 2002. - 546 с.

 

тернет сейчас принято ассоциировать с одной из разновидностей электронных СМИ, активно участвующих в политическом процессе и влияющих на общественное сознание. Результаты исследования аудитории Интернета позволили выработать основные методики и механизмы манипулирования политическим процессом и общественным мнением.

 

Использование Интернета  в качестве средства массовой информации получило широкую поддержку как среди субъектов политического процесса, так и среди представителей СМИ, деловых кругов и независимых экспертов. Это объяснялось многими факторами, такими как: 1) легкость, быстрота и дешевизна публикации; 2) возможность доступа к опубликованной информации из любой точки мира; 3) интерактивность; 4) неопределенный статус сетевой публикации (возможность публиковать сведения, не подходящие по формату или содержанию для традиционных СМИ, т.е. отсутствие цензуры); 5) совмещение многих возможностей печатных изданий, телевидения и телефонии, что позволяет Интернету играть роль не только информационной среды, но и средства общения, являться трибуной для политической рекламы и пропаганды.

 

Современное использование  Интернета как средства политической борьбы двояко: оно включает как  нормальное информирование общества и  обсуждение новостей (в том числе  и скрываемых официальными властями), так и организацию серий скандальных  материалов и компромата. Наилучшим  примером тут может служить опыт проведения предвыборных компаний 1998-1999 гг. в России.

 

Практически все политические акции и кампании теперь сопровождаются созданием специализированных серверов и шеЪ-страниц, посредством которых формируется имидж политика (акции, организации), ведется агитация, осуществляется коммуникация со сторонниками, и др. Многие политические партии, объединения и движения, а также большинство общественных и неформальных организаций обладают собственными узлами в Интернете. Не секрет, что сейчас разрабатываются новые технологии проведения избирательных компаний и выборов посредством Интернет-технологий.

 

Анализ возникающих с  развитием Интернета новых моделей  коммуникации в политическом процессе, изменение роли государства на информационном рынке и способов и стратегий  его взаимодействия с контрагентами; роль СМИ вообще и новых информационных технологий, в частности, в настоящее  время является одним из самых  перспективных направлений в  политической теории и междисциплинарных  исследованиях.

 

Развитие Интернет-технологий открывает перед обществом множество перспектив и дает надежду на качественный прорыв в самых разных сферах. Например, в том, что касается непосредственно политического процесса, Интернет может способствовать преодолению негативной тенденции к снижению уровня политического участия, упростив прямой контакт граждан и правительства, а также снизив затраты на согласование возможных путей политического

 

действия между индивидами, придерживающимися схожих взглядов, но не взаимодействующих непосредственно  в реальном мире. Интернет дает возможность  для создания виртуальных партий, основанных на неизвестных для современной  политической системы принципах  членства, которые потенциально будут  способны оперативно реагировать на изменения позиций своих членов по важнейшим вопросам и, таким образом, наиболее близко подходить к идеалу адекватной репрезентации интересов  тех или иных социальных групп  в политическом процессе.

 

В четвертом параграфе  «Виртуализация; общественной деятельности в области экономики» рассматриваются  процессы виртуализации экономической  и производственной сфер.

 

В настоящее время набирают силу процессы глобализации мировой  экономики, ориентированные на создание единого общемирового экономического пространства и интеграцию крупнейших бизнес-структур.

 

В научный и повседневный обиход прочно вошли понятия «сетевая»  или «Интернет-экономика» и «электронная коммерция». Существовавшие до сегодняшнего дня социально-экономические теории фактически игнорировали информационный аспект деятельности человека и вследствие этого не располагали инструментарием  для исследования экономических  форм деятельности людей, основанных на применении информационных технологий, в том числе и сетевой экономики.

 

Область экономики была одной  из первых, куда наиболее активно начали проникать достижения компьютерной мысли.

 

Экономический рост, связанный  с распространением Интернет-иехнологий, обусловлен прежде всего преимуществами новых механизмов коммуникации и информационного обмена.

 

Таким образом, распределение  капитала и финансовые потоки в полной мере зависят от потоков информационных. В этом контексте «информационную  экономику» можно определить как  сложную многоуровневую структуру, включающую в себя создание новых  информационных технологий и программных  продуктов, телекоммуникационные и  провайдерские услуги, электронный бизнес, электронные рынки, электронные биржи, электронные платежные системы, телеработу, дистанционную занятость и т.п. Важнейшей составляющей сетевой экономики является Интернет-бизнес, который в свою очередь включает в себя электронную коммерцию.

 

Развитие Интернет-экономики характеризуется процессом виртуализации основных экономических институтов. Чаще всего это связано с распространением симуляционных компьютерных технологий, позволяющих имитировать большую часть привычных хозяйственных и экономических операций. Например, в последние годы привычной практикой стала покупка различных товаров в Интернет-магазинах, витрина, способ расположения и классификация товаров

 

в которых напоминает обычный  поход в магазин, с той лишь разницей, что человек совершает  покупку, не выходя из дома или рабочего места.

 

Процессы компьютеризации  оказывают влияние и на другие институциональные формы, например симуляцию труда, предполагающую новую  модель организации рабочего места  в любой физической точке пространства. В перспективе симуляции труда  как продуктивной деятельности, возможна в той организационной форме, которая получила название «виртуальная корпорация», временного альянса независимых  компаний или индивидуальных агентов  для решения стратегической, но единичной  задачи.

 

Процесс виртуализации экономики  затронул и деньги. Скорость обращения  денежной массы заметно возросла из-за применения современных электронных  платежных систем, телебанкинга и электронных расчетов. Это в свою очередь породило ряд проблем, связанных с контролем движения и обращения денежных средств, влияния электронных денег на экономический рост и уровень инфляции.

 

Виртуальный продукт, информационное производство, виртуальный офис и  виртуальная корпорация, электронные  деньги допускают и провоцируют  превращение компьютерных сетей  не только в главное средство, но и в среду экономической деятельности.

 

Таким образом, Интернет - это  новая динамически развивающаяся  информационная среда, обладающая огромным потенциалом, способная в перспективе, наряду с усилением роли рынка  интеллектуальных услуг и дальнейшим развитием информационных технологий, во многом определять развитие мировой  экономики.

 

Рост влияния Интернета  на развитие и общую стабилизацию экономики доказывают следующие  процессы: 1) ускоряются темпы глобализации информационного пространства, налаживаются механизмы информационного взаимодействия субъектов экономического рынка; 2) развитие систем электронной коммерции  обеспечивает возможность прямой продажи  товаров и услуг, минуя услуги посредников (таким образом, уменьшается  объём спекулятивного капитала, и  соответственно увеличивается объём  инвестиций в производственную сферу); 3) использование схем электронных платежей систем электронной коммерции позволяет ускорить оборот денежных средств; 4) создаются обширные возможности для открытой конкуренции на рынках товаров и услуг; 5) происходит уменьшение влияния территориального положения, ранее создающего границы для организации информационного взаимодействия с потенциальными клиентами; 6) создаются принципиально новые виды услуг; 7) ускоряется процесс рекламы, продвижения товара, получения оперативной обратной связи с потенциальными клиентами и т.д.

Информация о работе Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи