Философия средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:38, реферат

Описание

Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков.

Содержание

Введение
1. Основные положения философии средневековья
2. Общая характеристика философии средневековья
3. Основные представители философии средневековья
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Факультет экономический

Кафедра финансов и бухгалтерского учета

Специальность 080105 – Финансы и кредит

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

На тему: Философия средневековья

по дисциплине «Философия»

 

 

 

 

Исполнитель

Студент группы                          _______________________           

 

 

Руководитель,

Доцент                                   _______________________            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение                                                                                                                  3

1. Основные положения философии средневековья                                            4

2. Общая характеристика философии средневековья                                          4

3. Основные представители философии средневековья                                    8

Заключение                                                                                                               10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Повествование о средневековой философии нужно начать с философии раннего Христианства, в частности с Блаженного Августина. Об Августине можно сказать всё что угодно, но нельзя сказать, что он был человеком Средних веков, т.к. он жил намного раньше. Но дело не только в этом, но и в том, что по всему своему культурному облику, по всем своим привычкам, по своим интересам это ещё был человек Античного мира. Конечно, его нельзя назвать полностью и Античным философом, и не случайно в истории философия Августина и философия раннего Христианства не рассматривается как часть Античной философии.  

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее, есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневековой философии. Итак, период возникновения средневековой философии - I-IV век н.э.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio – творение, создание).

Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.     Понимание бытия в средние века нашло свое выражение в формуле: ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы). Так как Бог и только Бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, тоже хорошо и совершенно.

В средневековой философии проводится различие бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса:

1.      Есть ли вещь?

2.      Что она такое?

3.      Какова она?

4.      Почему (для чего) она есть?

Если первый вопрос требует установить существование, то остальные - сущность вещи.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Для эпохи Средневековья характерен феодальный социально-политический строй. Основные слои населения: крестьяне-колонны, ремесленники, купцы, феодалы. В феодальном обществе большую роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями, и центрами земледелия, и очагами просвещения и культуры. В эллинистическо-римскую эпоху происходит формирование больших единых государств, в которых власть концентрировалась в руках определенных центральных органов, будь то единоличный правитель или республиканское правительство. С целью «поддержания единства» государственной мозаики, состоявшей из различных и недружественных этнических групп, правитель для усиления власти центра иногда изображался богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа. В таких государствах, в дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, существовали на грани физического выживания полностью бесправные рабы. Люди обратились к поискам сверхъестественного в собственном внутреннем мире. Они искали решение проблем исключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Христианство обращалось к каждому. Оно провозглашало надежду для каждого. Вопреки политическому бесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для каждого. Земная жизнь, провозглашало христианство, является частью драматического исторического процесса, в конце которого каждого ожидает справедливое вознаграждение за страдания и несправедливости этой жизни. Превыше всего этого пребывает Бог-Отец, создатель мира, дух всемилостивый, всесправедливый и всеправедный. Христианство сыграло огромную роль в развитии философской мысли. Оно внесло следующие новые идеи:1) Идею «человека как центра всего»; 2) Идею линейности истории; 3) Представление о Боге как Личности и Творце.

Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии. В пределах теологии как таковой философское мышление выполняет главным образом «служебную роль», ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает «Слово Божие». Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична. Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога.

Основными принципами философии Средневековья являются:

1. Теоцентризм - центром мира является Бог.

2. Монотеизм – единобожие.

3. Теодицея - оправдание бога-творца в наличие зла на земле.

4. Супранатурализм - все в мире имеет сверхъестественную природу.

5. Сотериологизм - ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души.

6. Ревеляционизм - принцип богооткровенности.

7. Креационизм - сотворение мира Богом из ничего

8. Антропоцентризм - человек есть центр Вселенной, венец творения Бога.

9. Провиденциализм - божественный замысел предопределяет историю людей как план спасения человека

10. Эсхатология - учение о конце мира.

11. Символизм - нахождение скрытых символов в вещах для поиска утраченного единства.

12. Экзегез - толкование религиозных текстов.

13. Герменевтика - толкование любых текстов.

Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.

Патристика (II-VI век н.э.)

Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:

1) Апостольский период (до середины II века) - время деятельности апостолов-евангелистов.

2) Апологетика (середина II века - начало IV) - Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

3) Зрелая патристика(IV-VI) - Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

Схоластика(VII-XIV)

Слово «схоластика» происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога - он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.

 

4. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Августин Блаженный (Св. Августин) (354 – 430 г.г.).

Произведения. «Против академиков» - полемический трактат, направленный против скептицизма; «О блаженной жизни» - книга о зависимости счастья от степени познания Бога; «О граде Божием» (413--426 гг.) - основная работа Августина, которая содержит его историко-философские взгляды, и, наконец, «Исправления» -- произведение, быстро написанное незадолго до смерти, в котором Августин собрал свои основные идеи и откорректировал их в церковном духе. Взгляды. Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Бог - есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично - Бог есть исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношение к миру у Августина центральная. Размышления Августина о Боге привели его к проблеме вечности и времени. По Августину время - есть какое-то протяжение. Вечность же мыслиться им так: в мире мыслей - идей Бога все есть раз и навсегда - статичная вечность неотделима от бога. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него бог. Человек доступно познание мира только с помощью органов чувств. При этом он: 1) выделяет изучаемую вещь из всего множества вещей, 2) познает все ее стороны и свойства, 3) определяет ее полезность на основе своих ощущений. Человек живет в Земном царстве, похожем на разбойничий стан, который держится лишь войной, завоеванием и насилием. Люди должны стремиться к Небесному царству посредством праведной жизни. Земная церковь есть посредник между этими двумя царствами.

Фома Аквинский (1225-1274).

Произведения. Самые знаменитые произведения - «Сумма теологий», «Сумма против язычников». Взгляды. Основная цель отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля, утверждал, что всякое бытие может быть лишь бытием единичных, отдельных вещей. Основные понятия Фомы - понятия действительности и возможности. Каждая вещь есть сочетание «формы» и «материи». При этом «материя» - это возможность принять форму, а «форма» - «действительность» по отношению к материи, уже принявшей форму. Материя не может существовать отдельно от формы, но форма может существовать отдельно от материи. То есть ничто материальное не может существовать независимо от высшей формы - Бога, а сам Бог есть чисто идеальное существо. Во всех созданных богом вещах сущность отличается от существования. Существование выше сущности. Приводит доказательства существования Бога. 1. Все движущееся приводится в движение чем-то иным. Перводвигатель - тот, кого зовут Бог. 2. Все в мире чувственных вещей имеет свою причину. Превопричиной является Бог. 3. Все случайное имеет необходимость в чем-то другом. Бог - первонеобходимость. 4. В мире имеются все ступени совершенства. Бог - первосовершенство. 5. Все в мире ведет себя целенаправленно. Бог - первоцель и для всего и перворуководитель. Воля человека только стремится к познанию. Ум человека уже обладает познанием. Свобода выбора человека основана на суждении ума. Цель деятельности человека - познание. Достижение счастья есть результат деятельности ума. Целью существования человеческого общества является содействие индивидами целей морали. Власть государя должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе - Христос, на земле - папа римский.

Информация о работе Философия средневековья