Философия Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:28, реферат

Описание

В.С.Соловьев, говорил А.Мень, подобно Ломоносову, соединил в себе всё. Он был не только философом, но и незаурядным поэтом, литературным критиком, переводчиком Платона (лучшего перевода на русский язык "Протагора" пока нет), публицистом, общественным деятелем. Ему принадлежат 60 словарных статей в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. Его статьи о Пушкине, Лермонтове, Тютчеве, Достоевском, А.К.Толстом, Фете и Полонском показывают чем может быть литературная критика при религиозном подходе, какие новые глубины при этом открываются.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….. 2
Бог есть любовь……………………………………….…………………………………….…. 3
«Смысл любви»…………………………………………………………………………….….. 9
Любовь к народу…………………………………………………………………….….…….. 13
Заключение………………………………………………………………….………………… 15
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Философия соловьева.docx

— 50.28 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………….. 2

Бог есть любовь……………………………………….…………………………………….…. 3

«Смысл любви»…………………………………………………………………………….….. 9

Любовь к народу…………………………………………………………………….….…….. 13

Заключение………………………………………………………………….………………… 15

Список литературы…………………………………………..……………………………….. 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

"Любовь  долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится".

Что говорит  современному человеку имя Владимира  Соловьева? Кто-то вспомнит его стихи. Чего-то слышали. Идеалист какой-то. В  общем-то немного. Есть, конечно, специалисты по Соловьеву, но не об них речь.

Соловьев принадлежит  к старшему поколению тех мыслителей рубежа веков, которых коммунистический режим всячески замалчивал. В него входят такие личности как свящ. Павел Флоренский, свящ. Сергий Булгаков, свящ. Георгий Флоровский, Николай Бердяев, Семен Франк, Георгий Федотов и др. Можно даже сказать, что В.С.Соловьев был в большой степени их духовным и интеллектуальным отцом. Все они были "идеалистами", своим "абстрактным гуманизмом" отвлекали людей от классовой борьбы, поэтому и не вписывались в "материализм" нового коммунистического режима. Многие из них в 1922г. были высланы из России, как "чуждый элемент", впоследствии жили и работали в Европе и США. Они не эмигранты, а изгнанники. Те, кто не уехал, погибли в сталинских лагерях (П.Флоренский, Л.Карсавин). В России их книги не издавались, их не изучали в школах и институтах, а если их имена и упоминались, то с каким-нибудь хлестким эпитетом, они были "не наши". В последнее время кое-что из их работ, в том числе и В.С.Соловьева, переиздано в России, но по-настоящему они в российскую культуру так и не вошли, хотя они этого заслуживают не менее, чем многие из привычных нам имен.

Упорное нежелание  воспринимать всерьез их идеи на общественно-политическом уровне – одна из причин нынешнего  не только духовного, но и экономического кризиса в России.

В.С.Соловьев, говорил А.Мень, подобно Ломоносову, соединил в себе всё. Он был не только философом, но и незаурядным поэтом, литературным критиком, переводчиком Платона (лучшего перевода на русский язык "Протагора" пока нет), публицистом, общественным деятелем. Ему принадлежат 60 словарных статей в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. Его статьи о Пушкине, Лермонтове, Тютчеве, Достоевском, А.К.Толстом, Фете и Полонском показывают чем может быть литературная критика при религиозном подходе, какие новые глубины при этом открываются. Его влияние на русский символизм, на Блока известно.

Популярный образ  Соловьева сильно мифологизирован. Соловьев, конечно, давал богатую  пищу для любителей мистической  романтизации начала 20-го века. У него были видения Софии, он слышал голоса, писал стихи. Но это вовсе не означает, что у него было плохо с логикой. Здесь он превосходил многих толстокожих "реалистов".

В.С.Соловьев рано проявил необычайные способности к философии. Уже в 21 год, после окончания Московского университета и года вольнослушательства в Духовной Академии в Сергиевом Посаде (под Москвой), он 24 ноября 1874 года в Санкт-Петербургском университете успешно защищает магистерскую диссертацию "Кризис западной философии (против позитивистов)". Позже появятся: "Критика отвлеченных начал" (Докторская диссертация,1880), "История и будущность теократии" (1887), "Смысл любви" (1892-1894), "Оправдание добра" (1894-1897), "Три разговора" (1900).

 Бог есть любовь

Истинное знание является результатом эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи. Рациональная форма  знания не теряет свой смысл, а лишь дополняется привнесением жизненного начала. Философия, основанная на этих началах, стремится соединить полноту  содеражния духовных созерцаний Востока с логическим совершенством западной формы. В её задачи входит осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Объективное значение знания, его логическая необходимость и связь возможны только в том случае, если абсолютное начало – Бог – как всеединство придаст миру характер завершенной органической системы. Та же самая внутренняя связь, существующая между Богом и миром, имеет место во всех других положительных проявлениях существования. Цельное познание реальности в целом неизбежно приводит не только к религиозному, но и к христианскому мировоззрению, которое зиждется на учении о Богочеловечестве, т.е. Божестве и человеке, воплощенных во Христа. История такого воплощения "...естественно завершается личным соединением живого Бога со всем существом человека – с разумной душой и материальным телом".

Абсолютное есть единство всего, что существует. Абсолютное первоначало выше действительного  содержания и реальной формы. Обусловливая содержание и форму, устанавливая их внутреннюю связь, оно вместе с тем  свободно от всяких определений и  всякого существования, так как  определенное существование всегда относительно. Абсолютное первоначало обладает способностью существования, а поэтому можно сказать, что оно существует. Однако утверждать только так было бы не совсем правильно, ибо в действительности абсолютное первоначало выше бытия и силы. Всякое существование, будучи относительным и, следовательно, множественным, является по отношению к абсолютному его другим. Если бы абсолютное оставалось "другое", то это другое было бы границей или отрицанием абсолютного и, следовательно, абсолютное было бы "ограниченным, исключительным и несвободным", т.е. оно уже не было бы абсолютным. Следовательно, абсолютное первоначало "есть единство себя и своего отрицания". Отсюда следует, что абсолютное начало есть любовь, потому что оно – самоотрицание существа и утверждение им другого.

Таким образом, в абсолютном можно различить два полюса: первый – начало абсолютного единства и "свободы от всяких форм и всякого проявления", второй – начало существования, то есть множественности форм. Первый полюс есть абсолютное в себе или абсолютное, находящееся выше существования, и, следовательно, представляет положительную потенцию существа. Второй полюс, будучи стремлением к существованию, есть ощутимое отсутствие существования и, следовательно, представляет его отрицательную непосредственную потенцию или materiaprima (первая материя).

С одной стороны, каждое существо есть сила, т. е. самостоятеьный центр деятельности, а с другой стороны – носитель идеи какой-либо особенной стороны божественного всеединства. Таким образом, существо приобретает индивидуальный характер, а его деятельность преследует разумную цель.

Человек являет собой пример такого существа. Человеческой личности принадлежит "отрицательная  безусловность". "Она не хочет  и не может удовлетвориться никаким  условным ограниченным содержанием". Она убеждена, что "может достигнуть и положительной безусловности", а также "полноты бытия". Однако сам человек не может обрести  абсолютную полноту бытия, которая  дается только посредством полного  взаимопроникновения всех живых  существ, объединенных любовью друг к другу и Богу. Идея абсолютной полноты бытия как конечной цели содержится в сознании любого существа. Однако абсолютная полнота бытия  и не может быть достигнута механически, ибо ее достижение есть акт свободный. Этот акт зиждется на чувстве любви  к Богу и всем существам. В стремлении к достижению этой цели многообразие мира постепенно становится единым целым, т. е. абсолютным. Таким образом, мир  есть абсолютное становящееся, в то время как Бог есть абсолютное сущее. Существа этого мира только в том случае могут подняться до Бога, если они проникаются чувством совершенной любви, т. е. отрекаются от своего самоутверждения. Это самоотречение не приводит к потере индивидуальности. Наоборот, оно обнаруживает истинное я и совершенную жизнь в Боге. Существо избирающее другой путь, а именно путь ненависти к Богу и соперничества с ним, вступает в область сатанинского бытия. Знакомая нам область земной жизни составляет среднее между этими двумя полюсами. Она наполнена существами, которые не борются против высшей цели их существования – разделения божественного совершенства. Эти существа пытаются разделить божественное совершенство без чувства совершенной любви к Богу, не подчиняя свою волю божественному провидению. Как бы то ни было, они руководствуются волей своего я и своим эгоизмом. Из истории грехопадения мы знаем, что это приводит к гибельным последствиям. Отвергая добровольную покорность Богу, человек становится рабом природы, которая также подвержена глубоким изменениям. Существа, сохраняющие свою эгоистическую исключительность, становятся непроницаемыми по отношению друг к другу. Их жизнь строится на грубых принципах материального мира, допускающих внешние отношения и исключающих внутреннее единство.

Задача человека как разумного существа состоит  в преодолении всех проявлений зла  и несовершенства, являющихся следствием грехопадения и связанных с непроницаемой  вещественностью. Человек должен совершенствовать далее процесс воссоединения  всех существ и Бога. Однако он не может этого сделать, не принося  себя в жертву ради любви к Богу и цельному миру. Тем не менее один человек не может осуществить великую задачу обожествления мира, так как положительная потенция бытия принадлежит только Богу.

Христианское  учение зиждется на откровении и говорит  о Боге как о личности, как о  трех ипостасях. Три абсолютные ценности – благо, истина и красота –  соответствуют трем ипостасям Святой Троицы.

Ценности, носителями которых являются эти три лица, суть просто различные формы любви, если под этим словом понимать "всякое внутреннее единство, всякое изнутри идущее соединение многих". Таким образом, "благо есть единство всего или всех, т.е. любовь как желаемое ("единство существенное")", "Истина есть та же любовь, т.е. единство всего, но уже как объективно представляемое: это есть единство идеальное". "Наконец, красота есть та же любовь (т.е. единство всех), но как проявленная или ощутимая: это есть единство реальное".

Любая из трех ипостасей  Святой Троицы обладает силой исключительного  самоутверждения, но добровольно отвергает  его и остается в полном единстве с двумя другими, осуществляя, таким  образом, благо, истину и красоту  в их первичной форме. "Первое благо есть нравственная гармония трех первых субъектов, или их соединение в одной воле; первая истина есть умственная их гармония, или их соединение в одном представлении, наконец, первая красота есть чувственная  или эстетическая гармония этих субъектов  – их соединение в одном чувстве". Итак "абсолют осуществляет благо через истину в красоте".

Святая Троица есть достигнутый идеал консубстанцианальности на основе совершенной любви. Вот почему Святой Сергий Радонежский посвятил церковь в своем монастыре Святой Троице, для того чтобы созерцающие истину божественного триединства монахи имели возможность сделать все, что было в их силах, для воплощения этой истины в жизнь.

Бог есть любовь как в сфере Св. Троицы, так и в отношении к миру. Стремление к миру множественности само по себе является актом любви. Более того, Божественная любовь неотделима от всех положительных проявлений космического существования. Множественность творений может достигнуть полноты бытия только благодаря слиянию в одно целое, в один живой универсальный организм. "Эта – то целость всего, пребывающая сама по себе в неизменном покое вечности, открывается и проявляется во всесоединяющем смысле мира, так что этот смысл есть прямое выражение или Слово (Логос) Божества – явный и действующий Бог". Разумный смысл сохраняется даже в мире, отпавшем от Бога, поскольку всем существам, во всяком случае, свойственно неопределенное инстинктивное стремление в всеобъемлющему единству. Это общее для всех стремление выходит из пределов каждой отдельной личности и, как универсальная жизнь всего, что существует, может быть названо мировой душой. Таким образом, даже в состоянии отделения от Бога мир множественности есть единый организм. Этот организм не отличается совершенством. Вначале его части удерживаются вместе посредством внешнего закона, и только в результате медленного исторического процесса они постепенно составляют "новое положительное объединение этих элементов в форме абсолютного организма или внутреннего всеединства". Абсолютная форма этого единства, его вечная божественная идея, София, содержится в божественном Логосе. Таким образом, Логос есть вечный духовный центр космического организма. Возникновение олицетворенной Софии или абсолютного организма "возможно только при совместном действии Божественного начала и Мировой Души". Процесс этот медленный и трудный, так как он требует свободного акта любви к Богу. "Свободным актом мировой души объединяемый ею мир отпал от Божества и распался сам в себе на множество враждующих элементов; длинным рядом свободных актов все это восставшее множество должно примириться с собою и с Богом и возродиться в форме организма".

Ради ускорения  этого процесса Божественный Логос, любовь которого никогда не оставляет  мир, снисходит в поток событий, воплотившись в личность Иисуса Христа. Таким образом, Божественный Логос "из центра вечности делается центром  истории". Этот акт любви, следствием которого является совершенный союз Бога и человека, не может быть простым  возвратом к изначальному непосредственному  единству с Богом. Такое единство характерно для человека в период безгрешности. После грехопадения мира нужно стремиться к новому единству. Оно может быть достигнуто лишь посредством  свободной деятельности и жертв как со стороны Бога, так и человека. Принимая ограниченное человеческое сознание, Божественное начало снисходит на землю, смиряется и принимает на себя образ слуги. Однако "Божественное начало здесь не закрывается только границами человеческого сознания для человека, как это было в прежних неполных теофаниях, а само воспринимает эти границы; не то, чтобы оно всецело вошло в эти границы природного сознания, что невозможно, но оно ощущает актуально эти границы как свои в данный момент, и это самоограничение Божества в Христе освобождает Его человечество, позволяя его природной воле свободно отречься от себя в пользу Божественного начала не как внешней силы (каковое самообречение было бы свободно), а как блага внутреннего, и тем действительно приобрести это благо". Таким образом, в одной Богочеловеческой личности сочетаются две природы и две воли. Эта личность, как Бог свободно отрекается от славы Божией и тем самым как человек получает возможность достигнуть этой славы Божией. На пути же этого достижения человеческая природа и воля Спасителя неизбежно встречаются с искушением зла. За актом духовного героизма неизбежно следует акт физического героизма и победы над физической природой, над смертью и страданием. Это завершается воскресением во плоти, свободной от материальной тяжести и непроницаемости. И в силу этого личность способна стать "прямым выражением и орудием Божественного Духа, истинным духовным телом воскресшего Богочеловека".

Философия Соловьева  по своему характеру является антропоцентрической. Человек – вершина творения. Возрождение  мира совершено Богом совместно  с человеком, который также выразил  божественную идею гуманности. Такой  идеально совершенный человек является высшим проявлением Софии, Божественной мудрости. Но совершенный человек  явился во Христе. Поэтому Богочеловек Иисус Христос является единением Логоса и Софии.

Принцип "Софии" имеет всеобъемлющее значение для  мира и поэтому может получить различные определения из различных  точек зрения. София как относительно пассивное начало, посвященное Богу и получающее от него свою форму, есть вечная Женственность. "Для Бога Его другое (т. е. вселенная), – говорит  Соловьев, – имеет от века образ  совершенной Женственности, но Он хочет, чтобы этот образ был не только для него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого индивидуального  существа, способного с ним соединиться. К такой же реализации и воплощению стремится и сама вечная Женственность, которая не есть только бездейственный образ в уме Божием, а живое  духовное существо, обладающее всею полнотою сил и действий. Весь мировой и исторический процесс есть процесс ее реализации и воплощения в великом многообразии форм и степеней".

Информация о работе Философия Соловьева