Философия Рене Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 23:33, контрольная работа

Описание

Цель работы исследовать особенности философии Р.Декарта.
Актуальность данной работы, посвященной философии Рене Декарта (15961650), обусловлена, прежде всего, тем центральным положением, которая его философская концепция занимает в европейской философии Нового времени и последующих веков.

Содержание

Введение. Общая характеристика нового времени и философии этой эпохи.
2. Философия Декарта:
1. История жизни и творчества Декарта.
2. Основы философии Декарта.
.
3. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

dekart контрольная.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат: 
 

Философия Рене Декарта 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:  

                  Принял:  
                   
                   
                   
                   
                   

                                                         Содержание 
 

    Введение. Общая  характеристика нового времени и  философии этой эпохи.

  1. Философия Декарта:
  1. История жизни и творчества Декарта.
  1. Основы философии Декарта.

    .

  1. Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Введение. Общая характеристика

                            нового времени и философии этой эпохи 

    Цель работы исследовать особенности философии Р.Декарта.  
Актуальность данной работы, посвященной философии Рене Декарта (15961650), обусловлена, прежде всего, тем центральным положением, которая его философская концепция занимает в европейской философии Нового времени и последующих веков. Более того, в сочинениях французского мыслителя был задан целый ряд новых перспектив в философском изучении духа, материи, метода, позволивший историкам философии говорит о Декарте как о зачинателе эпистемологического поворота в философии, благодаря которому главными предметными областями философской рефлексии в последующие три столетия, стали проблемные конфигурации, связанные с философией сознания и теорией познания.  
Несмотря на то, что за последние три столетия проблемные поля философского дискурса претерпели существенные изменения, а большинство предложенных Декартом ответов на поставленные им проблемы были отвергнуты современными философами, сама постановка выдвинутых им вопросов о необходимости предельного обоснования философского знания, об основных свойствах и функциях ментальных феноменов, о соотношении сознания и тела, духа и материи, о роли метода в философском и научном познании, продолжает оставаться отправной точкой для постановки и решения многих философских головоломок. В этой связи можно, на наш взгляд, с полным правом говорить о том, что философия Декарта по прежнему сохраняет роль того отдаленного смыслового горизонта, в рамках которого, пусть и в трансформированном виде, происходит обсуждение центральных проблем философии в современном философском дискурсе. 
 

    Рост  социальной значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и  промышленной жизни, развитие научного, в частности естественнонаучного, познания, опирающегося на эмпирию  и опыт, представляют социальную и  гносеологическую основу, из которой  возникла и черпала силы как конкретная философия Бэкона и Декарта, так и вообще вся философия Нового времени.

    Для формирования науки Нового времени, в частности естествознания, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся  на чувство. Поворот к чувственному познанию действительности, начавшийся в эпоху Ренессанса, приносит с собой небывалый рост фактических данных в различных областях, как формирующейся науки, так и производственной и социальной (ремесленной) практики.

    Формирование  естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но определённых систем, целостностей. Перед философами и учёными встаёт вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической ориентации новой философии.

    .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               История жизни и творчества Декарта 

    Рене  Декарт (1596 – 1650) является одним из выдающихся мыслителей Нового времени. Во Франции  в период, когда складывалось философское  мышление Декарта, происходит усиление центральной власти. Кардиналу Ришелье удалось постепенно ликвидировать все очаги сопротивления гугенотов и создать прочное централизованное государство, которое ещё страдало от внутренних потрясений, но уже выступало как одно из важнейших на арене европейской политики. Французская буржуазия в то время ещё только возникала. Централизованное государство с крепкой монархической властью, с одной стороны, создавало благоприятные условия для развития внутреннего рынка. Однако, с другой стороны, абсолютизм заметно закреплял сословные деления и привилегии. Вместе с этим во французской культурной и духовной жизни окрепла позиция католицизма, под влиянием которого находились все центры образования в стране. Однако он не мог ни во Франции, ни где-либо в Европе подавить прогресс естественнонаучного познания, стимулировавшегося развитием производственных сил. Именно достижения в развитии естественных наук сильно повлияли на формирование воззрений Декарта.

    Наиболее  выдающиеся из его философских трудов – это работы, посвящённые методологической проблематике. К ним принадлежат прежде всего «Правила для руководства разума», написанные в 1628 – 1629 годах, в которых Декарт излагает методологию научного познания. В 1643 году выходит его труд «Начала философии», в котором полно изложены его философские воззрения.

    Кроме того, Декарт является автором ряда исследований, касающихся самых различных  областей человеческого познания. К  наиболее значительным из них принадлежит  «Реферат о свете», над которым  он работал в 1630 – 1633 годах, затем его «Диоптрика», где он заложил основы геометрической оптики

    Декарт  интенсивно занимался и экспериментальными (говоря современными терминами) науками, например, в связи с диоптрикой он изучает анатомию человеческого  глаза. Одна из его выдающихся заслуг относится к психологии (он первым выдвигает идею условного рефлекса). Как создатель аналитической геометрии, он внёс большой вклад в развитие математики и математического мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Основы философии Декарта 

    Естествознание 16-го – 17-го столетий ещё не формулирует  новые принципы познания (по крайней  мере, без соответствующей степени  общности). Оно скорее реализует  их непосредственно в процессе овладения  своим предметом. Философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий актуальному состоянию естествознания, но и полностью определяющий направление его развития. Одновременно она вносит и основополагающие изменения в развитие самого философского мышления, новую ориентацию в философии, которую Гегель характеризует словами: «Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии… Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Всё предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто» [2].

    Первую  и исходную определённость всякой философии  Декарт видит в определённости сознания – мышления. «Требование, что должно исходить из мышления как такового, Декарт выражает словами: «De omnibus dubitandum est» (во всём должно сомневаться); это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всех определений» – так характеризует исходный путь философии Декарта Гегель [2].

    Декартово сомнение и «отвержение всех определений» исходит, однако, не из предпосылки  о принципиальной невозможности  существования этих определений. Это  не скепсис, с которым мы встречались, например, в античной философии. Принцип Декарта, согласно которому во всём следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Как пишет Гегель, этот принцип «имеет скорее то значение, что мы должны отречься от всяких предрассудков, то есть от всех предпосылок, которые бывают принимаемы непосредственно как истинные, и должны начать с мышления и лишь отсюда прийти к чему-то достоверному, чтобы обрести подлинное начало» [2]. Скепсис Декарта, таким образом, по своей сути является скепсисом методологическим. Он выступает как скепсис, который рушит всякие (мнимые) достоверности, чтобы найти единственную (действительную) достоверность. «Первичная» достоверность может быть краеугольным камнем, положенным в основание всей конструкции нашего познания. К этим выводам Декарт приходит на основе исследований и собственного личного опыта.

    «Всё, что я до сих пор полагал  наиболее истинным, я получил либо от чувств, либо при их посредстве. Но чувства я иногда уличал в обмане, и разумно будет не всегда крепко верить тем, кто хотя бы раз нас обманул». Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я – в сознании, в его внутренней сознательной очевидности. «Если мы отбросим и провозгласим ложным всё, в чём можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует…»

    Математика, в которой основой является идеальная  конструкция (а не то, что этой конструкции  соответствует в реальной природе), считается наукой, достигающей своих  истин с высокой степенью достоверности. «Вероятно, мы не будем судить превратно, если скажем, что физика, астрономия, медицина и все остальные науки, зависящие от наблюдения сложных вещей, имеют сомнительную цену, но что арифметика, геометрия и другие науки, которые рассуждают лишь о вещах наипростейших и наиболее общих и мало беспокоятся о том, есть ли эти вещи в природе или нет, содержат нечто достоверное и несомненное. Ведь и во сне и во бдении два плюс три дают всегда пять, а прямоугольник имеет не больше четырёх сторон. Кажется невозможным, чтобы такие очевидные истины подозревались в неправильности». Как отмечает Гегель, у Декарта «философия лишается религиозных предпосылок, ищет лишь доказательности, а не абсолютного содержания» [2].

    Признавая независимость существования substantia cogitas и substantia extensa, Декарт закладывает в новой философии основы дуализма. Он признаёт как материальный принцип – не зависящее от сознания существование материи, так и духовный принцип – не зависящее от материи и материального мира cogito.

    И хотя Декарт подчёркивает, что и  substantia cogitas, и substantia extensa существуют независимо друг от друга и не являются в его понимании совершенными субстанциями, но в своих «Началах философии» он характеризует субстанцию как такую вещь, которая для своего существования нуждается лишь в самой себе. В этом смысле он считает, что совершенной субстанцией является лишь бог, который существует «сам из себя» и сам является своей причиной. Всё остальное нуждается для своего существования в «присутствии бога».

    Чёткие  материалистические элементы проявляются, однако, в «физике» Декарта, предметом которой являются res extensa. Основным атрибутом материи для Декарта является распространённость. Как констатирует Гегель в «Истории философии», «по Декарту, сущность тела полностью определяется его распространённостью и лишь мышление касается сути материального мира».

    Распространённость  Декарт противопоставляет другим в  большинстве своём чувственно достоверным  свойствам тел (материи). Однако он приходит к заключению, что по отношению  к распространённости они в большей  или меньшей мере производны. Поэтому он полагает, что всё в сущности можно перевести на распространённость. 
 
 
 
 
 

                                                         Заключение 

    Значение  Декарта для развития современной  науки и философии огромно. Кроме  того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды, посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистического, материалистического, философского и естественнонаучного мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Список литературы 

  1. История философии  в кратком изложении/ Пер. с чешского И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.
  2. Гегель. Сочинения. Т. XI.
  3. Лосев А.Ф. История философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989. – 204 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философия Декарта  была дуалистической.  Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального  (Идеальное —  отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности.)  и материального ( материя - объективная реальность  онтологически  первичное начало ), но не признаёт их относительность.

 Он признавал  наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам.

Информация о работе Философия Рене Декарта