Философия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка

Описание

Ответы на 56 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

Философия, шпоры.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

1. Понятие мировоззрения,  его структура,  функции и исторические  типы.

Мир-ние-система целостных и обобщенных представлений на окр-щий мир и обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их ценностные ориентиры и принципы деят-сти.

Ф-ции: 1)познавательная;2)ценностная;3)поведенческая.

Структура: 1)знания;2)ценности;3)убеждения и эмоции.

Класс-ции  форм и типов мир-ния:

1.по субъекту:1)мир-ние чел-ка;2)класса или соц. группы;3)общества;4)историч. эпохи.

2.системность и обоснованность представлений об окр. мире: 1)не теоретич. формы мир-ния(обыденное или повседневное, миф-кое и религиозное);2)теоретич.(философское и научное).

3.генезис или развитие фил-ии(историч. типология): 1)миф-кое;2)религиозное;3)фил-кое.

Миф-предание, формирует эмоц.-чувст. картину мира. Ему присущи не критичность и традиционализм. Религия- форма общ-ного сознания, совокупность дух. представлений, основанных на вере в сверхъестественность. Фил-ия- одна из теоретич. форм мир-ния, отличающаяся всеобщностью, абстрактностью, критичностью и рефлексией(внутр. опыт и размышления). 

2. Происхождение философии,  ее предмет и  основные проблемы.

Предмет философии, проблемное поле философии, структура  философского знания.

Объектом философии  выступает Мир, как единое целое, если конкретные науки (физика, химия и др.) своим предметом имеют законы и св-ва , действие в какой-то отдельной области материального Мира, то предметом философии выступают законы, св-ва и формы бытия, действующие во всех областях материального Мира. Можно выделить несколько основных проблем философии:

  1. Проблема первоосновы всего мира
  2. Проблема познания мира
  3. Проблема развития мира
  4. Проблема человека и места в мире
 

3. Структура философского  знания и функции  философии.

Структура философского знания. Уже на ранних этапах развитие философского знания наметилась его дифференциация, то есть выделялись такие философские дисциплины, как этика, эстетика, логика, религиоведение. В настоящее время выделяют следующие разделы фил-го знания:

  1. Онтология – это учение о фундаментальных принципах существования Мира.
  2. Гносеология – это раздел философии, в котором обсуждаются вопросы, связанные с познанием действительности.
  3. Аксиология – это учение о ценностях.
  4. Праксиология – это учение о практическом отношении человека и мира.
  5. Антропология – это философское учение о человеке.
  6. Социальная философия (рассматривает специфику и динамику общественной жизни, а так же смысл и предназначение истории).
 

4. Взаимосвязь философии,  науки, искусства,  морали и религии

Появление философии  означало утверждения принципиального по сравнению с мифологией и религией типа мировоззрения. В нём представления о мире обосновываются рациональными средствами и использованием теоретических понятий.

Мифология, религия, искусство, мораль также обращаются к фундаментальным вопросам бытия, однако в отличии от искусства и мифологии, философия оперирует не к чувствам, а к разуму, а в отличие от религии, основывается не на вере, а системно обосновывает свои доказательства с использованием логических доказательств.

Философия тесно  связана с наукой. И философия, и наука- теоретические формы мировоззрения , они имеют свой предмет и методы  исследования, но в отличии от науки, философия во-первых исключает эксперимент, во-вторых философия является более универсальной, чем наука, поскольку она выявляет более общие закономерности мира, другими словами – обобщает опыт всех наук. В-третьих философия способствует гуманизации науки, т.к. конструируя свою картину мира она опирается на совакупный опыт, выражаемый в нормах нравственности и в различных формах общественного сознания. 
 
 
 
 
 
 

5. Основные достижения  античной философии  докассического периода.

Античная философия  возникла в 7-6в. до н.э. в греческих  городах-государствах(полисах).

Выгодное географическое положение на  пересечении торговых путей, высокий динамизм общественной жизни и демократическая форма гос. правления обусловили специфику греч. фил. В отличии от восточной философии, греческая фил. развивалась как аппозиция по отношению к мифу и религии,  фил. не существует в отрыве от практического опыта.

Перед фил. стояла цель  не только сохранить существующие знания, но и преумножить их.Отличительными чертами были: антологизм, космологизм.

Антологизм- учение о сущности и устройстве мира

Космологизм- создание моделей космоса, как упорядоченного целого.

Первая школа-Милетская . Порвала с мифологической традицией, поставила вопрос о первооснове  мира.

Фалес считал первоосновой воду

Анаксимен считал первоосновой воздух

Анаксимандр считал первоосной аперон(некое беспредельное  начало)

Гераклит считал первоосновой огонь. Он полагал, что мир един и не создан никем из Богов, мир будет всегда живым огнем закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Всё существующее переходит из одного состояния в другое. 

6. Основные проблемы  античной философии  классического периода.

Пифогорейская школа преобретает большое влияние  в 4 в. до н.э. Последователи Пифагора считали первоосновой мира “число”  или количественное отношение. Именно это представление в основе математического  символизма и суеверий.

Учение Сократа знаменовало поворот от материализма к идеализму. Сократ утверждал, что знание это понятие об общем. Общее можно установить через индукцию(рассуждение от частного к общему).

В ходе беседы при  помощи критических вопросов устанавливается  истинное знание.

Платон является родоначальником объективного идеализма. Он боролся против материалистичного учения своего времени.

Он считал, что  сущ-ет  2 мира:

-мир идей- первичен,  олицетворяет собой добро, красоту.

-мир вещей

По Платону  мир идей вечный, истинный, неизвестный, а мир вещей вредный, бледный.

Аристотель- систематизатор всего античного знания. Он впервые  осуществил классификацию наук и  заложил основы формальной логики. Он стремился устранить разрыв между  идеализмом и материализмом. Он доказывал, что форма или материя не может сущ-ть без идеи и наоборот.

Аристотель остается идеалистом т.к. он считал, что миром  правит Ум(НУС)-первый двигатель, кот. находится  за пределами космоса.

Элейская школа. Её представители -Зенон и Перминид   утверждали, что мир неподвижен, имеет форму шара, явл. умопостигаем.

Школа Атомизма. Представители- Демокрит и Левкипп, считали, что мир можно постичь  рационально. У них мир мир  распадался на множество атомов. В  их учении содержится идея о бесконечности  мира(мир бесконечен в своем многообразии) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Исторические этапы  развития и харктерные  черты средневековой  западноевропейской  философии. Проблема  универсалий поздней  средневековой философии.

В это  время происходило становление  христианской догматики и утверждение феодализма,который в качестве своей идеологической основы использовал христианство.Филасофия была идеалистической.Для философии данного периода характерны особенности:1)теоцентризм-представление о том,что источником всякого бытия является Бог.2)Символизм-стремление находить скрытое значение того или иного предмета.3)Креоцинизм-учение о сотворении Богом мира из ничего.4)Средневековый антропоцентризм-представление о человеке как о венце божественного творения,который рассматривался в качестве привелигированного существования и повелителя всего того,что созданно до него.5)предмет веры над разумом-вера считалась более совершенной,познавательной способностью,чем разум.

Периоды:1)патристика-время  становления христианской догматики,в  которой ведущим элементом являются идеи Платона.Представитель-августин Блаженный.считал,что Бог сотворил не только мир,но и время,сам бог вечен,а человек имеет прошлое,настоящее и будущее,таким образом,время чисто человеческое понятие.2)схоластика-развитие христианской философии под слиянием идей Аристотеля.Представители-Абеляр,Аквинский,доказательства бытия велись с позиций номинализма и реализма.номинализм-направление,считавшее универсалия лишь имена предмета.Реализм-направление,утверждающее,что универсалии существуют объективно и предшествуют существованию единичных вещей.Конщептуализм-направление,которое отрицало реальное существование универсалий,ноо признавало их наличие в сознании людей как особой формы познавательной деятельности.Таким образом концептуализм представляет собой попытку применить номинализм и реализм. 

8. Особенности и  рациональные идеи  философии Ренессанса.

  14-16 столетие получили название эпоха Возрождения или ренессанса. Эпоха получила такое название т.к происходил возврат к идеалам античности, растет интерес ко всему живому и человеческому. Развитие городской жизни мануфактурного производства, торгово-денежные отношения повышали самосознание личности. Это существенным образом отразилось и на развитии философии. Основными чертами философии эпохи Возрождения являлись:1)антропроцентризм- это представление о том , что человек есть центральное звено в мироздании. 2)гуманизм- это система воззрений придающая человеку знание приоритетной  ценности. 3)пантеизм- (все бог) это учение отождествляющее Бога и природу. 4)антисхоластическая направленность – это борьба с воззрением схоластики. В развитии философии выделяют 3 этапа: 1)гуманистический (14- до середины 15 века) Представители: Данте, Петрарко, Томос, Морг, Мишень Монтень, Роттердамский. Они демонстрировали глубочайший интерес к человеку. 2)неоплатонический (15- 16 века) Представители: Николай Кузанский, Пико Мирандоло. Занимались разработкой антологической проблематикой , развивая учение Платона. 3)натурфилософский(16-17 века) принималась попытка сформировать научное мировоззрение  и обосновать материализм. Николай Коперник - утверждал гелиоцентризм- это представление о том, что земля круглая вертится вокруг своей оси и является одной из планет солнечной системы. Джордано Бруно высказал идею о бесконечности природы и бесконечности миров во вселенной. Галилей  считается одним из основателей экспериментального теоретического естествознания. По его мнению достоверное знание  это единство чувственного и  абстрактного.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Основные темы и особенности философии Нового времени. Формирование методологии науки, эмпиризм и рационализм.

Философия нового времени-совокупность учений,сформировавшихся в период с 17-сер18в.Данный исторический тип философии складывался в  процессе разложения феодалзма.Развитие буржуазных отношений обусловило необходимость знаний о природе,основанных на наблюдениях и эксперементах.Под влиянием эксперементольно-материального естествознания философии доминировали метафизика и механизм.

Механизм-сведение сложного к простому,отрицание качественного своеобразие законов природы и стремление объяснить движение и взаимодействие объектов,исходя из законов классической механики.

В новое время  именно наука становится ведущей  в мировоззрение эпохи.

Целью научного познания явилось увеличение власти человека над природой.Именно поэтому в философии преобладала гносеологическая проблематика. Основным вопросом оказывается поиск метода научного познания.В этой связи сформировалось 2 потока,которые по разному трактовали источник и природу человеческого знания:

  эмпиризм(опыт)-учение  в теории познания,которое считает  чувственный опыт единственным  источником знаний.Родоначальник-англ  философ Френсис Бэкон(1561-1626).Он  считал,что философия должа носить  практический характер,а не умозрительный.Он 1 заявил,что методология экспериментального естествознания  выступает основой будущего господства человека над природой.Он разрабатывал индивидуальный метод,который предполагает использование наблюдения,анализа сравнения и эксперемента.Он провозглашал материальные принципы,всё же допускал существованье бога,и с точки зрения идеализма он интерпретировал закономерности общественной жизни.

  рационализм(родоночалькик  фр.философ Рене Декарт(1596-1650))-учение  в теории познания,которое признают  разум в качестве единственного источника истинного познания.Декарт абсолютизирует знание рационального  начала и дедуктивного метода познания,он стремился всё существующее подвергнуть радикальному сомнению,поскольку ни данные ощущения,ни результаты мышления не отдают достоверного знания,достоверным остаётся только то,что сомнения существуют в процессе познания.Декрт отводил исключительную роль дедукции,которая включает 3 составляющии:

    -признание  истинным то,что признаётся отчётливым

    -выделение  простых элементов знания

Информация о работе Философия. Ответы