Философия наука или мировозрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:16, реферат

Описание

Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное представление, навеянное случайными встречами и знакомствами. Философия внедряется в наше сознание невольно, независимо от того, желаем мы ее знать или нет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Философия как тип мировоззрения……………………………………..6
1.1 Типы мировоззрения………………………………………………….8
2.Философия как наука……………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 32.76 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

  1Философия как тип мировоззрения……………………………………..6

  1.1 Типы мировоззрения………………………………………………….8

  2Философия как наука……………………………………………………12

 Заключение………………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Среди всех видов  духовной деятельности есть одна, миновать которую не удается  никому, в чем бы он ни специализировался.  Это философия. Почему она занимает  исключительное положение?

Философия входит в жизнь  человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое  первое, элементарное представление, навеянное  случайными встречами и знакомствами. Философия внедряется в наше сознание невольно, независимо от того, желаем мы ее знать или нет.

Каждому приходится в процессе любой деятельности что-то сравнивать, сопоставлять, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал. На этом пути люди и приходят к выводам  философского порядка, хотя и не подозревают  об этом. Человек философствует, а  сам об этом еще не знает.

О философии все что-то слышат с детства. О ней часто  говорят взрослые, упоминая о взглядах философов. Это невольно оставляет  след в памяти.

Самые первые житейские впечатления  о философии и философах могут  оказаться весьма далекими от истины. Так, в повседневной жизни слова  «философ» и «философия» нередко  употребляют иронически. «Молчаливый, как философ»,— характеризуют  одного, желая, видимо, заострить внимание на его вдумчивости, сосредоточенности. «Он не иначе как философ»,—  замечают о другом: слишком уж сложно выражает свои мысли. При этом, вероятно, хотят отметить рассудительность человека, его умение логично выстраивать суждения, разобраться в которых дано не каждому.

Как будто бы здесь заслуживает  внимания представление о том, что  философия связана с рассуждениями, процессами мышления. Однако недостаточность  житейских взглядов на философию  легко обнаруживается.

Более перспективным и  обнадеживающим для понимания философии  будет не разовая, случайная встреча  с философами и философией, а специальное, систематическое ее изучение.

Человека, ничего не знающего о философии, нельзя за это называть недалеким или глупым. Но смешон тот, кто желает занять у философии  ума. Где ума нет, там его никакой  наукой и искусством не добавишь, и  философией заниматься тогда бесполезно.

Вместе с тем, очевидно, что от занятий философией человек не становится глупее. Эти занятия помогают во многом, в том числе и в развитии логического мышления. Во всяком случае, они не бесполезны.

Можно прожить без многого, но нет людей, которые хотя бы в  какой-то мере не обращались к философии

Даже человек, считающий  своим основным достоинством отказ  от всяких принципов, не обходится без  философии, так как свою беспринципность  он возводит в систему взглядов, которой руководствуется в повседневной жизни.

Удивительно, но человек, всячески желающий избежать философии и жить без нее, отнюдь от нее не освобождается, а возвращается к ней. Философия как бы мстит ему, настигая его другой своей стороной. Прытко убегая от одной философии, беглец медленно, но верно попадает в объятия другой.

Так чем же занимается философия? Русский философ С. Л. Франк (1877—1950) писал следующее об истории этого  слова: «Впервые мы встречаем его  у Геродота (V в. до н. э.), где Крез говорит посетившему его мудрецу Солону: «Я слышал, что ты, философствуя ради приобретения знания, исходил много стран». Здесь «философствовать» значит «любить знание, стремиться к мудрости». У Фукидида (конец V в. до н. э.) Перикл в надгробной речи над павшими в бою афинянами говорит, прославляя афинскую культуру: «мы философствуем, не изнеживаясь», т. е. «мы предаемся умственной культуре, развиваем образование». У Платона (IV в. до н. э.) мы встречаем слово «философия» в смысле, тождественном современному понятию науки, напр., в выражении «геометрия и прочие философии». Вместе с тем у Платона мы встречаем указание, что Сократ любил употреблять слово «философия» как любомудрие, жажда знания, искание истины, противопоставляя его понятию законченного знания, или мудрости софистов. У Аристотеля появляется термин «первая философия» в качестве основной или основополагающей науки». Таким, каким это слово употребляется теперь, оно стало лишь в конце античной истории.

Сам же С.Л. Франк так определял  понятие философии: «Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении».(5; с. 27) Так что же такое философия? Наука или мировоззрение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Философия как тип мировоззрения

Мировоззрение — целостный  взгляд на мир и место в нем  человека. Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея «сверхчеловека» определил мировоззрение как «умственное окошко». (4; с. 13) В своей статье Соловьев сравнил три таких «окошка»: экономический материализм К. Маркса, «отвлеченный морализм» Льва Толстого и теорию «сверхчеловека» Ф. Ницше. Он писал: «В окошко экономического материализма мы видим один задний, или как французы говорят, нижний двор... истории и современности; окно отвлеченного морализма выходит на чистый, но уж слишком, до совершенной пустоты чистый двор бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; ну а из окна ницшеанского «сверхчеловека» прямо открывается необъятный простор для всяких жизненных дорог, и если, пускаясь без оглядки в этот простор, иной попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную, величавую, но безнадежную пропасть, то ведь такие направления ни для кого не представляют безусловной необходимости, и всякий волен выбрать вон ту верную и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже издалека сияют средь тумана озаренные вечным солнцем надземные вершины» (3; с. 15).

Таким образом, «умственное  окошко», или мировоззрение зависит  от ориентации личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен.

Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет  продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной  доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер) (1; с. 27);

Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание  мира, места в нем человека; это  жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Типы мировоззрения.

Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия. Исторически первым был мифологический взгляд на мир.

Миф — это:

- общественное сознание, способ самовыражения древнего  общества.

- наиболее ранняя форма  духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки  знаний, элементы верований, политических  взглядов, различных видов искусства,  собственно философии. 

- единая, синкретическая  форма сознания, выражающая миропонимание  и мировосприятие тогдашней эпохи.

В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении  и строении Вселенной, о важнейших  явлениях природы — солнечных  и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении  человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной культуры — тоже базируется в известных  пределах на мифологическом фундаменте.

Особое место принадлежит  в мифах проблеме культурных достижений человека; мифологический — это не значит полностью оторванный от реальной практики, смысла, элементов науки и т. д.

Для мифологического мировоззрения  характерны следующие черты:

- эмоционально-образная  форма, 

- очеловечивание природы, 

- отсутствие рефлексии, 

- утилитарная направленность.

Очеловечивание природы  в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении  космоса, природных сил. Мифологии  свойственны нежесткие разграничения  мира природы и человека, мысли  и эмоций, художественных образов  и научного знания.

Рефлексия (работа сознания, мысли человека над собственным  сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е. размышление над собственными размышлениями) в мифологическом мировоззрении  отсутствует.

Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д.

В мифологии практически  создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся  поиск единых оснований природы  и человека, природы и общества.

Религия (от лат. religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны.

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение  Бога, различных картин, связанных  с особенностями того или иного  религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и  культ. Религия - не рефлексивный тип  мировоззрения.

Вера — это способ осознания  мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические  представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей  в христианской религии и т. д.).

В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир  человека.

Несмотря на близость религии  и философии, они различны — идеализм философский есть теоретическая  основа религии.

Идеализм и религия  как мировоззрения часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их различие состоит в  том, что философия есть отражение  мира в теоретической, рационально  понятной форме. В философии сформировался  жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость  и т. д.

Язык философии — не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии  не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей  систематизированной, логически упорядоченной  форме.

Философия Согласно историческим свидетельствам, слово «философ»  впервые употребил греческий  математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

«На олимпийских играх,- говорил  Пифагор,- можно видеть людей трех основных типов. Одни приходят, чтобы  торговать — они стремятся  к роскоши и богатству. Другие хотят прославиться — это рабы славы. Третьи — мудры, они довольствуются наблюдениями. Их не терзает страсть  к богатству и славе, они свободны от страстей, а потому это свободные  люди». (2; с. 45)

Развитие философии означало не только отмежевание от мифологии, но и выход от тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.

Любовь к истине и мудрости представляла собой совершенно новую ценностную ступень развития духовной культуры. Именно мудрость, истина становились высшей ценностью.

Философия относится к  рефлексивному типу мировоззрения. е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт философского сознания.

По своей природе философия  требует размышления, сомнения, допускает  критику идей, отказ от веры в  те догматы и постулаты, которые  утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование  мира, в том числе такой вопрос — как возможен мир? Философия  формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла  мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются  на протяжении всей истории.

«Чистые» типы мировоззрения  практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Философия как наука

Непосредственной целью  науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений  действительности, составляющих предмет  ее изучения, на основе открываемых  ею законов. Философия всегда в той  или иной степени выполняла по отношению к науке функции  методологии познания и мировоззренческой  интерпретации ее результатов. Философию  объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности  своих выводов.

Информация о работе Философия наука или мировозрение