Философия народничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:23, реферат

Описание

Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия «народническая философия», «философия народничества» и т. д. Ответы на них возможны лишь на основе анализа особенностей народничества, как такового.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ НАРОДНИЧЕСТВА
2. ТЕЧЕНИЯ
3. ИСТОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА
4. «ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ»
5. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАРОДНИЧЕСТВА
6. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В НАРОДНИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

философия народничества РЕФЕРАТ.docx

— 48.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ ГОУ ВПО

«Ишимский государственный педагогический институт имени П.П.Ершова»  
 
 
 
 
 
 

ФИЛОСОФИЯ НАРОДНИЧЕСТВА

Реферат 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка 2 курса педагогического  факультета (педагогика и психология) 991гр.  Хохолкова Мария

                  Проверил: научный руководитель                      Палюда Инна Артемовна  
                   
                   
                   

 

Ишим, 2010г. 

Оглавление: 

ВВЕДЕНИЕ

  1. ПОНЯТИЕ НАРОДНИЧЕСТВА
  2. ТЕЧЕНИЯ
  3. ИСТОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА
  4. «ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ»
  5. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАРОДНИЧЕСТВА
  6. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В НАРОДНИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ.
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Поскольку народничество представляет собой  в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия «народническая философия», «философия народничества» и т. д. Ответы на них возможны лишь на основе анализа  особенностей народничества, как такового.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ПОНЯТИЕ НАРОДНИЧЕСТВА 

Наро́дничество  — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.  

Идеология народничества основывалась на системе  взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя  капитализм. Объективными условиями  появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма  и наличие крестьянской поземельной  общины. Основы этого «русского социализма»  были сформулированы на рубеже 40—50-х  годов А И. Герценом. Поражение  революций 1848—1849 годов. в странах  Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у  него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Сопоставляя  судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала  должен утвердиться в России и  основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права  на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так  возник «русский (или общинный) социализм» Герцена. 

НАРОДНИЧЕСТВО, идеология и движение разночинной интеллигенции в России во 2-й пол. 19 — нач. 20 в. Свою задачу народники видели в социальной революции и переходе к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины. Родоначальники народничества: А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. П. Огарев; наиболее влиятельные идеологи: П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский. В 1860-х — 1970-х гг. начали возникать нелегальные кружки и организации народнического толка (тайное об-во «Земля и воля», «чайковцы», «долгушинцы» и др.). Предпринятое в сер. 1870-х гг. революционерами-народниками «хождение в народ» с целью социалистической пропаганды закончилось провалом. Образованная в 1876 революционная организация «Земля и воля» (М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, О. В. Аптекман и др.) в 1879 раскололась на «Черный передел» («деревенщики») и «Народную волю» («политики»); последняя перешла к полит. борьбе и террору, в результате которого был убит царь Александр II. После разгрома «Народной воли» идеи народничества проводились либеральными народниками, а позднее — партией социалистов-революционеров («эсеры»).

«Русский  социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные  цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и  волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая  при этом национальное единство, развить  частные права и сохранить  неделимость земли — вот основной вопрос революции»,— писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому  его называют основоположником, «предтечей», народничества.

Идея общинного  социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской  формы производства» параллельно  с капиталистическим производством.

Затем она  вытеснит капиталистическое хозяйство  и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После  этого община исчезнет как форма  производственного объединения.

Возникнув в 1870-х гг., этот термин применяется  относительно разных течений общественного  движения. Так, в начале 1880-х гг., когда  шла ожесточённая полемика между  «либеральной» журналистикой и  уличным патриотизмом, словом «народники»  иногда обозначались представители  грубого шовинизма и разнуздывания  инстинктов толпы. Понятие «народничество»  часто употреблялось как синоним  демократизма и вообще интереса к  простому народу. Так, в обзорах русской  литературы обыкновенно выделяли в  одну общую группу «беллетристов-народников»  и включали в неё как Г. И. Успенского, так и Н. Н. Златовратского, хотя они  — представители весьма различных  взглядов на народную жизнь. Наименование «народник» почти никто из писателей  и публицистов за собой не признавал. Один только Каблиц-Юзов назвал свои взгляды  «основами народничества», чем немало содействовал тому, что многие, по существу своих воззрений весьма близко подходившие  к народничеству, протестовали против именования их народниками. В народничестве  Юзова было слишком много примирения с явлениями, возмущавшими гражданское  чувство, а ещё более отталкивали  грубые нападки на интеллигенцию, обзывание  таких писателей, как Н. К. Михайловский, А. Н. Пыпин и др., «либеральными  будочниками» и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ТЕЧЕНИЯ

В рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). Представители  умеренного течения стремились к  ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями  Чернышевского, стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего  режима и немедленному осуществлению  идеалов социализма.

Также по степени  радикализма в народничестве  можно различить следующие направления: консервативное,  либерально-революционное,  социально-революционное, анархистское.

Консервативное  направление

Консервативное (правое) крыло народничества было тесно связано со славянофилами (Апполоном Григорьевым, Н. Н. Страховым). Его деятельность была представлена, в основном, творчеством журналистов, сотрудников журнала «Неделя» П. П. Червинского и И. И. Каблица - Юзова.

В легальной  печати наиболее ярким выражением народнического настроения 70-х гг. был шум, поднятый по вопросу о «деревне». Небольшая  статья в «Неделе» (1875) о том, почему литература пришла в упадок, подписанная  никому не известными инициалами П. Ч. и принадлежавшая перу писателя П. П. Червинского, никогда более не останавливавшего на себе внимания большой публики, создала  целую литературу журнальных и газетных статей, долго и усердно разбиравших  тезис статьи, что интеллигенция  должна учиться нравственности у  «деревни». В числе лиц, поддержавших это, оказался К. Д. Кавелин, занимавшийся общинным землевладением. 

Народные  «устои» (общинное начало, артельное  начало и брожение религиозной мысли) были не только признаны явлением достойным  уважения, но были поставлены выше духовных устоев интеллигенции. Особенно заметно  сказалось новое отношение к  народу как в количестве статей, посвященных народной жизни, так  и в общем их направлении. Стремлением  к идеализации народа отличалась в особенности «мужицкая беллетристика».

Известная исследовательница А. Я. Ефименко показала высокий нравственный смысл многих начал, лежащих в основе русского обычного права. Приблизительно к этому  же времени относится образование  специальных комиссий в Географическом и Вольном Экономическом обществах  для изучения обычного права, общинного  землевладения, раскола, артелей и  ряд работ (А. С. Посникова, П. А. Соколовского, В. Орлова, С. Я. Капустина, Якушкина, Пругавина, В. Е. Варзара, П. С. Ефименко и др.), посвященных  научному констатированию замечательных  «особенностей» нашей народной жизни. В этом виде русские «особенности»  признавали и противники «деревни».

Либерально-революционное  направление

Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860-1870-е было представлено Г. З. Елисеевым (редакция журнала «Современник», 1846—1866), Н. Н. Златовратским, Л. Е. Оболенским, Н. К. Михайловским, В. Г. Короленко («Отечественные записки», 1868—1884), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаковым, В. П. Воронцовым, Н. Ф. Даниельсоном, В. В. Лесевичем, Г. И. Успенским, А. П. Щаповым («Русское богатство», 1876—1918).

Ведущими  идеологами этого направления в  народничестве (получившего в советской  историографии название «пропагандистского», а в постсоветской —"умеренного") были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.

Н. К. Михайловский в обширных статьях, посвященных  «деревне», протестовал против того, что "к нам должна быть целиком  пересажена «Европа»; он же указал, что  закон Маркса о трёх базисах экономической  жизни есть закон исторический, выведенный из наблюдений над европейской жизнью, а не естественноисторический, и  Россия, именно благодаря «особенностям» общинно-артельного духа русского народа, может и не пройти через капиталистический  этап.

Социально-революционное  направление

В советской  историографии это направление  именовалось «заговорщицким» или  «бланкистским». Основные теоретики  социально-революционного течения  русского народничества — П. Н. Ткачев и в определенной мере Н. А. Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры  ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной  идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить  власть и превратить страну в большую  общину-коммуну.

Анархистское  направление

Если Ткачев и его последователи верили в  политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость  преобразований в рамках государства. Их идеологами были М. А. Бакунин и  П. А. Кропоткин. Оба они скептически  относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее.

Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков  уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации  всенародного бунта (отсюда —наименование  в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия народничества