Философия: категория пространства и времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:32, курсовая работа

Описание

Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам.
Наиболее общая характеристика пространства — свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.
Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.

Работа состоит из  1 файл

Философия.Категории пространства и времени.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Материальный  мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой  процессы, которые развертываются по определенным этапам.

     Наиболее  общая характеристика пространства — свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.

     Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.

     Всеобщие  свойства пространства: протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов), возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов; связность и непрерывность; трехмерность.

     Представления о пространстве и времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрических знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них, которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. История развития категорий  пространства и времени 
 

     Человек всегда живет в неком пространстве, осознавая свою зависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы. В первобытном сознании, проникнутом представлениями мифопоэтического мышления, пространство выступает как некоторая противоположность «не пространству», т.е. хаосу - некоторому образованию, в котором еще отсутствует порядок. Хаос - потенциальный прообраз пространства, некая разверстая бездна, пустота, в которой все пребывает. Так, из Хаоса возникает «Эвринома, богиня всего сущего», которая обнаруживает, что ей не на что опереться, поэтому она отделяет небо от моря (пелагический миф). В олимпийском мифе творения из Хаоса возникает мать-Земля, у Гесиода в его философском мифе творения все происходит от союза Темноты и Хаоса. Таким образом, пространство возникает как упорядочивание хаоса посредством его заполнения различными существами, растениями, животными, богами и т.д. Это некоторая особым образом организованная совокупность данных объектов. Пространство здесь не отделено от времени, образуя с ним некоторое единство - «хронотоп», что проявляется в том, что они часто обозначаются в разных культурах словом, происходящим от сходной корневой основы.

     Из  свойства пространства древние отмечали, прежде всего, это свойство развертывания, растекания, распространения пространства по отношению к особому мировому центру, как некой точке, «из которой совершается или некогда совершилось это развертывание и через которую как бы проходит стрела развития, ось разворота». И в современном языке, в частности в русском, пространство ассоциируется с понятиями, обозначающими расширение, открытость.

     Кроме того, что пространство развертывается, оно состоит из частей, упорядоченных определенным образом. Поэтому познание пространства изначально основано на двух противоположных операциях - анализе (членении) и синтезе (соединении). В мифологическом сознании это реализуется, например, в характерном для многих культур годовом ритуале расчленения жертвы (образ старого мира) и затем собирания в единое целое ее отдельных частей на стыке старого и нового года, что символизирует распадение старого мира (пространственно-временного континуума) и переход к новому. Более позднее понимание пространства - это понимание его как «относительно однородного и равного самому себе в своих частях», что в свою очередь приводит к идее его измерения. Однако основной характеристикой пространства все же остается разнородность и прерывность.

     В мифологическом сознании для пространства характерна определенная культурная заданность значения места, в котором может оказаться человек. Центр пространства - это место особой сакральной ценности. Внутри географического пространства оно ритуально обозначается некими ритуальными знаками, например храмом или крестом. Периферия пространства - это зона опасности, которую в сказках и мифах должен преодолеть герой. Иногда это даже место вне пространства (в неком хаосе) - «иди туда не знаю куда». Победа над этим местом и злыми силами обозначает факт освоения пространства, т.е. «приобщение его космизированному и организованному «культурному» пространству.

     Итак, можно сказать, что пространство в мифологическую эпоху трактовалось не только как некая физическая характеристика бытия, а представляло собой своеобразное космическое место, в котором развертывалась мировая трагедия борющихся друг с другом богов, персонифицированных добрых или злых сил природы, людей, животных и растений. Это было вместилище всех предметов и событий, жизнь которых была в пространстве определенным образом упорядочена и подчинена неким закономерностям. Это был образ, прежде всего культурного пространства, которое было разнородно, а поэтому его отдельные места были заполнены специфическими смыслами и значениями для человека.

     От  времени человек ощущал в древности  еще большую зависимость, так  как с этим было связано понимание  смерти как остановки индивидуального времени. Человек жил во времени и боялся его. Таким образом, время в архаическом мифологическом сознании - это, прежде всего некоторое «первовремя», которое отождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической модели мира. Это придает времени особый сакральный характер со своим внутренним смыслом и значением, которые требуют особой расшифровки. Позже, указанные «первокирпичики» времени преобразуются в сознании человека в представления о начале мира, или начальной эпохе, где время может конкретизироваться либо как «золотой век», либо, наоборот, как изначальный хаос. Мифическое время обладает свойством линейности, «но эта модель постепенно перерастает в другую - циклическую модель времени». Свойство цикличности (повторяемости) времени глубоко закрепляется в сознании человека и проявляется в соблюдении календарных ритуальных праздников, основанных на воспроизведении событий, далеко отстоящих от нас во времени.

     Мифологические  представления о пространстве и  времени, как показывает современная наука, содержали в себе интуитивные догадки, до которых наука доходит только сегодня. 
 
 

  1. Философский смысл категорий  пространства и времени
 

     Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материй. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

     Время - это форма координации сменяющихся объектов и их состояний.

     Понятия пространства и времени всегда оказывались  в центре внимания философов, особенно когда речь шла о моделировании  общего представления о мире, т.е. построении онтологической системы. Однако указанные сложности в понимании категорий пространства и времени придают данной проблеме широкий комплексный характер и не могут быть сведены лишь к их физическим интерпретациям. Поэтому философское понимание пространства и времени, с одной стороны, всегда сопряжено с развитием наук (и не только физики), а с другой стороны, осуществляется в рамках общего онтологического и гносеологического подхода. Остановимся на различных интерпретациях данных понятий в философии и науке.

     Пространство  понималось как:

     - абсолютная протяженность, пустота,  в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, - Ньютон);

     - протяженность материи и эфира  (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов)  или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);

     - порядок сосуществования и взаимного  расположения объектов (Лейбниц,  Лобачевский);

     - комплекс ощущений и опытных  данных (Беркли, Мах) или априорная  форма - чувственного созерцания (Кант).

     Время трактовалось как:

     -длительность  существования и мера изменений  материи (Аристотель, Декарт, Гольбах)  или форма бытия материи, выражающая  длительность и последовательность  изменений (Энгельс, Ленин);

     -форма  проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин/Гегель);

     -абсолютная  длительность, однородная для всей  Вселенной (Ньютон);

     -относительное  свойство вещей, порядок последовательности  событий (Лейбниц);

     -форма  упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная  форма чувственного созерцания (Кант).

     Большинство данных представлений о пространстве и времени можно свести к двум основным концепциям.

     1. Субстанциальная  концепция.

     В научной модели мира, начиная с  Ньютона и Галилея, время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые не телесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физике вплоть до создания специальной теории относительности.

     2. Реляционная концепция.

     Пространство  и время в ней рассматриваются  как особого рода отношения между  объектами и процессами.

     Физика, как и любая иная наука, дает описание мира, опираясь лишь на те знания и представления, которые она может обобщить на данном этапе. Полнота научной картины мира часто базируется на введении сил и представлений, которые являются не чем иным, как идеальными конструкциями, созданными вследствие недостаточности физического обоснования. Л. Кар утверждал «Так же и времени нет самого по себе, но предметы сами ведут к ощущению того, что происходит теперь и что воспоследствует позже… никем ощущаться не может время само по себе, без движения тел и процесса». Так, ньютоновская физика вводит понятие эфира в качестве особой универсальной среды. Считалось, что эфир пронизывает все тела, и что им заполнено пространство. С помощью этого понятия, как казалось, удавалось объяснить все известные тогда явления в физическом мире, на нем строились физические теории (например, волновая теория света). При этом физики долгое время просто игнорировали тот факт, что сам эфир оставался недосягаемым для физического эксперимента. Дабы обосновать реальное существование эфира как особой светоносной среды, возникла идея проверить относительно него скорость Земли. Начиная с 1881 г. Майкельсон, сначала один, а затем, с 1887 г., совместно с Морли, ставит, а этой целью серию опытов («опыты Майкельсона- Морли»). Результат оказался негативным.

     Отсюда  следовало два вывода, которые  выглядели парадоксально, так как  и тот и другой противоречил науке того времени:

     1. Земля неподвижна.

     2. Эфира нет.

     В 1905 г. А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности, отрицая при этом существование эфира. Из данной теории следовал целый ряд выводов относительно пространства и времени, которые уже существовали в философии в рамках реляционных представлений. Главный вывод заключался в том, что пространство и время должны трактоваться как взаимосвязанные. Все в мире происходит в пространственно-временном континууме. Следующий вывод: пространство и время относительны и зависят от систем отсчета. И, наконец, что проблема установления одновременности событий решается через конвенцию - соглашение по процессу синхронизации часов с помощью светового сигнала. Таким образом, в философском плане пространство и время суть важнейшие атрибуты бытия, представляющие собой на конкретном уровне системы физических отношений между объектами. Позже в общей теории относительности пространство и время связываются также с другими материальными свойствами, например с тяготением, с распределением массы.

     Теория  А. Эйнштейна доказала, что в реальном физическом мире пространственные и  временные интервалы меняются при  переходе от одной системы отсчета  к другой.

     В новой физической теории пространство и время трактуются с позиции реляционной модели, как более адекватной современным физическим представлениям. Мы обращаем внимание именно на момент выбора модели для интерпретации, так как в современной физике существуют и представления, базирующиеся на модернизированном понимании субстанциальной концепции. Итак, с реляционных позиций время - это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство - форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем. Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, т.е. неотъемлемых, свойств.

     2 Атрибутивные свойства  пространства и  времени:

     а. Атрибутивные свойства пространства:

     - протяженность, т.е. рядоположенность  и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или от него отнять другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;

Информация о работе Философия: категория пространства и времени