Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:13, реферат

Описание

Эпоха Возрождения занимает особое место в истории западноевропейской культуры. Она знаменует водораздел, который пролегает между двумя качественно различными типами культуры - традиционной, свойственной средневековому Западу, и модерной, присущей современному западному обществу.

Работа состоит из  1 файл

Философия эпохи возрождения.doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)

Известно учение Кампанеллы о "прималитетах" - трех главных атрибутах бытия: Мощи, Мудрости и Любви. В утопии "Город Солнца" выдвинул идеал коммунистического общественного устройства, который считал вполне осуществимым.  

Политико-правовые идеи в философии Возрождения  

 Для эпохи  Возрождения характерен совершенно иной, чем в средневековой мысли, подход к вопросам политики и права, суть которого в том, что правовые и политические принципы выводятся не из теологических положений, имеющих сверхестественную природу, а из исторических и культурных оснований. При размышлениях о сущности права и государства на первый план выдвигаются природа человека, нравы народа, историческое прошлое. Наиболее известные политические мыслители: Гуго Гроций, Никколо Макиавелли, Томас Мор.  
 
 

Гуго Гроций 1583-1645

Главный труд: "О праве войны и мира". В основе права лежит природа человека, но правовое творчество должно опираться и на потребности общества. Содержанием естественного права считается все то, что необходимо для нормального существования общества. Уже в природном состоянии людей имеются принципы, побуждающие людей объединяться и устанавливать нормы, регулирующие совместную жизнь. Эти нормы являются источником права. Гроций - сторонник теории государства как результата договора. Республику он называл самой древней и самой оптимальной формой государственного устройства.  
 

Никколо Макиавелли (1469-1527)

Получил всемирную  известность своей книгой "Государь", долгое время считавшейся катехизисом  политической теории. Бог полностью  исключается им из общественной жизни: человек сам творит политику, опираясь на земные интересы. Макиавелли интересуют законы, управляющие историей и поступками политиков. Природа человека неизменна, считает он, и, следовательно, неизменны и принципы, управляющие ходом общественного развития. Государство есть высшее проявление человеческого духа, а служение государству считается целью и смыслом человеческой жизни. Поскольку человек по природе испорчен и склонен ко злу, его нужно постоянно опекать. Функции опеки возлагаются не на Церковь, а на государство. Политический идеал Макиавелли - республика, наподобие той, которую удалось создать римлянам. Он полагал, что глава государства вправе употреблять любые средства для того, чтобы обеспечить безопасность и стабильность государства. Политика и мораль несовместимы. Религию, по Макиавелли, имеет вполне её земные корни. Её польза или вред зависят от вклада в разрешение общественных проблем. Религии подчинены закону рождения и упадка, то есть историчны. Имя Макиавелли стало нарицательным и используется, когда говорят о беспринципности в политике.  
 
 

Томас Мор (1478-1535)

Всемирную известность  Мору принес его трактат "Утопия". Счастье как главная цель человеческого  бытия, может быть реализовано лишь в справедливом обществе. Это справедливое идеальное общество основано на общности имущества, участии всех в труде и равном распределении. Одно из занятий, которому предаются жители страны Утопии - это изучение греческой философии, которая стремилась к постижению тайн природы. Природа есть величайшее произведение Бога, свидетельствующее о его могуществе.

Счастье понимается Мором как возможность получать от жизни удовольствия. При этом он опирается на доводы эпикурейцев  и некоторые догматы христианства. Политический проект Мора является, по своей сути, коммунистическим.

Мистический пантеизм в философии Возрождения  

 Традиция  мистического пантеизма восходят  еще к средневековой философии,  в частности в Майстеру Экхарту  и Рюисбруку. В отождествлении  Бога и мира мистики видели  возможность постижения божественного бытия индивидуально, опираясь на имеющуюся в каждом человеке "искру Божию". Утверждение, что с Богом можно общаться без посредства Церкви, расценивалось как ересь, и именно это утверждение использовалось реформаторами католической религии. Наиболее известным из религиозных мистиков был Якоб Бёме.  
 

Якоб Бёме (1575-1624)

Он гордился тем, что не получил систематического образования и все свои "открытия" совершил на основе глубокого знания Священного Писания. И стиль, и язык философии Бёме резко контрастирует с языком и стилем официальной философии. Его учение называют теософией.

Бёме исследует  структуру общества в том виде, как она раскрывается в мире. Средство для этого изучения - самоанализ, рассмотрение духовной и телесной природы  человека, интуиция. Даже Гегель не скрывал, что он многое взял из диалектической концепции Бёме, в которой описывается процесс выведение мира из Бога.

Бог есть "безосновное" - это главная его характеристика - и основание всего сущего. Бог  есть абсолютная полнота бытия, которая изливается в мир. И это излияние (эманация) описывается в терминах христианского учения о Троице. Самораскрытие Бога путем его саморазделения ведет Беме к пантеизму, то есть к представлению о тождестве природы и Бога. Процесс самораскрытия описывается как борьба противоположностей, как диалектика.

Концепцию единства противоположностей Бёме применяет  и для характеристики природы  человека, в которой уживаются  божественное и природное, телесное и духовное, злое и доброе. В человеке как в микрокосме, присутствует Бог, и искра Божия всегда пробьет дорогу тем, кто усерден в вере.

Информация о работе Философия эпохи возрождения