Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание

Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения и Реформация. Натурфилософия эпохи Возрождения. Учение Кузанского о безграничности космоса. Натурфилософия Джордано Бруно.
Общая характеристика эпохи Возрождения. В философии эпохи Возрождения затронуто много вопросов, которые касаются разных сторон природного и общественного бытия. Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XV по начало XVII вв.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

       Натурфилософия эпохи Возрождения. Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесён развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов. Стремление к углублённому и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Николая Коперника (1473 – 1543), Иоганна Кеплера (1571 – 1630), Галилео Галилея (1564 – 1642).

       Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

       Леонардо да Винчи, гениальный  художник, великий учёный, талантливый  изобретатель (в числе его проектов  – идеи танка, парашюта, шлюза)  утверждал, что любое знание  порождается опытом и завершается  в опыте. Но подлинную достоверность  результатам экспериментирования способна придать лишь теория.

       Учение Кузанского о безграничности космоса. Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401 – 1464).  Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий всё сущее, содержит мир в себе.

       Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan – всё, theos – бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближённость к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского мир, поглощённый Богом, не может самостоятельно существовать. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность.  Ибо его окружность и центр есть Бог, который и всюду, и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».

       В космологии Кузанского отвергалось  учение о Земле как центре  Вселенной, а отсутствие неподвижного  центра привело его к признанию  движения Земли. В трактате  «Об учёном незнании» он прямо  говорит: «….  Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем». Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определённой схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к освобождению космологии от религиозного толкования.

       Натурфилософия Джордано Бруно. Новые воззрения развивали в своих сочинениях Парацельс (1493 – 1541), Бернардино Телезио (1509 – 1588), Франческа Патрици (1529 – 1597), Томмазо Кампанелла, но наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548 – 1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.

       Центральная идея космологической доктрины Бруно – тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична…» эта вселенная не сотворена, ибо существует вечно, и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер.  Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.

       «Бесконечные миры… все движутся  вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель». Положение о бесконечности вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр – его звезда. Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало.

       Если в рассуждениях Николая  Кузанского природа как бы  погружается в Бога, который сохраняет  свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется  с природой, и он немыслим вне  материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.

       Видя в природе не только  совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность  присущих ей закономерностей,  свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII – XVIII вв.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература:

 

Б82          Основы философии: Учеб. Пособие / Под. ред. А. С. Борщова. – 2-е издание перераб. и дополн. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 424 с.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения