Философия, ее роль в жизни общества и человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:36, контрольная работа

Описание

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Современное общество характеризуется глобальными кризисами, кричащими о том, что сейчас крайне необходима смена мировоззрения. Обратим внимание на особенно глобальные кризисы:

Содержание

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии.
3. Социальные функции философии.
4. Философия и наука. Специфика философского знания.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 47.48 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Социальные функции  философии.

Выделяют социальные функции в  философии:

Гносеологическая функция. Философия  выступает, прежде всего, как содержательное, теоретическое знание о мире и  человеке. Она выявляет наиболее общие  идеи, на которых базируется та или  иная конкретная культура. Их называют универсалиями культуры. Среди них важное место занимают такие философские категории, как бытие, материя, предмет, явление, свойство, развитие, причина, следствие, сущность, необходимость, случайность, элемент, структура, система и др. Ни один человек, тем более специалист, ученый не может обойтись без этих понятий. Они относятся к предельным основаниям, универсальным формам культуры и приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям неисчерпаемого в своем многообразии мира.

Мировоззренческая функция. Философия  дает человеку возможность сформировать систему взглядов на мир и место  в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и  самому себе, а также обусловленные  этими взглядами основные жизненные  позиции, убеждения, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, идеалы. Мировоззрение определяет наш  образ жизни, определяет нашу жизнь  как целостность, а не отдельные  поступки.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления  нередко действуют угнетающе  на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский  философ Н. А. Бердяев: "Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски" ("Самопознание". М., 1990. С. 47). Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться со временем. [5]

Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска  обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. Тоска по трансцендентному, по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. "Всю жизнь, - свидетельствует Н.А. Бердяев, - меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась" (там же. С. 45). Философия же "освобождена от тоски и скуки "жизни". Я стал философом..., - пишет он, - чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной "жизни". Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски "жизни", от ее уродства" (Там же. С. 49). И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: "Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла" ("Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения" // "Философия свободного духа". М., 1994. С. 232 - 233).

Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту  жизнь, помогает найти ее смысл и  укрепить свой дух.

Потеря высших мировоззренческих  ориентиров в жизни может вести  к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Методологическая функция. Будучи системой самых общих теоретических  взглядов на мир, человека, системой оценок, принципов, убеждений, философия является средством ориентации человека в  социальной, экономической, политической, нравственной и других сферах общественной жизни, т.е. определенной программой поведения  и действий людей. Следовательно, философия  не только объясняет мир, но и является средством его теоретического и  практического освоения.

Методологическая функция. Под  методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью  которых можно получать новое  знание. Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком. [8]

Язык философии — это язык категорий, тех предельно общих  понятий (дух — материя; необходимость  — случайность; добро — зло; прекрасное — безобразное; истина — заблуждение  и т.д.), на котором формулируются  ее вечные предельные вопросы и на них же даются рациональные ответы. Пары философских категорий образуют предельные полярные полюса мысли, замыкающие в своем «логическом пространстве» все возможное богатство других рациональных понятий и доказательств. Базовые философские категории наполняются различным содержанием в разные исторические эпохи и выступают в роли явного или неявного смыслового фундамента различных научных дисциплин. Любая наука в любой исторический период использует категории количества и качества, причины и следствия, сущности, закона и т.д., сознательно или бессознательно заимствуя их категориальные смыслы из философии. Благодаря системе своих всеобщих категорий философия помогает наукам осмыслить и, самое главное, целенаправленно сформировать собственные философские основания, адекватные их предмету и задачам.

Особую методологическую функцию  в культуре играют ключевые идеи философов, порой намного опережающих свое время. Здесь методологическая функция  тесно смыкается с прогностической  функцией философии. Так, идеи Платона  о геометрическом строении материи (диалог Тимей) предвосхитили открытие Кеплера и Галилея, в ХХ веке отголосок этих идей звучит в творчестве физиков Гейзенберга и Паули. Идеи неевклидового строения пространства были впервые высказаны Николаем Кузанским; интуиция о принципиальной связи электрических и магнитных явлений — немецким философом Шеллингом, и т.п. Идея древней китайской философии об универсальном характере связей противоположных сил инь и ян нашла свое отражение в знаменитом «принципе дополнительности» Нильса Бора, легшего в основу квантово-механической картины мира. Идеи Циолковского о ракетном освоении пространства во многом стимулировались космическими идеями русского мыслителя Н.Ф.Федорова.

Прогностическая функция. В структуру  мировоззрения входят не только знания, убеждения, принципы, но и идеалы, т.е. то, что еще не существует, но мыслится, воображается возможным к осуществлению. Еще И. Кант замечал, что философия не столько отражает то, что есть, сколько предопределяет, что должно быть. Наличие в мировоззрении идеалов характеризует его как опережающее отражение, как такую идеальную силу, которая не только отражает действительность, но и ориентирует ее на изменение. Специфика философского предопределения в том, что философия меняет образ мысли, а изменение образа мысли влечет за собой и изменение образа жизни.

Критическая функция. Поиск решений  сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения обычно сопровождается критикой различных заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов возникающих  на пути истинному познанию.[11]

Она распространяемся не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый  многими философами, как раз и  свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему  знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

С критической функцией философии  тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч.— ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Интегративная функция. Философия  выполняет функцию согласования, интеграции всех форм человеческого  опыта: практического, познавательного, ценностного.

Интегративная функция философии  является важным элементом структуры  философского знания и одним из существенных показателей и путей реализации растущей роли диалектического и  исторического материализма в научном  познании в целом и интеграции наук в частности. В процессе интегративного функционирования научной философии  осуществляется не только ее союз со всеми  частными науками, но под воздействием философии они теснее объединяются между собой. В этой связи очевидность  превращения философии в необходимое  условие повышения эффективности  и результативности научных исследований, приращения нового знания не вызывает сомнений. Вместе с тем, занимая все  более весомое положение в  структуре философского знания, эта  функция отражает общую тенденцию  повышения марксистско-ленинской  философии в жизнедеятельности  социалистического общества, и в  целом создает условия для  более плодотворного проявления ее эвристических возможностей.[10]

Воспитательно-гуманистическая функция. Она заключается в том, чтобы  культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл  жизни.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное _развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание .". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс  взаимосвязанных изменений в  рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.

Общепринятой целью в мировой  теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие  позиции общества по отношению к  личности и своему будущему. Они  позволяют осмыслить человека как  уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Философия и наука.  Специфика философского знания.

 

   Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось. 
На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период Средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV – ХVI вв. И достигает верхнего предела в ХVII – ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было накоплено и немало ошибок и заблуждений. 
     Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения. 
    Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным. 
     Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII – ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, он диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят. 
     Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании развивается и обогащается философское видение мира. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.[13] 
     Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи. 
   Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках. 
В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия. 
     Завершая, остановимся еще на одном вопросе: философия и общество. Философия – продукт своего времени, она связана с его проблемами и потребностями. Иначе говоря, корни философии любой эпохи следует видеть не только в воззрениях философских предшественников, но и в социальном климате эпохи, в ее связи с интересами определенных классов. Социальные интересы, безусловно, влияют на отбор материала из теоретического наследства, на философскую ориентировку, связанную с социальными ситуациями.[2] 
     Но все это не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать, как это делалось в недавнем прошлом. Больше того, было бы непозволительным упрощенчеством оценивать философские позиции как истинные или ложные в качестве зеркального отражения классового размежевания. И, конечно же, ничего, кроме вреда, не принесла нам и нашей философии установка: кто не с нами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет истиной. Подобный подход к партийности, классовости философии, такое ее вульгарное толкование привели к самоизоляции нашей философии.  
    Сегодня необходим свободный обмен мыслями, мнениями как условие нормального развития философской мысли. Научная философия обязана стоять на точке зрения непредвзятого исследования, а философ должен быть не идеологом, но человеком науки. Философия научна постольку, поскольку она связывается с действительностью через конкретно-научные знания. Философия научна не в том смысле, что она за ученых решает их задачи, а в том, что она выступает как теоретическое обобщение человеческой истории, как научное обоснование современной и будущей деятельности людей. 
      Это верно для всех сфер жизни: для анализа познавательных проблем, где исходное – изучение истории познания, истории науки; для анализа техники и технической деятельности – обобщение истории развития техники. Аналогичный подход характерен для философии и в сфере политики, морали, религии и т.д. Философский анализ, таким образом, строится на базе строго научного исследования реальных исторических связей. 
     Сегодня особое значение приобретают исследования всемирно-исторических противоречий – человек и природа, природа и общество, общество и личность, решение собственно человеческих, гуманитарных проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, с разрешением целого комплекса глобальных проблем. Все это требует от каждого овладения философией, философской компетентности, мировоззренческой зрелости и культуры.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Бобков А.Н. Современные  подходы к пониманию мировоззрения  //Философские науки. – 2005. –  №3

2.Клеменьев Д. История  и философия науки. Изд. МГУ.  М.; 2009 г

 
3. Клеменьев Д. История и философия науки. Изд. МГУ. М.; 2009 г

 
4. Кирилов В.И. Чумаков А.Н. Философия.  Часть 1: История философии: Учебное  пособие. Изд. Юрист. М.; 2006 г.

 
5. Гриненко Г.В. История философии. Учебник для вузов. Гриф МО РФ. Изд. Юрайт. М.; 2010 г.

 
6. Грицанов А. Всемирная энциклопедия. Философия. Издательская группа АСТ. М.; 2008 г.

 
7. Кирилов В.И. Чумаков А.Н. Философия.  Часть 1: История философии: Учебное  пособие. Изд. Юрист. М.; 2006 г.

 
8. Кирилов В.И. Чумаков А.Н. Философия.  Часть 1: История философии: Учебное  пособие. Изд. Юрист. М.; 2006 г.

9. Никифоров А.Л. Философия в  системе высшего образования  // Вопр. философии. 2007. № 1.С..

10. О настоящем и будущем (размышления  о философии). //Вопр. философии. 2007. № 1.

11. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М, 2005.

12. Свинцов В. Основной вопрос  философии: миф или реальность // Обществ. науки и современность. 2005.

13. Теория философии. /Под ред.  Э. Ф. Звездкина и др. М.: Изд-во Эксмо, 2004.

14. Хайдеггер М. Философия - что  это такое? // Вопр. философии. 2003. №

15. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах  и конец классической немецкой  философии. Гл.2 // Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

 

 


Информация о работе Философия, ее роль в жизни общества и человека