Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:11, доклад
Общими чертами, которые были свойственны философии мира Древнего Востока, являются следующие. Во-первых, они характеризовались неполным отделением от предфилософии. Во-вторых, древневосточную философию характеризовало то, что естественнонаучные знания существенным, адекватным образом в философии не отражались. В-третьих, этой философии свойственен традиционализм. В отличие от западной, которой свойственен скепсис в ее поисках истины, философия Востока отвергала сомнения, базировалась на преемственности поколений и постоянстве традиций.
Философия Древнего Востока
Философия является не только сферой осмысления бытия, но и духовной силой, которая оказывает влияние на мировые процессы.
Примечательным является факт, что древнейшие философии восточного и западного мира возникли примерно в одно и то же время - в середине I тыс. до н.э. При этом они были совершенно самостоятельными и независимыми в своих суждениях, выводах и видении мира.
В целом зарождение философии привело к вытеснению мифологии из культуры, развитию логической мысли, переосмыслению прежних установок.
Философия Древнего Востока старше европейской. Именно здесь сложились первые мировоззренческие концепции, в которых мифы и религия соединились с научными учениями. Самые известные и влиятельные философские учения были в Китае и Индии.
Общими чертами, которые были свойственны философии мира Древнего Востока, являются следующие. Во-первых, они характеризовались неполным отделением от предфилософии. Во-вторых, древневосточную философию характеризовало то, что естественнонаучные знания существенным, адекватным образом в философии не отражались. В-третьих, этой философии свойственен традиционализм. В отличие от западной, которой свойственен скепсис в ее поисках истины, философия Востока отвергала сомнения, базировалась на преемственности поколений и постоянстве традиций.
Первые философские учения возникли в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Ассирии. Здесь на рубеже IV-III тыс. до н.э. уже появилась письменность, что означало появление зачатков абстрактной мысли.
Народы Древнего 
Востока в этот период еще не имели 
упорядоченных философских 
В Древнем Египте философская мысль начала путь от религиозного к логическому, философскому толкованию мифов
В Древнем Вавилоне зарождение философии было связано с развитием научных знаний и с формирование рационального отношения к людям и природе.
В середине I тысячелетия до н.э. в Китае и Индии начала складываться своя оригинальная философия - философия Древнего Востока. В этих странах в особых экономических, политических, социальных и духовных условиях существовала особая духовная атмосфера, которая способствовала рождению философской мысли.
Философия Древнего Востока возникла как разрешение противоречий, которые существовали между мифологическим истолкованием мироздания и новым мышлением и знаниями. Однако возникла философия Древнего Востока не из мифологии, а из мировоззренческих переходных форм, которые можно трактовать как предфилософию. На этом уровне развития знаний наряду с мифами существуют и особые «философемы», то есть неразвитые зачатки философской мысли.
Закономерности 
развития философии Древнего Китая 
и Древней Индии имеют общие 
закономерности. Прежде всего, самосознание 
обоих древних народов 
Кроме этого, род был движущей силой трансформации сознания людей. Также для индийской и китайской культуры было характерна оппозиция духовного и телесного. Поэтому в этих странах в качестве предфилософской мысли появились мифы, табу и ритуалы как основы развития философии.
Первая собственно 
философия Древнего Востока закладывает 
фундаментальные основания 
Естественно, философия Китая и Индии имела свои индивидуальные особенности. В Индии философские школы соотносились с брахманизмом и буддизмом, в Китае – с конфуцианством. В Индии ни одна из школ не смогла приобрести официальный приоритет, в Китае же конфуцианство добилось статуса официальной идеологии государства.
1. Общая характеристика 
древневосточной философии. 
Философия как теоретическая дисциплина 
о мире и человеке практически одновременно 
возникает на Западе и на Востоке. Становление 
восточного философствования происходит 
в двух традициях - китайской и индийской. 
Восточная мысль во многом сходна с античной. 
Сравнивая восточную философию с западной, 
можно считать их философствованием различного 
типа. В отличие от западной (античной), 
для восточной философской мысли не характерен 
полный отказ от мифологической традиции. 
Используя логику и разумную аргументацию 
для объяснения всеобщего, восточная традиция 
не отвергает истин, отраженных в мифе, 
а развивает и усложняет их. Специфична 
в восточной традиции и структура философского 
текста. Любой философский памятник многослоен. 
В нем содержится напластование имен, 
образов, идей и концепций. Он является 
произведением не одного автора, но целой 
школы, время же его создания измеряется 
столетиями. 
 
2. Ортодоксальные и неортодоксальные 
школы древнеиндийской философии: принципы, 
идеи и категории. 
Дофилософские знания в Индии передавались 
в Ведах. Приблизительная датировка самых 
древних частей ведического корпуса восходит 
к середине II тыс. до н. э. Веды представляют 
собой сборники текстов - фрагменты древних 
мифов, жертвенные формулы и заклинания, 
предназначенные для культового употребления 
брахманами (жрецами). 
Веды состоят из четырех отдельных корпусов: 
"Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа" 
(сборник песнопений), "Яджурведа" 
(сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" 
(сборник заклинаний). 
В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады' 
представляют собой собственно философские 
тексты, нацеленные на поиск нового знания. 
Уже в Упанишадах формируются основные 
темы индийской философии: идея единства 
Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) 
и перерождении. 
Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, 
вечен и непостижим. Проявлением Брахмана 
является Атман "Мировая душа" (Атман) 
идентична индивидуальной человеческой 
душе. Подлинная цель человеческой жизни 
- в уничтожении причин, которые препятствуют 
освобождению атмана от внешних покровов, 
физических и духовных оболочек. Сансара 
- цепь зависимых перерождений – определяется 
кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, 
слов и поступков человека. 
С VI в. до н. э. начинается время классических 
философских систем. Принято различать 
ортодоксальные системы мысли, признающие 
авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные 
системы, отрицающие единственность авторитета 
ведических текстов. К неортодоксальным 
системам причисляют буддизм и джайнизм. 
Шесть наиболее влиятельных классических 
ортодоксальных систем это нъяйя и вайшешика, 
санкхъя и йога, веданта и миманса.  
Неортодоксальные учения индийской 
классической философии: джайнизм, буддизм. 
Учение джайнизма (599-527 гг. до н. э.) зародилось 
в русле (от санскр. "аскетов" или 
"странствующих отшельников". Доктрина 
джайнизма развивает ряд идей Упанишад. 
Так, концепция о перерождении души приводит 
к выводу о существовании души у всего, 
что существует в мире: животных и насекомых, 
растений и листьев. Благой целью является 
освобождение души и достижение статуса 
совершенного человека. Для этого человек 
должен вести добродетельную жизнь. 
Философия буддизма (I тыс. до н.э.) восходит 
к учению Сиддхартхи Гаутамы (560-480 гг. до 
н. э.) (Будда) или «просветленный». Буддизм 
формируется на основе положений, высказанных 
этим мыслителем. Годы жизни Сиддхартхи 
Гаутамы принято определять в рамках 560-480 
гг. до н. э.  
Будда считал категорической лишь одну 
истину: мир устроен так, что человек в 
нем - страдающее существо. Следовательно, 
все, что нужно знать о существовании мира 
и человека это, что они основаны на страдании. 
Страдание - конечная реальность существования. 
Основа буддийского вероучения - четыре 
"благородные истины". Первая, "истина 
страдания", - истина об универсальности 
страдания, пронизывающего все телесное 
и душевное существование человека.  
Вторая истина, "истина возникновения 
страдания " исходит из того, что страдание 
обусловлено желанием: желанием наслаждения, 
желанием существования и желанием гибели. 
Поэтому страдание - это рождение, старость, 
болезни, смерть, соединение с тем, что 
нежеланно, разъединение с тем, что желанно, 
недостижение всего, чего хочешь достичь.  
Третья истина ("истина прекращения 
страдания"): страдание можно прекратить, 
освободившись от желания.Человек, беспрерывно 
улучшая карму, может прервать цепь перерождений 
и достичь освобождения от страданий – 
нирваны (состояние полной отрешенности 
от окружающего мира). 
Четвертая истина, "истина пути", 
гласит: путь к прекращению страданий 
восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания 
иллюзорности собственного я через милосердные 
деяния, совершенствование в нравственности, 
медитацию, позволяющей достичь состояния 
просветления (бодхи), которое приводит 
к нирване. 
В идеале все это исполнимо лишь в отречении 
от мира как полный отказ от убийства, 
лжи, воровства, употребления алкогольных 
напитков, участия в развлечениях, использования 
денег.
 
Классические 
ортодоксальные системы 
Классические системы возникают в результате 
споров с буддистской точкой зрения на 
природу человека, характер спасения и 
возможность познания мира. 
Ньяйя ("вхождение 
в предмет") - философская школа, основанная 
брахманом Гаутамой около III в. до н. э., 
сходна с западной логикой. Ньяйя изучала 
механизм познания и определяла правила 
ведения дискуссии, что делало знание 
ее принципов обязательным для всякого, 
занимавшегося систематическим фило¬софствованием. 
Данное учение исходит из принципиальной 
познаваемости мира и рассматривает всякое 
знание как раскрытие реальности. По природе 
своей человек способен воспринимать 
объекты, сравнивать их между собой и делать 
выводы из сходства. Познание может быть 
правильным и неправильным. Задача учения 
ответить на вопрос о том, как достичь 
правильного познания. 
Вайшешика ("философия 
различий"), созданная Канадой (III в. 
до н. э.), - система, родственная ньяйя. 
Так же, как и ньяйя, вступая в полемику 
с буддизмом, вайшешика исходит из принципиальной 
познаваемости мира и рассматривает адекватное 
познание в качестве основной цели систематического 
мышления. Ос¬новная тема этой школы - 
классификация и характеристика рассматриваемых 
объектов. Различая объективно существующие 
предметы, вайшешика разделяет их на категории 
и подробно характеризует каждую из них. 
«Йога» В 
основе методики йоги лежит убеждение 
в том, что человек с помощью концентрации 
духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего 
к успокоению нрава, может достичь освобождения 
от материального мира. Йога - это упорядоченная 
методика, направленная на разрыв связей 
между духом и телом. Она охватывает восемь 
восходящих ступеней совершенствования, 
первые пять из которых направлены на 
совершенствование тела, в то время как 
три последних обращены на понимание: 
Таким образом, особенности индийской 
философии связаны со специфическим пониманием 
места человека в мире. Идеалом человеческой 
жизни в этой традиции выступает нацеленность 
на вживание в окружающую среду и обращенность 
человеческой активности на свой собственный 
внутренний мир.