Философия/ экзистенциализм: А.Камю «Миф о Сизифе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:05, реферат

Описание

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в небольшом городе Мондови во французском Алжире в семье сельскохозяйственных рабочих. В самом начале первой мировой войны его отец, Люсьен Камю, погиб в битве на Марне. Потеряв кормильца, семья – мать и двое сыновей – перебираются в город Алжир, столицу одноименного департамента (французской колонии).

Работа состоит из  1 файл

камю.docx

— 45.12 Кб (Скачать документ)

 

«Первое дело разума – отличать истинное от ложного. Но стоит мышлению заняться рефлексией, как сразу же обнаруживается противоречие. Истинно – ложно – этот порочный круг является лишь первым в том ряду, который приводит погрузившийся в самого себя разум к головокружительному водовороту. Даже в своих наиболее развитых формах разум соединяется с бессознательным чувством, желанием ясности. ...Точкой отсчета данного эссе можно считать этот разрыв между нашим воображаемым знанием и знанием реальным, между практическим согласием и стимулируемым незнанием, из-за которого мы спокойно уживаемся с идеями, которые перевернули бы всю нашу жизнь, если бы мы пережили их во всей их истинности. Пока разум молчит, погрузившись в недвижный мир надежд, все отражается и упорядочивается в единстве его ностальгии. Но при первом же движении этот мир дает трещину и распадается: познание остается перед бесконечным множеством блестящих осколков. Можно прийти в отчаяние, пытаясь собрать их заново, восстанавливая первоначальное единство, приносившее покой нашим сердцам. Столько веков исследований, столько самоотречения мыслителей, а в итоге все наше познание оказывается тщетным.

 

Наука и мир – Наука, которая должна была наделить меня всезнанием, оборачивается гипотезой, ясность затемняется метафорами, недостоверность разрешается произведением  искусства. Мягкие линии холмов, вечерний покой научат меня куда большему. Я  возвращаюсь к самому началу, понимая, что с помощью науки можно  улавливать и перечислять феномены, нисколько не приближаясь тем  самым к пониманию мира. Отчужденный  от самого себя и от мира, вооруженный  на любой случай мышлением, которое  отрицает себя в самый миг собственного утверждения – что же это за удел. Этот универсальный разум, практический или моральный, этот детерминизм, эти  всеобъясняющие категории – тут есть над чем посмеяться честному человеку.

 

Над человеком возвышается, его окружает иррациональное – и  так до конца дней. Но когда к  нему возвращается ясность видения, чувство абсурда высвечивается  и уточняется. Абсурдно столкновение между иррациональностью и иступленным  желанием ясности, зов которого отдается в самых глубинах человеческой души. Абсурд зависит и от человека, и  от мира – пока он единственная связь  между ними. Он скрепляет их так  прочно, как умеет приковывать  одно живое существо к другому  только ненависть. Абсурдность становится болезненной страстью с того момента, как осознается.»

 

Жизнь каждого из нас абсурдна в какой-то мере. Каждый борется с  препятствиями судьбы, желая подчинить  её себе. Понятно также и наличие  «стен» для человеческого разума. Мир не может позволить человеку сравняться с ним, познать Истину бытия. Мы не всесильны, нам это показывают каждый раз, как только кто-то стремиться преодолеть стены. На его пути сразу  же возникают новые. Умным считает  себя только тот, кто ещё не видит  своих стен, предела возможностям разума.

Интересен также факт, что  абсурд существует только при борьбе, несогласии. Ведь хотя бы минутное примирение уничтожает его, нет больше почвы  для существования абсурда.

Миф о Сизифе – известная  легенда из древнегреческой мифологии. Камю даёт ей новую жизнь. Мысль о  схожести труда Сизифа с работой  современных людей неоспорима. Ведь мало пользы в бюрократии, статистике и подобных видах деятельности. Они  не создают нового, а лишь повторяют  рутинные действия. Счастье Сизифа в его труде и том, что он видит смысл в этом.

 

Термины:

 

АБСУРД (лат. absurdus - нелепый, от ad absurdum - исходящий от глухого) - термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. (Разработку "философии Абсурда" в первую очередь принято ассоциировать с экзистенциализмом Сартра.) Понятие "Абсурд" стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальности: не стоит придавать смысл всему тому, что происходит. Осознание отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает "абсурдное сознание" (Камю, "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде"). Согласно сознанию такого типа адекватная коммуникация с "другими" невозможна: взгляд иных невыносим, эти "другие" суть посюсторонний ад. Любая попытка покинуть эту ситуацию Абсурда - по определению абсурдна сама по себе. Лишь Существование (а не Бытие) реально, но это - реальность прибрежного песка, зыбкая и ненадежная. Свобода абсолютна, все безразличны друг другу - выбор не обсуждаем, он неизбывно задан. Единственный не-Абсурд, согласно экзистенциализму, - постоянная честность перед самим собой, готовность к помощи любому человеческому существу. Это - единственная деятельность, достойная уделосоразмерного выбора. Либо помощь несчастным и убогим, либо самоубийство - такова альтернатива, по Сартру, подножия "Стены", стены Абсурда. Тема Абсурда была присуща творчеству С.Беккета, Э.Ионеско, С.Дали, А.Тарковского и мн.др.)      (Философский словарь)

 

Фатализм (лат. роковой) - антидиалектическая мировоззренческая концепция, согласно к-рой все процессы, происходящие в мире, подчинены господству необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены. Первоначально Ф. развивался в мифологии как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла, цели. В философии Ф. проявляется в различной форме. Согласно учению стоиков, над космосом господствует неумолимая судьба и после периодически возникающего мирового пожара все повторяется, в учении Лейбница о предустановленной гармонии взаимодействие монад предопределено богом, в объективно-идеалистической системе Шеллинга разрыв свободы и необходимости лишает реальных индивидов возможности свободно действовать, у Гегеля личность выступает в конечном счете лишь орудием абсолютного духа. В системах метафизического материализма (Гоббс, фр. материализм 18 в. и др.) отрицание объективной случайности, отождествление причинности и необходимости также вели к Ф. Теологический Ф. исходит из предопределения событий истории и жизни человека волей бога; в его рамках идет борьба между концепциями абсолютного предопределения (августинизм, кальвинизм, янсенизм) и воззрениями, пытающимися совместить всемогущество провидения со свободной волей человека (католицизм, православие). В марксистской философии органически связано действие законов развития об-ва и свободной деятельности людей, достигнуто понимание диалектики необходимости и случайности, свободы и необходимости. Марксизм усматривает классовые корни Ф. в интересах определенных социальных сил и показывает, что лишь в результате коренного преобразования об-ва постепенно устраняется историческая почва для фаталистических воззрений. (Философский словарь)

 

Филиппика

Гневная обличительная речь, выступление против кого - либо. Слово "Ф." происходит от речей выдающегося афинского политического деятеля и оратора Демосфена (4 в. до н. э.), направленных против македонского царя Филиппа II.

 

Экзистенциализм

Философское движение, ориентированное  на изучение двух основных тем: анализа  человеческого существования (экзистенции) и специфики человеческого выбора. Главные теоретические интересы экзистенциализма сосредоточены, таким образом, вокруг вопросов онтологии и выбора. Корни экзистенциализма следует искать в работах Сёрена Кьеркегора и Фридриха Ницше. Как философия человеческого существования экзистенциализм нашел наилучшее выражение в 20 в. в творчестве Карла Ясперса; а ведущим представителем экзистенциализма как философии человеческого выбора стал Жан-Поль Сартр. Сартр усматривает сущность человеческого существования в свободе – в необходимости самоопределения и в свободе выбора – и поэтому тратит много усилий на описание человеческого стремления к «недобросовестности», выражающегося в извращенных попытках человечества отрицать свою ответственность и избегать правды о своей неизбежной свободе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.      Большая  энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (на двух CD). – «Кирилл и Мефодий», 2001

2.      Зотов  А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М.: Проспект, 1998.

3.      Камю А.  Избранное. – М.: Правда, 1990.

4.      Камю А.  Избранное. Серия «Выдающиеся  мыслители». – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

5.      Камю А.  Изнанка и лицо: Сочинения. –  М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.

6.      Камю А.  Миф о Сизифе; Бунтарь / Пер.  с фр. О.И. Скуратович. – М.: ООО «Попурри», 1998.

7.      Краткая  философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.

8.      Современная  философия: словарь и хрестоматия.  Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

9. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

10. Wikipedia.ru

11. albertcamus.ru


Информация о работе Философия/ экзистенциализм: А.Камю «Миф о Сизифе»