«Диалектика» и «Метафизика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:46, контрольная работа

Описание

Нельзя понять мир, не упростив его, не огрубив, не прервав непрерывное, не омертвив живое. Такова «техника» мышления: человеческие понятия гораздо статичнее и обладают большей дискретностью, чем реальность, которую они выражают. Так, при изучении организма методом препарирования от исследователя может ускользнуть его живое функционирование. Нечто похожее случалось и случается с мысленным «препарированием» бытия. Для его постижения нужны методы, позволяющие приноровиться к «биению пульса» реального мира.

Содержание

Введение 2
Термины «Диалектика» и «Метафизика» в истории философии 3
Метафизическая концепция понимания мира и его развития. Её исторические корни. 6
Диалектика как альтернатива метафизическому видению мира 11

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

      Диалектика  – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

      Чтобы понять сложные черты реального  мира, нужны соответствующие средства: микроскоп – для открытия микроорганизмов, спектральный анализ – для выявления химического состава веществ и т. д. Всеобщие связи, изменение, развитие бытия тоже не раскрываются сами собой. Для их понимания требуется особый мыслительный «инструментарий» – диалектика. В философском учении о диалектике тесно связаны друг с другом приемы гибкого мышления и понимание подвижного бытия, которое раскрывается с помощью этих приемов.

      Формирование  диалектики прошло долгий путь. Среди  исторических форм диалектики выделяют античную диалектику (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.), идеалистическую диалектику классической немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и материалистическую диалектику, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

      Какую бы историческую форму диалектика ни принимала, в центре ее внимания всегда была проблема развития.

      Развитие  — универсальное и фундаментальное  свойство бытия, его атрибут. Поскольку  основным источником развития являются внутренние противоречия, то данный процесс  по существу является саморазвитием

      Античная  диалектика была наивной и стихийной, поскольку древние диалектические учения, как правило, базировались на пытливом уяснении различных явлений, доступных обычному наблюдению. Размышления  о соотношении единого и многого, единичного и общего опирались на опыт общественных обсуждений, сопоставления разноречивых мнений, взглядов, позиций. Нередко философская мысль, казалось, заходила в тупик. Обнаружение таких затруднений и попытки их осмысления получили название «отрицательной диалектики» (Зенон и другие). Это — своего рода «стояние у врат» диалектики. Поиск выхода из трудных ситуаций, способов разрешения противоречий стимулировал развитие позитивной диалектики.

      Опыт  античных диалектиков и их продолжателей  поучителен и сегодня. Ценны практически все диалектические догадки, приходившие на ум философам разных веков.

      Большой вклад в разработку диалектического  взгляда на мир внесли Кант и Шеллинг. Однако в виде стройной теоретической  системы диалектика впервые предстала  в идеалистической философии Гегеля. Он понимал под диалектикой метод познания, который учитывает противоречивость мира, его постоянное изменение, взаимосвязь явлений, вещей, процессов, качественное превращение, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового. Постоянное движение, изменение философ находил и в природе, но подлинное развитие выявил в истории общества, прежде всего, в духовной культуре. В диалектике идей Гегель гениально угадал диалектику вещей, а так же проанализировал историческое движение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерное развитие в понятиях «абсолютной идеи», «мирового разума». По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, которая в процессе саморазвития стремится к самопознанию. Духовные процессы общественной жизни представлялись ему наиболее важными, определяющими все остальные. Реальная история стран, народов осмысливалась как воплощение развития духа, идей.

      В историко-философской мысли Гегель выявил, развил, привел в систему понятийный аппарат диалектики. Причем это была не жесткая система понятий с неизменными, раз навсегда заданными, резко очерченными значениями. В «горниле» гегелевской мысли философские понятия как бы «расплавились», стали гибкими, способными выразить подвижные связи, переходы, развитие мира.

      Формирование  научного знания сопряжено также  с установлением законов соответствующей области явлений. Через взаимосвязь категорий Гегель сформулировал совокупность закономерностей, отражающих универсальные связи мира и познания. Кроме того, теоретическая система включает в себя принципы. В качестве таких принципиальных идей можно выделить идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания.

      Важнейшим принципом является принцип всеобщей связи. Диалектика утверждает, что все в мире взаимосвязано, взаимообусловлено. Связь представляет собой отношение между предметами и событиями, когда изменение одного ведет к изменению другого. Связи бывают общими и частными, непосредственными и опосредованными, необходимыми и случайными, внутренними и внешними, существенными и несущественными, главными и второстепенными, явными и скрытыми и т.д. Все виды связей взаимодействуют между собой. Современная наука располагает многочисленными данными, которые подтверждают взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Животный мир связан с растительным, с окружающей средой, растительный мир — с неорганической природой, Солнцем и т.д. Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира.

      Диалектика  есть учение о всеобщих законах развития и изменения природы, общества и  мышления. Принцип развития является центральным, исходным началом диалектики, вокруг которого группируются все ее элементы, с разных сторон раскрывающие развитие. Диалектика считает, что развитие объективно, так как развивается сам объективный мир, а сознание лишь отражает это развитие. Так как в мире развивается все, то развитие всеобще, объективно, необратимо, обязательно включает качественные изменения. Развитие противоречиво, оно представляет собой неотъемлемое, коренное свойство действительности.

      Для того чтобы учение о диалектике стало  применимо к природе и обществу, к политике и естествознанию к техническому прогрессу и обыденной жизни, его необходимо было поставить на материалистическую основу. Именно так и сформулировал задачу Маркс: «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

      Переосмысление  и развитие под таким углом зрения гегелевского учения требовало синтеза диалектики и материализма. Решение этой задачи выпало на долю Маркса и Энгельса. «Местом встречи» материализма и диалектики явилась история общества – наиболее яркое поле действия диалектики. Преодолевая гегелевский идеализм в понимании общества, Маркс высоко оценил, сохранил, переосмыслил, развил его историческую диалектику. Это привело к диалектико-материалистическому пониманию общественной жизни в единстве ее материальных и духовных проявлений. Затем, с новых позиций, Энгельсом были обобщены результаты изучения живой и неживой природы. В отличие от четко выстроенной и замкнутой гегелевской системы материалистическая диалектика носила открытый характер, предусматривала самый широкий выход к изучению действительности. Под учение диалектики был подведен солидный конкретно-научный фундамент. При этом главное значение придавалось обобщению исторического развития общества, культуры в единстве, взаимодействии ее форм, проявлений. В материалистической диалектике широко используются приемы научной аргументации, корректировки, углубления теоретических положений в соответствии с развивающимся знанием и практическим опытом. Кроме того, диалектика в новой ее форме нашла успешное применение в науке (начиная с политэкономии) и практике.

      Все это обусловило высокую степень  научности нового миропонимания, его  эффективность при осмыслении процессов  реальной действительности. Материалистическая диалектика составляет ядро марксистского философского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и революционного преобразования действительности. Через диалектику форм, методов, приемов познания раскрывается сложный, противоречивый, изменяющийся мир. Диалектика – несомненное достижение культуры.

      Различают два вида диалектики: объективную  и субъективную.

      Объективная диалектика — это диалектика самого объективного мира, природы и общества. Она существует независимо от человека и человечества в целом. Эту объективную диалектику люди изучают и познают. Субъективная диалектика — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Субъективность диалектики заключается в том, что она существует лишь в голове человека (субъекта) в формах мышления — понятиях, суждениях, умозаключениях. Следовательно, субъективная диалектика вторична, а объективная — первична. Субъективная диалектика, как отражение объективной, совпадает с ней по содержанию, так как обе они подчинены всеобщим законам.

      Следует иметь в виду, что существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — это, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а «гибкость понятий» (т. е. их изменяемость) применяется чисто субъективистски, а не объективно.

      Познание  есть отражение реальной действительности и объективных законов ее движения, развития в сознании человека. Однако это не механическое, мертвое, зеркальное отражение, не пассивное созерцание мира изолированным индивидом. Познание — это прежде всего процесс активного отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности, который происходит на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. В ходе последней и осуществляется переход логики (сущности, законов) бытия в логику познания, формирование мышления в понятиях. Следовательно, познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики).

      Если  бы закономерности развития объективного мира и закономерности развития мышления были бы совершенно различными, то верное отражение предметов материального мира в сознании людей было бы невозможно. Важнейшая задача диалектики как Логики состоит в исследовании того, как выразить в человеческих понятиях движение, развитие объективных явлений, их взаимосвязь, взаимопереходы, противоречия и т. д., т. е. воспроизвести диалектику изучаемого объекта в теории.

      Таким образом, законы диалектики являются в  то же время законами теории познания и логики. Примененная к проблемам  познания, материалистическая диалектика выступает как теория познания; рассматривая развитие мышления, она представляет собой логическое учение. Тем самым, диалектика не с одной стороны — логика, с другой — теория познания, с третьей — онтология (учение о бытии), а целиком, со всех сторон есть учение о развитии вещей и о процессе познания их, о мышлении и его законах и формах.

      Диалектическое  мышление — не прирожденная способность. Это — достижение культуры, требующее  освоения. Но выучить, затвердить диалектику в готовом виде нельзя. Владение диалектикой, умение диалектически объяснять самые разные явления предполагают не только знание теоретических положений, но и навык, тренировку. Диалектика — не просто теория, но и метод творческого, конкретного осмысления все новых и новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Овладеть таким методом непросто. Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира. Учение о диалектике многомерно и включает в себя разнообразные элементы. Ключевой и самой емкой проблемой, охватывающей весь комплекс диалектических связей, противоречий, закономерностей, является понимание процессов развития. Успешное продвижение в решении этой едва ли не самой трудной философской задачи требует всего веками формировавшегося мыслительного инструментария диалектики, глубокого изучения всех ее элементов в их взаимосвязи и целостности.

Информация о работе «Диалектика» и «Метафизика»