Данте и философия раннего Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:30, реферат

Описание

В эпоху Возрождения философия начинает выходить из-под жесткого диктата религии и католической церкви, обретая светский характер. В социальных учениях того времени также присутствовал дух эпохи. Зарождение раннего капитализма вызвало к жизни утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла) с его идеей коммунистического общества. Формирование первых буржуазных государств дало импульс политическим учениям (Н. Макиавелли), теории "естественных" прав человека (Г. Гроций). Философия Ренессанса проповедовала не только идею свободы человека, но и всестороннего (универсального) развития каждым индивидом своих сущностных сил и способностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2-3
1. Характерные черты и этапы философии Возрождения………..4-5
2. Гуманистический (XIV - сер. XV вв.) этап эпохи Возрождения – Данте Алигьери……………………………………………………..6-8
Заключение……………………………………………………………..9-10
Список использованной литературы…………………………………11

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………….2-3

  1. Характерные черты и этапы философии Возрождения………..4-5
  2. Гуманистический (XIV - сер. XV вв.) этап эпохи Возрождения – Данте Алигьери……………………………………………………..6-8

Заключение……………………………………………………………..9-10

Список использованной литературы…………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В  ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

 

Термин "возрождение" дал название целой эпохе, прежде всего в связи с тем, что  ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. Эта эпоха охватывает период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. В термине "возрождение" (по-французски – "ренессанс") отчетливо слышатся мотивы преемственности. Презрительное раннесредневековое отношение к античной философии изживает себя. Ему на смену приходит столь же несостоятельное понимание средневековья как исключительно мрачной и темной эпохи, европейской ночи. Лучшие же из гуманистов в полной мере сознавали, что предстоит синтезировать античные, средневековые и возрожденческие идеи.

 

Это была переходная эпоха в истории философской  мысли. Она проявила себя, прежде всего, в идее свободного человека, продолжив тем самым античную традицию (Сократ, Эпикур) его познания. Здесь сформировался антропоцентризм как конкретный тип философского мировоззрения. В центре внимания философии оказался уже не космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Более того, широко распространилась идея титанизма как якобы всесилия и всемогущества человека. Он стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм – это широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества.

 

В эпоху Возрождения  философия начинает выходить из-под  жесткого диктата религии и католической церкви, обретая светский характер. В социальных учениях того времени  также присутствовал дух эпохи. Зарождение раннего капитализма вызвало к жизни утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла) с его идеей коммунистического общества. Формирование первых буржуазных государств дало импульс политическим учениям (Н. Макиавелли), теории "естественных" прав человека (Г. Гроций). Философия Ренессанса проповедовала не только идею свободы человека, но и всестороннего (универсального) развития каждым индивидом своих сущностных сил и способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характерные черты и этапы философии Возрождения

Философия эпохи  Возрождения (от франц. renaisgance - возрождение, ренессанс) охватывает период с ХIVв. по I-ю пол. XVIIв.

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.

Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.

Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение  к философии древних греков и  римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.

Философию Возрождения  отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим  объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным  звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода:

    • гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром;
    • неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени;
    • натурфилософский.

Первый из них характеризует  философскую мысль в период времени  с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в..

 

 

2. Гуманистический (XIV - сер. XV вв.) этап эпохи Возрождения – Данте Алигьери.     

В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма. Заимствованные у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.

 

Гуманизм как  принцип культуры Возрождения и  как широкое общественное течение  базируется на антропоцентрической  картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр могучая и прекрасная личность.

 

Гуманизм, составляет главное движение в духовной жизни  эпохи Возрождения. Он определяет собой  основное содержание философской мысли  раннего Возрождения.     

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией, теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения тогдашней философской культуры.

 Beличайшим шедевром поэта, обессмертившим его имя, стала «Божественная комедия», благодаря которой Данте вошел в историю культуры как создатель итальянского литературного языка. Это доказывают поговорки и крылатые слова «Божественной комедии», употребляемые и поныне:

Нет большей печали, чем вспоминать счастливое время в несчастьи.

Сюжет произведения, весьма традиционный для  Средневековья, тем не менее наполнен новыми элементами, часто противоречащими церковным канонам, ярко выражающими мнение и вкусы самого автора, демонстрирующими его широчайшую эрудицию, знание античности.

Весьма  сложна структура «Божественной  комедии». Произведение состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Характерно, что провожатым по Аду и Чистилищу Данте выбирает римского поэта Вергилия (Марон Публий, 70—19 до н. э.), называя его «Учителем». Каждая из трех частей поэмы содержит тридцать три песни. Содержание подчинено последовательной символике чисел.     

Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».

В самом процессе возникновения человеческой души, рассматриваемой как завершение естественного развития актом творения, Данте видел соединение природного и божественного начал. Двоякая природа человека (смертная и бессмертная) обусловливает, по мнению великого гуманиста, и его двоякое предназначение. Эти две цели человеческого существования являются двумя видами блаженства. Причем высшее, внеземное блаженство не требует отказа от осуществимого на земле человеческого блаженства. Двум видам блаженства отвечают два пути. Первый путь, открытый благодаря разуму, является путем «философских наставлений», жизнью «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным». Второй путь, открываемый «благодаря духу Святому», является путем наставлений духовных, превосходящих разум человеческий. Достижение двух видов блаженства требует и двоякого руководства - земное предназначение человека осуществляется в гражданском сообществе по предписаниям философии и под водительством светского государя. К жизни вечной ведет церковь, основываясь на откровении и возглавляемая верховным первосвященником.     

Признавая свободу  воли, Данте считал, что она не позволяет избежать личной ответственности, свалив ее на Бога или на безличную  совокупность причин. В учении о  двояком предназначении человека проявился  разрыв Данте со средневековой традицией.

Данте открывает  путь к новому гуманистическому учению о человеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение      

Термин "Возрождение" появляется как отражение ценностной установки  мыслителей новой эпохи: это, с одной  стороны, сознательное противопоставление себя мрачному средневековью, где господствовали теология и схоластическая философия, а с другой - возвращение к ценностям античной культуры с ее культом Разума и Гармонии. Огромное количество изобретений и научно-технических достижений, а также изменения в ценностях культуры буквально во всех сферах жизни людей в Западной Европе - все это свидетельствовало о наступлении новой эпохи - эпохи Возрождения. Новая ориентация в культуре ищет собственного теоретического выражения в философии.

Культура ренессанса привела к десакрализации космоса и представлению о вечности Вселенной. Начинают разрабатываться сенсуалистический, эмпирический и рационалистический методы познания. Природа начинает мыслиться как одушевленное целое, а материя не как абстрактное ничто, а нечто, внутри себя несущее форму, движение и жизнь. Обожествление человека взламывает средневековую иерархию бытия и включает человека в общий природный ряд

Ренессансная  философия противостояла схоластическому  знанию, но не в смысле того, что она  выработала иные онтологические основания для этого, нет, она лишь дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, в конечном итоге, повлекла за собой и подмену самих метафизических оснований, но уже в рамках новоевропейской философии. Поэтому философия возрождения способствовала переходу европейской философии от средневековья к Новому времени

         Как я считаю, эпоха Возрождения  – эпоха, давшая человеку абсолютно  противоположные, противоречивые  свободы. Человек встает на  новый путь, его взгляды ломаются, он одновременно отпущен на волю, он творит, но и начинает падать в бездну греховности. Человека вдохновляет эта свобода, им начинает двигать земная страсть, его разум выходит на новый уровень понимания мира, он начинает творить с такой энергией и силой, как будто ему только что открыли глаза на мир, как будто он увидел этот мир с самых новых, различных сторон и граней. В итоге Возрождение принесло человечеству множество произведений искусства, величайших и неповторимых, оно было кузницей гениальных людей, жизнь и творчество некоторых из них до сих пор остается для нас загадкой, и мы поражаемся величественности и завораживающей красоте произведений эпохи Возрождения, эпохи, внесшей неоценимый вклад в хранилище мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Кузнецов В.Г., Философия: учебник – М.: Инфра-М, 2005. –519с.
  2. Алексеев П.В., Уч.п., Хрестоматия по философии – М.:Тк Велби, Изд.   

           Проспект, 2004. – 576с.

  1. Халин К.Е. Краткий курс по философии. Учебное пособие. 2009
  2. Якушев А.В. Философия (конспект лекций). 2009

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Данте и философия раннего Возрождения