Что есть истина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:33, реферат

Описание

Для своего реферата по философии я выбрала тему «Критерий истины» и этот выбор был не случаен. В любые времена человек пытается определить для себя, что такое истина и я, естественно, не исключение. Сколько раз я пыталась определить правдивость, истинность того или иного суждения, высказывания и столько же раз сталкивалась со сложностью этого вопроса. Именно по тому, что проблема истины, так насущна и важна, я решила обратиться к мнению различных учёных, представляющих разные философские школы.

Содержание

I ВВЕДЕНИЕ
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Концепции истины
Истина как процесс
Заблуждение, ложь
Критерий истины
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

реф философ.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  науки и образования РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирская государственная геодезическая  академия

(ГОУ  ВПО «СГГА») 

Кафедра гуманитарных наук

                                                                                                        ИГиМ 
 
 
 

РЕФЕРАТ

НА  ТЕМУ:    Что есть истина? 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                                   Проверил:

студент группы ЭТ -21                                                              Е.И. Петрова

А.В. Герасимова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ: 

    I ВВЕДЕНИЕ

    II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Концепции истины
  2. Истина как процесс
  3. Заблуждение, ложь
  4. Критерий истины

    III ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    I ВВЕДЕНИЕ

Для своего реферата по философии я выбрала  тему «Критерий истины» и этот выбор был не случаен. В любые  времена человек пытается определить для себя, что такое истина и  я, естественно, не исключение. Сколько раз я пыталась определить правдивость, истинность того или иного суждения, высказывания и столько же раз сталкивалась со сложностью этого вопроса. Именно по тому, что проблема истины, так насущна и важна, я решила обратиться к мнению различных учёных, представляющих разные философские школы. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Да и сейчас без решения для себя этой проблемы не обходится ни одна область знания, независимо от того, опирается ли она на так называемые аксиомы или на непрерывно  изменяющиеся и уточняющиеся основания.

Безусловно, я не ставила своей задачей  изложить в данной работе все имеющиеся  мнения по вопросу критерия истины, но хотела показать наиболее важные именно по моему мнению.

   Чем детальнее анализируется психика  человека, тем чаще приходится обращаться к ее связям с внешним для субъекта миром. Все формы познания субъекта как-то соотносятся с внешним миром. Для выражения этого соотношения в философии используется категория истины.

   «Что  есть истина?» - вопрос Понтия Пилата к  Христу - был и остается также  и одним из главных вопросов философии. Как свидетельствует история, забвение вопроса об истине приводит к разрушительным последствиям бездуховности. [1, с. 180-181]

   Проблема  истины является одной из главных проблем философии, отраженной в творчестве многих ученых и философов, таких как Аристотель, А. Тарский, Лейбниц, Спиноза, Гегель, Нейрат, Гемпель, Н. Решер.

   Единого ответа на данный вопрос не было, взгляды на данную проблему непрерывно меняются и до сих пор.

   Целью моего реферата является рассмотрение различных точек зрения и ответов  ученых и философов на вопрос «Что есть истина?».

   Задача - ответить на вопросы:

- что  есть истина

- что  есть ложь

-что  есть заблуждение

- какие  бывают концепции истины

- что  такое критерий истины (мнение  философов на этот вопрос)

- каковы  представления об истине различных  философов

   Проблема  истины актуальна и для нашего времени, поэтому я постараюсь подробно рассмотреть ее в своей работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Концепции истины

  В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности.

  Концепция корреспондентной истины, по определению, устанавливает соответствие между формами психики и определенным объективным содержанием. Аристотель считал, что истинное и ложное находятся не в вещах, а в мысли. А.Тарский дал ставшее популярным уточнение аристотелевских воззрений. Знаменитое определение Тарского гласит: высказывание "Р есть С" истинно, если Р есть С . Высказывание "снег бел" истинно, если снег на самом деле бел; оно ложно, если снег не бел.

  В концепции корреспондентной истины указывается соответствие чувств, мыслей и высказываний некоторым фактам. Не следует, однако, это соответствие понимать слишком прямолинейно, например аналогично соотношению фотографии и того, что на ней запечатлено. Высказывание "снег бел" не похоже на белый снег, оно представляет собой знаковую, условную конструкцию. Под соответствием знаковых конструктов фактам понимается действенность этих конструктов, возможность их эффективно использовать в деле описания фактов и в своей практической деятельности.

  Довольно  часто тема истинности/ложности проблематизируется там, где учитывается последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Когда утверждают, что 2x2=4 истинно, а 2x2=5 ложно, не имеется в виду соответствие высказываний фактам, о фактах вообще нет речи. Имеется в виду, что первое высказывание находится, а второе, наоборот, не находится в полном согласии с системой высказываний, характерной для арифметики. Кстати, можно было бы сказать, что 2x2=4 непротиворечиво, а 2x2=5 противоречиво. Значительный вклад в развитие когерентной концепции истины внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель, а также Нейрат и Гемпелъ.

  Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины, которая берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники марксизма и американского прагматизма (У.Джемс, Дж. Дьюи). Марксисты используют критерий практики для дальнейшего развития концепции соответствия, они считают, что истина отображает объективное положение дел. Прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.

  Представляется  весьма ценной мысль американского философа Н.Решера, согласно которой три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Все попытки исключить из философии проблематику одной из концепций истины оканчиваются неудачами. [1, с. 181-182] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Истина как процесс

  Еще во времена античности возникла трактовка  истины как соответствия знания вещам, объектам.

  Истина  — это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле. Иными словами, истина представляет собой соответствующее действительности содержание наших знаний о ней.

  Истина  заключает в себе определенный итог процесса познания. Однако этот итог не законченный, не окончательный, а в каждом конкретном случае — промежуточный. Истина — процессуальна, то есть она заключает в себе процесс движения знаний ко все более адекватному воспроизведению действительности.

  Истина  как процесс представляет собой  движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному  и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной. [2, с. 319-321]

   Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую  степень ее точности, строгости и  полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. [3, с. 355]

   Относительная истина характеризует неполноту, неокончательность, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания.[2, c.319]

   Абсолютная истина, напротив, концентрирует в себе то в наших знаниях, что является безусловным, не может быть опровергнуто или уточнено в будущем, что составляет элементы незыблемого, непреходящего знания в общем объеме относительного знания. А так называемые «вечные» истины являются своеобразными вариациями абсолютной истины, аккумулирующими в себе твердо установленные, точно зафиксированные, не подлежащие сомнению факты. [2, c.319]

  Движение  человеческого познания происходит в направлении овладения абсолютной истиной, складывающейся из суммы относительных истин. Каждый новый этап познания ограничен уровнем развития науки, условиями жизни общества, делающими наши знания относительными, то есть неполными, приблизительными. Однако это не означает, что в ходе постижения действительности получаемые нами знания лишь обнаруживают свою относительность: новые стадии в развитии познавательного процесса прибавляют и новые крупицы абсолютной истины. В целом, вырабатывая относительные истины, познание в ходе их суммирования пополняет и багаж абсолютной истины, приближая нас ко все более полному и всестороннему знанию о действительности. [2, c.319]

  Относительные истины — это истины, нуждающиеся в уточнении пределов и условий их действия, в дополнении, углублении, конкретизации, словом, в дальнейшем развитии. Попытки признавать существование одних относительных истин получили название релятивизм (от лат. relations — относительный). Представители релятивизма рассматривают познание как относительное, условное, субъективное. Такая позиция весьма ярко выражена уже во взглядах древнегреческих софистов.

  Стремление оперировать одними абсолютными истинами вобрал в себя догматизм (от греч. dogma — мнение, учение, постановление). Догматизм представляет собой некритический односторонний, антиисторический тип мышления. Он не учитывает специфические условия места, времени, действия выдвигаемых положений.

  Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективна по-своему содержанию и субъективна по форме выражения. Недаром же научные выводы, сделанные независимо друг от друга разными учеными, имеют в каждом конкретном случае специфическое выражение. Однако объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. [2, c.320]

  Истину  характеризует такое свойство, как ее конкретность. В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это зна чит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод — в заблуждение. Даже такая простая истина как положение о том, что «сумма внутренних углов треугольника равна 2d» истинно лишь для Евклидовой геометрии и становится заблуждением за ее пределами, например, в геометрии Лобачевского-Римана.

   В последние годы стал подниматься  вопрос о том, «существуют ли абстрактные истины?» В связи с этим приведенный тезис Гегеля стал ставиться под сомнение. Дело в том, что главная цель познания — именно конкретные (всесторонние, системные, целостные), а не абстрактные, т. е. односторонние, фрагментарные знания. Поэтому конкретность истины как «единства многообразного» достигается путем восхождения от абстрактного к конкретному, т. е. от абстрактных (односторонних) истин к истине, синтезирующей различные определения, охватывающей многообразие условий, т. е. к конкретной истине. В этом смысле понятие «абстрактная истина» имеет право на существование, но при одном условии — как момент, сторона развития познания к его основной цели — «единству многообразного», конкретно-всеобщему, закону, а следовательно, к конкретной истине. [3, с. 417-418] 
 
 
 
 
 
 

  1. Заблуждение, ложь

Информация о работе Что есть истина