Человек в зеркале философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:26, контрольная работа

Описание

В настоящее время человек и общество это понятие не раздельные между собой. Человеку для развития необходимо постоянное общение. Эта тема очень важна и актуальна в современное время.
Для изучения я поставила для себя следующие задачи:
- Изучить понятие индивид, личность, человек и выделить основные различия этих терминов
- Изучить философскую мысль о сущности человека

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Философская мысль о сущности человека: основные позиции. . . 4
Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек, индивид, личность, индивидуальность. . 8
Человек - творец своей судьбы или щепка, плывущая по течению?. 16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Работа состоит из  1 файл

Человек в зеркале философии.docx

— 38.99 Кб (Скачать документ)

     Единство  биологического, социального и духовного  в человеке.

     Не  менее очевидно, что биологическая  и социальная стороны человеческого  бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими  противоречивое единство.

     Но  в таком случае должна быть некая  сила, способная соединить в человеке природные и социальные его качества, сила, становящаяся системообразующей  в его реальном существовании. Такую  роль играет самое, пожалуй, замечательное изобретение человеческого рода – культура.

     Человек понимается, таким образом, не как  чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как  биосоциальный “кентавр”, а как  существо трёхстороннее – био-социо-культурное.

     Если  человек является, как явствует из сказанного, трехсторонней системой – био-социо-культурной, то его изучение предполагает:

     1. Познание целостности человеческого бытия в единстве его сущности и существования, в изоморфизме его филогенеза и онтогенеза, в диалектике общего (общечеловеческого), особенного (личностного, уникального); таково назначение философской антропологии; её проблемное поле – целостное бытие человека, его место в мире, его отношение к природе, обществу, культуре, к другому и самому себе, смысл его существования на земле;

         2. Познание каждой из трёх сторон бытия – биологической, социальной, культурной – в её относительной самостоятельности; речь идёт, следовательно, во-первых, об изучении того, как проявляются в жизни человека  на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы – таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии; речь идёт, во-вторых,  об изучении взаимоотношений человека и общества – таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытиё; речь идёт, в-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры – таково содержание культурантропологии; её проблематика – принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой.

     Разумеется, все три антропологические дисциплины и лежащая в их основе философская  антропология в определённых пунктах  пересекаются, накладываются друг на друга, но и в тех своих разделах, в которых выявляется теоретическое  своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных  проблем.

          3. Третий уровень научного человекознания определяется необходимостью вычленения различных конкретных сторон, свойств, процессов человеческой жизни и деятельности ради их углублённого познания, ибо оно требует специфических методов; таковы  конкретные медицинские науки, психология, педагогика, этика и т.д. – нет нужды перечислять все эти отрасли знания, тем более, что развитие научной мысли непрерывно расширяет – и будет расширять в дальнейшем – круг частных отраслей человековедческого знания;

  4.     Есть, наконец, ещё одна антропологическая по сути своей наука, которая занимает в этой сфере знания особое место – назову её “антропологией искусства”; правда, как относительно самостоятельная дисциплина она делает лишь первые шаги, оставаясь в большинстве случаев растворённой в искусствознании.

     И здесь будет уместно коснуться  темы духовности.

     Духовность.

     В эпоху тоталитарной переоценки ценностей, одна из наиболее актуальных проблем  любой общности – это формирование единого духовного пространства.

     Одной из характерных особенностей развития духовной жизни нашей эпохи является всевозрастающий интерес к проблеме человека. Эта сложная и многоплановая  проблема превратилась в идейную  доминанту нашего времени, вышла  на первый план в политике и идеологии, в общественных и естественных науках, в искусстве и литературе. “В наше время проблема человека в том  или ином аспекте превратилась в  общую проблему не только философии, но, по существу, всех естественных, общественных и технических наук, всех сфер художественного  осмысления действительности, всей системы  культуры”, - считает П.Н.Федосеев.

     Ясперс  считает, что человека, конечно можно  исследовать в качестве тела –  в физиологии, души – в психологии, общественного существа – в социологии, т.е. исследовать его как продукт  природы и истории. Но всё это, по его мнению, “скорлупа”, потому что человек – это всегда нечто  большее, чем он о себе знает и  может знать. 

     Прав  и М.Бубер, который делает акцент именно на “внешней функции” духа: “Дух не в Я, но между Я и Ты. Он не как кровь, что течёт в тебе, но как воздух, в котором ты дышишь. Человек живёт в духе, когда он может ответить своему Ты”. Дух живёт и в душе, и объемлет наши души. Общение с духом (трансцендентной реальностью) приобщает нас к целостности мира, даёт нам глубинное общение (медитацию, умную молитву, “мудрость молчания”) - особое космическое чувство единения с вечным и бесконечным, то, что в христианской теологии называют благодатью, фаворским светом.

     При этом не стоит настаивать на традиционно-религиозной  трактовке трансцендентной реальности как Бога, сотворившего мир из ничего. Достаточно охарактеризовать её как  “положительное ничто”: положительное, ибо мы знаем об её существовании  и испытываем через это знание фундаментальный настрой не на противопоставление себя миру, но на единство с ним; ничто, ибо она не имеет никаких предметных характеристик. И в этом смысле существование  человека “поистине поставлено на ничто” (Х.Плеснер). Глубинное общение  с “положительным ничто” (духовной основой мира) выглядит так: “Бывают  мгновения безмолвной глубины, когда  мировой порядок открывается  человеку как полнота Настоящего. Тогда можно расслышать музыку самого его струения. Эти мгновения бессмертны, и они же – самые преходящие из всего существующего: они не оставляют по себе никакого уловимого содержания, но их мощь вливается в человеческое творчество и человеческое знание…” (М.Бубер). Переживание такого чувства обозначается очень многими авторами, но претензии тех, кто не переживал ничего подобного, кто привык “нормально” крутиться в безблагодатной функциональной цивилизации остаются неизменными: раз вы не можете это чётко описать, значит, этого не существует.

     Процесс преобразования собственной природы, и творчество, и общение – всё  это требует наличия внутренних способностей, без которых возможность человека не превратится в реальность. Эти способности можно назвать духовной потенцией человека.

     Духовность  – довольно тонкая материя, и её не так уж просто заметить, т.к. в  обществе существуют другие формы подъёма  и достижений в гораздо более  наглядных и убедительных для многих людей. Но для социальной антропологии пройти мимо этой стороны – значит не понять многое в экономике и политике, искусстве и философии, другими словами – духовность присутствует во всех формах социальной жизни и её изучение обязательно. 3

    Человек, индивид, личность, индивидуальность. 

     Наиболее  общим в психологии является понятие  человек — некое биологическое  существо, обладающее членораздельной  речью, сознанием, способностью создавать  орудия труда и пользоваться ими, и т.д.

     Развитие  человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.

     Индивид — отдельный представитель человеческого  рода имеет в психологии подобное название.

     Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного  биологического вида.

     В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека.

     Личность  в психологии - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

     Сенситивные периоды - наиболее благоприятные для развития тех или иных функций. 

     Леонтьев  А.Н.: 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость  удовлетворения своих новых потребностей.

     Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности.

     Индивидуальность  — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

     Индивидуальность  проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении  и т.д.).

     Критерии  определения личности:

     - это человек  с определенным достаточно высоким уровнем психического развития

     - способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого

     - способность сознательно управлять собственным поведением

     - способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет

     - способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами

     - способность к самосовершенству.

     Направленность  личности, ее структура, формы и уровни проявления

     Направленности  личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации.4

     Направленность  личности - это ее интегральное и генерализированное свойство. Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Это свойство проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях человека. В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знания объективной действительности, но и признание их правильными и субъективно важными для личности. Идейная убежденность – это синтез знаний, интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идей и действий.

     Экстраверсия  и интроверсия характеризуют  личность с точки зрения направленности на внешний мир.

     Потребности и мотивы, как источники активности личности.

     Мотивы  — связанные с удовлетворением  определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос “ради чего она совершается”. Мотив  предполагает знание о тех материальных или иных идеальных объектах, которые  способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Человек – творец своей судьбы или щепка, плывущая по течению?

     Что такое свобода для человека? Возможность  самореализоваться в обществе, доказать что- то себе и окружающим, подняться  по карьерной лестнице или просто «упорхнуть» из родительского дома. Понятие «свобода» многогранно  и каждый человек понимает это  по-своему. Человеческое  сознание и  свобода  с самого начала не разделимы. Человек творит свою судьбу исходя из своих потребностей, личностного характера, склада ума, жизненного опыта и т.д. Я считаю, что ответить на этот вопрос однозначно нельзя, ведь, сколько людей столько и мнений. Кто-то выбирает добиваться всего сам и им не нравиться ходить в подчинение, а кто-то «плывет по течению» и будь что будет. Есть люди «ведущие» (по своим качествам лидеры), а есть люди «ведомые» которых куда направишь туда они поплывут. К этому вопросу можно подойти и другой стороны, может плыть по течению означает не изменять своим принципам, ценностям, семейным обычаям, а жить и развиться в обыденном русле, каждый день ходить на работу, воспитывать детей, а не пытаться совершить какие-нибудь подвиги, не зацикливаться на суетах большого города, не гнаться за модой и роскошью.  Все, что вам нужно - это плыть по течению судьбы и перестать контролировать происходящие события. Все, что должно произойти, обязательно произойдет. Если вам суждено быть вместе с каким либо человеком, то вы обязательно будите вместе, не смотря не на какие преграды, не надо пытаться запланировать все и жить  по расписанию так все равно не получиться. Просто надо жить и радоваться каждому дню, а творить свою судьбу или плыть по течению это уже дело каждого. 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Мысль о том, что человек не может  жить вне общества, теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. А значит, и цивилизованное существование  человека не возможно вне окружающей его культуре. Рождаясь, человек  не выбирает, как и своих родителей, ту культурно-историческую среду, в  которой ему предстоит прожить  свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности  человека и общества является овладение  накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек - необходимое связующее  звено в эстафете поколений, живая  связь между прошлым и будущим  человечества.

Информация о работе Человек в зеркале философии