Человек в утопии Томмазо Кампанеллы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:36, доклад

Описание

Греческий термин ou topos обозначает «место, которого нет». От этого слова сэр Томас Мор произвел слово «утопия» для обозначения идеального гуманистического общества. Его книга «Утопия» была напечатана на латинском языке в 1516 году, и в английском переводе в 1551. Мор писал в то время, когда социальные институты, сохранявшие общество Средних веков, начинали разрушаться.

Содержание

Введение…………………………………………………………
Эпоха Томмазо Кампанеллы……………………………………
Биография ученого………………………………………………
«Город Солнца» Кампанеллы…………………………………..
Экономические взгляды Кампанеллы в «Городе Солнца»:…..
- Отношение к труду…………………………………………
- Организация производства…………………………………
- Принципы распределения………………………………….
Заключение……………………………………………………….
Литература………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

человек в утопии томмазо кампанеллы.docx

— 30.53 Кб (Скачать документ)

Во Франции  правительством, которое видело в  Кампанелле врага Испании, ему был  оказан радушный прием, и он мог наконец отдохнуть от своей страдальческой жизни. Друзья его, в числе которых был знаменитый философ- материалист Гассенди, старались как можно лучше устроить Кампанеллу и материально его обеспечить. Но, несмотря на заботы и любовь, которыми он был окружен, Кампанелла сильно нуждался. Разрешение издать собрание своих сочинений он получил от Рима только после долгих хлопот. Но 21 мая 1639 года Кампанелла умер, успев издать только первые тома.

«Город Солнца»  Кампанеллы.

«Город Солнца»  Кампанеллы занимает в истории социальных идей значительное место. Влияние этой книги в XVII и XVIII веках несомненно. Она вызвала целый ряд подражаний и перепевов. Как источник утопических идей 
«Город Солнца» должен быть поставлен рядом с «Утопией» Томаса Мора.

Литературное  оформление «Города Солнца» весьма примитивно. Заимствовав у античных авторов и авторов эпохи Возрождения  форму диалога, Кампанелла не смог этой формы должным образом использовать. В сущности мы имеем перед собой не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены – в угоду литературной традиции бессодержательные реплики собеседника, оправдываемые, и то не во всех случаях, необходимостью перейти к новой теме рассказа. Ничего существенного они в рассказ не вносят, и от их исключения рассказ ничего не теряет. Взятый сам по себе, рассказ построен не оригинально и мало занимателен. Он следует установившемуся трафарету: путешественник попадает в неведомую, вновь открытую страну, где и находит осуществленными представляющиеся ему совершенными общественные порядки. В противоположность Мору, Кампанелла не смог внести в этот трафарет ни одной живой черты. Наконец, стиль рассказа – сухой, абстрактный лишенный ярких образов и формулировок. Увлечь читателя как литературное произведение 
«Город Солнца» не может.

Его успехи влияние  были обусловлены, очевидно. Другими  его качествами. 
Ни литературный талант автора, а формулированные им с большой четкостью принципы привлекали к «Городу Солнца» интерес и вызывали его широкое распространение во всех странах Западной Европы – можно сказать, вопреки его форме. Полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, признаваемый всеми делом почетным, общественная организация производства и распределения, трудовое воспитание граждан – таков основной комплекс социальных идей Кампанеллы. Именно эти идеи и позволили «Городу 
Солнца» пережить три столетия, находя для него читателей и почитателей. 
Стоит еще раз подчеркнуть, что в раскрытии этих положений – исключая трудовое воспитание – Кампанелла дает мало конкретного и оригинального.

Город Солнца - теократическая республика, организованная по образцу  монашеского Ордена и отдаленно  напоминающая государство древних  инков. Во главе его стоит мудрейший  и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчинены  три соправителя: Мощь, ведающий военным делом, Мудрость - познанием, науками, и Любовь - продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц, носителей истинного знания, презирающих схоластику - "мертвые знаки вещей".  
В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства. 
Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден. В Большом Совете каждый может высказаться за или против избрания. Решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц. Должностным лицам в свою очередь помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями. 
В этом государстве существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Этот процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения в преступлении необходимо пять свидетелей. Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку. 
Источник человеческих зол - эгоизм. Автор видит возможность его искоренения, когда все члены общества равны во всех отношениях. Общие столовые, одинаковая одежда, общие украшения, общие дома, спальни и кровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и жены, общие дети. С невероятной дотошностью Кампанелла описывает деторождение и половые отношения и обнаруживает почти нескрываемое презрение к парной любви. Она для него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство.  
Женщины Города Солнца имеют те же права, что и мужчины, они могут заниматься и науками, и чем угодно. Они только освобождены от тяжелых форм труда. "Общности жен" соответствует "общность мужей" на основе взаимного равенства.  
В "Городе Солнца" есть отличие экономического и социального бытия по сравнению с "Утопией". Рабочий день сокращен до четырех часов, и все же изобилие налицо, ибо труд, как об этом впервые в истории человеческой мысли догадывается Кампанелла, есть первая потребность человека. Кампанеллу интересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее в фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданы через тот же гороскоп.  
Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает на религию, но надеется на религию далеко не во всем. Он разработал ряд правовых и моральных санкций нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от Мора, показывает обитателей своего государства способными взять в руки оружие не только для защиты от внешних нападений. Убить тирана - почетно. Изгнать вздорного и ничтожного монарха - человечно.  
Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет "праздных негодяев и тунеядцев". За 27 лет заключения он долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве.  
Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел только к одному выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй. Где все люди равны между собой. у Кампанеллы идеалом представляется тоталитарные общества, где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством. Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет. 
Таким было эстетическое влияние утопий,- оно нигде и везде. Трудно обнаружить его отдельные проявления, но в любом высокохудожественном произведении искусства и литературы есть частичка утопии - мечта о совершенной человечности. 
Наблюдая жестокие нравы позднего средневековья, социальные мыслители XVI и XVII веков направляли свои усилия не только на обоснование незыблемости власти суверена, но и на поиск более совершенного типа общественного устройства, "какое по праву может называться государством".

Заключение.

Таким образом, рассмотрев работу «Город Солнца» Кампанеллы, мы приходим к некоторым выводам.

Энгельс относит  «Город Солнца» уже к утопическому коммунизму. Но все- таки это не очень  точно, и поэтому в основном исследователи  считают Мора и 
Кампанеллу родоначальниками утопического социализма.

Но можно и  считать Кампанеллу относящимся  к гуманистическому течению, к утопическому гуманизму, придавшим этому гуманизму  невиданную доселе демократическую  окраску и подлинную общечеловеческую широту.

«Город Солнца»  нес на себе печать времени, и если некоторые предубеждения гуманиста  не позволят отнести это произведение к «прямо коммунистическим теориям», тем не менее заслуги Кампанеллы в распространении коммунистических учений велики. Но воздавая должное этому замечательному мыслителю, который в уничтожении частной собственности и гуманистически-философском преобразовании общества видел единственное избавление от жестокостей своего времени, не следует преувеличивать историческое значение созданной им утопии. Конечно, и Мор, и Кампанелла были предшественниками научного социализма. Но нельзя их соединять с утопистами XIX века – Сен-Симоном и Оуэном – под общей шапкой «утопический социализм».

«Город Солнца»  представляет в истории гуманизма  утопическо- социалистическое учение, и это позволяет рассматривать его как неотъемлемую часть ренессансной культуры и видеть в великом калабрианце одного из великих сынов Возрождения.

Литература

1. Волгин В.  П. Коммунистическая утопия Кампанеллы.

2. Горфункель  А. Х. Томмазо Кампанелла. М., «Мысль», 1969.

3. Кампанелла  Т. Город Солнца. М., Издательство  Академии наук СССР,

1947.

4. Львов С.  Л. Гражданин Города Солнца: Повесть  о Томмазо Кампанелле.

М.: Политиздат, 1979.

5. Петровский  А. Ф. Кампанелла. Биографический  очерк.

6. Штекли А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М.: «Наука», 1978.

7. Штекли А. Э. Кампанелла. М.: «Молодая гвардия», 1966.

8. Catalog of the Scientific Community, Department of History and

Philosophy of Science, Indiana University, 1995.

9. Catholic Encyclopedia, The. Vol. III. Robert Appleton Company, 1908.

10. Encyclopedia Britannica.

11. Weber A. History of Philosophy.

Информация о работе Человек в утопии Томмазо Кампанеллы