Человек перед лицом жизни и смерти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:20, контрольная работа

Описание

Из вопросов ,одинаково интересных для науки, философии религии ,для каждого человека ,быть может, важный и безнадежный: что такое жизнь?

На эту тему написано множество работ .Исследованиям проявлений жизни посвящены особые науки, не говоря уже о целом комплексе биологических дисциплин. Ученые предпочитают искать основы жизни в микромире.

Содержание

Введение.
Проблема жизни в истории науки.
Имеет ли жизнь человека какой-либо смысл?
О долголетии человеческой жизни.
О смысле смерти или смерть, как отрицание жизни.
Плата за совершенство.
В поисках бессмертия.
Смертная душа

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

    всесторонний  анализ проблемы смысла жизни. “До сих пор ,- писал Ф. Энгельс, -вопрос всегда гласил :что есть бог? –и немецкая философия решила его так: бог есть человек. Человек лишь должен

    познать себя самого, сделать себя самого мерилом  всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по человечески, согласно требованиям своей природы, -и тогда загадка нашего времени будет им разрешена. Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то “боге”, якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе в собственной груди

    человека. Собственная  сущность человека много величественнее и возвышеннее чем воображаемая сущность всех возможных “богов”, которые ведь представляют собой лишь более или менее неясное и искаженное отображение самого человека”. Защитники религии считают, что ни наука, ни философия не могут дать ответа на

    вопрос “какой смысл человеческой жизни” и только они призваны ответить на этот вопрос. Для примера можно привести проповедь о смысле жизни, которую прочитала Вера Шишкова в одной из общин баптистов. “... Каждый человек ,братья и сестры, задает себе вопрос о смысле человеческого бытия. ...Есть ли в жизни смысл? Многие пессимисты видят в жизни лишь мрачное. Человек не верующий видит в жизни муки, слезы, кладбище. Но есть ли единая мысль которая правит Вселенной? Есть. Ведь в каждом человеке существует жажда добра, красоты справедливости. Нет ни одного человека душа которого не рвалась бы к прекрасному. Значит, и смысл жизни

    должен быть прекрасным, вечным, непреходящим...

    Смысл должен быть доступен каждому, этим он и ценен. Он будет только тогда ценным, когда общество не будет знать неравенства. Но если найдется хоть один человек, которому смысл не доступен, то этот смысл не будет иметь никакой ценности... Высшая цель человека- уподобление Христу... Итак ,цель, смысл, ценность жизни есть. Наш оптимизм не слащавый, мы не сказки говорим. Выше нашей цели- жить для бога- нет”.

    Эти отрывки  свидетельствуют о стремлении служителей культа вызвать у

    слушателей  определенные переживания. Проповедница убеждала своих слушателей, что с религиозной точки зрения смысл жизни человека- знать бога, любить его, служить ему и славить своими делами. Такая постановка вопроса о цели жизни приводит к выводу, что жизнь вообще не имеет смысла. Ибо смысл жизни сводится к общению с несуществующем богом. Проповедь убеждает в том ,что для верующих людей нет объективного смысла жизни. Марксизм выводит смысл жизни из объективно существующих фактов как идеал, который постоянно практически осуществляется. Точнее говоря, смысл жизни становится идеалом, основанным на определенных отношениях человека с фактами

    существующей  действительности. Смысл жизни нельзя представить  и вне

    человеческих  отношений. Смысл жизни личности не может быть изолирован от смысла жизни других личностей, потому что вне человеческих отношений он теряет всякое значение.

    Отвергая религиозно-мистический  смысл жизни человека, наличие  потустороннего смысла в истории, марксистская философия выдвигает положение о сознательной  деятельности человека во имя определенных целей. 
     

    О ДОЛГОЛЕТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.                  
     

    Уже на самых  ранних этапах истории медицинской  науки ставился вопрос, как

    сохранить здоровье, как продлить жизнь человека, как  отдалить старость.

    Уже врач древности  Гиппократ давал советы, как сохранить  здоровье и удлинить  свою жизнь. В 1 веке нашей эры известный римский философ поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека утверждал, что “кратковременность жизни мы не получаем, а создаем ее сами”. Для него уже было понятно, что наследственных  генетических особенностей организма еще не достаточно для того чтобы прожить долгую жизнь. Чтобы у человека не укорачивалась жизнь, ему нужно создавать благоприятные условия существования.

    Особенно много  внимания долголетию и старости уделил ученый,

    естествоиспытатель, врач, философ Авиценна. Он уже понимал что старение- этоестественный процесс развития организма, который ведет к физиологическим изменениям. В своем знаменитом произведении “Канон врачебной науки” Авиценна писал: “С самого начала мы представляем собой крайнюю важность. Усыхание которое происходит в нашем теле, есть необходимость ,которую нельзя избежать”.

    Но только с середины 18 века начинается научная  разработка этого вопроса. Вначале врачи ограничивались лишь советами о применении общих гигиенических мер. Они рекомендовали поддерживать чистоту тела, заниматься гимнастикой, вести умеренный образ жизни. Уже тогда задумывались над физическим воспитанием детей, разумной диетой, воздержанием от алкоголя, курения и т.п.

    Все эти искания  свидетельствуют о том, что медицина постоянно думала и

    продолжает думать о человеческом долголетии.

Среди русских  ученых следует отметить вклад в  проблему долголетия выдающегося русского терапевта С.П. Боткина. Он не только уделял серьезное внимание изучению глубинных процессов старения организма, но и привлек внимание общественности к старым людям. Именно после него врачи начали изучать естественное старение организма и преждевременное старение, связанное с различными процессами в организме. В работах Боткина и его учеников особенно

подчеркивалось  влияние внешней среды на старение организма.

Таким образом, из учения С.П. Боткина явствовало что  процесс старения

организма может  ускориться при неблагоприятных  условиях, и следовательно у людей есть возможность продлить жизнь, устраняя внешние причины, пагубно действующие на организм человека. Так перед врачами была открыта перспектива активной борьбы за долголетие людей.

40 лет экспериментальной  деятельности посвятил выдающийся  русский ученый И.И. Мечников естественнонаучному исследованию проблем человеческого долголетия, “чтобы люди будущего... могли бы достигнуть нормального предела жизни, значительно более продолжительней ,чем теперь”. (И.И. Мечников. Этюды о природе человека. М. Издательство АН СССР,1964, стр.9). И.И. Мечников по праву считается основоположником геронтологии, науки о старение человека. Создавая цельное воззрение на человеческое существование, И.И. Мечников указывал :”Человеческая жизнь свихнулась на полдороге, и старость наша есть болезнь, которую нужно лечить как всякую другую”. В другой своей книге “Этюды

оптимизма”, Мечников писал, что одной из причин, по которым  человек считает себя несчастным, является сознание неизбежности смерти. Причиной смерти по мнению Мечникова, является, во-первых то, что в организме деятельные ткани постепенно замещаются соединительными тканями. Во-вторых атрофия наиболее деятельных частей  и органов, которая сопровождается поеданием этих частиц фагоцитами. Как полагает Мечников, человеческий организм вырабатывает вещества противоборствующие фагоцитам. Однако выделение таких веществ на

определенном  этапе прекращается, и тогда фагоциты поедают органы. Мечников считал возможным на основании применения метода вытяжек обуздать фагоциты, чтобы дать возможность ослабленным органам продлить свое существование до тех пор, пока смерть не станет естественной потребностью организма. Мечников считал необоснованным мнение некоторых ученых, утверждающих, что 70-75 лет являются естественным пределом человеческой жизни. Великий физиолог

полагал, что  хорошее состояние многих людей 70-75 лет в физическом и

умственных отношениях опровергает это мнение. Для примера  он называл имена Платона, Гете, Гюго, Микельанжело, Тициана создавшие лучшие из своих произведений позднее того возраста, который рядом ученых был объявлен предельным. Люди в этом возрасте умирают не от старческой немощи ,а от болезней.

Какого же предельного  возраста может достичь человек? Сохранились

исторические  сведения, согласно которым основатель аббатства в Глазго

Кэнгигер умер в 600 году в возрасте 185 лет. По данным венгерских летописцев 17 века, наблюдались случаи долголетия в 147 и 172 года. В Норвегии некий Дракенберг прожил 142 года. Разные ученые предлагали различные средства продления жизни. В конце прошлого века известный исследователь Броун секаре на западе выдвинул теорию об

омолаживающем действии вытяжек из половых желез. В начале нынешнего столетия русский профессор Воронов производил опыт по пересаживанию яичков молодых животных старым животным и от обезьян человеку. В результате пересадки наступало лишь временное оживление половой деятельности. Через короткий промежуток времени старость вновь брала свое. Исследуя причины влияющие на замедление старости, академик К. Пархон не считает возможным выделение в данном случае какого-то одного фактора. По его мнению, здесь следует иметь в виду комплекс факторов. Выделяет следующие факторы, влияющие на долголетие: проживание в местности, расположенной не менее чем на 1000 метров над уровнем моря; воздержание от алкоголя и курения,

полноценное и  регулярное питание, отсутствие хоть какой-то степени кровного родства родителей, хорошее настроение, жизнерадостность, здоровая наследственность. Решающую же роль в долголетии играет труд. Невольно хочется вспомнить слова К. Маркса, который говорил о том, что человек в процессе труда не только воздействует с помощью своих рук, ног, головы и пальцев на внешнюю природу и тем самым изменяет ее, но в то же время он “...изменяет свою собственную природу”(Маркс К. Энгельс Ф. Соч. - Т.23.- С.188). В наше время уже достигнутый уровень производства современной науки позволяет сделать очень много для достижения долголетия человеческой жизни. Прогресс в этом направлении уже более очевиден. 
 

О СМЫСЛЕ СМЕРТИ ИЛИ СМЕРТЬ, КАК ОТРИЦАНИЕ ЖИЗНИ.         

Перефразируем известную русскую поговорку: “Скажи мне кто твой враг ,и я

скажу ,кто ты”.Враг всего народа -смерть. Оригинальный русский мыслитель Н.Ф.Федоров утверждал, что давняя и высшая цель человечества- победа над смертью. воскрешение всех ,обитавших на Земле. Такой сыновний долг живущих перед теми ,кому обязаны они величайшим благом жизни. Федоров попытался приговорить смерть к смерти. Пожалуй попытка эта вызвана

прежде всего  отчаянием и стремлением во что  бы то ни стало преодолеть

леденящий ужас небытия.Вспомним страх ,знакомый каждому из нас. Лев Толстой переживал его мучительно. И не только за себя, но и за своих детей:” Зачем мне любить и,растить и блюсти их? Для того же отчаяния. Которое во мне , или тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, - всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина- смерть”.

Смерть в мифологических представлениях древних народов  не является

естественным, неизбежным явлением, а представляет собой результат  козней злых духов, которые пробираясь в организм человека постепенно уничтожают его. Поэтому согласно мифологическим представлениям, люди должны бороться со злыми духами и божествами, которые несут смерть человеку. В древнегреческих мифах повествуется о том как Зевс, рассердившись на Сизифа за измену, послал к нему Смерть, но Сизиф заковал ее в крепкие оковы, и люди перестали умирать. Однако Аид освободил Смерть от оков, и она одолела Сизифа. Греческая мифология в

лице Сизифа изображает бессилие человека в его  тщетных попытках путем

хитрости и  мудрости перейти границы жизни. В религиозных учениях  страх перед смертью “нейтрализуется”  верой в бессмертие души. В нашем веке науки вера в бессмертие души возродилась в новых формах (достаточно вспомнить интереснейшую работу американского ученого Р. Муди “Жизнь после смерти”) Однако при всей утешительности таких воззрений

после недолгих размышлений с грустью сознаешь что если дух отделится от

своего обжитого родного тела, то это и будет  смерть меня как существа

телесно- духовного. Без тела мое сознание будет беспомощным, бездеятельным...Да и будет ли?

Стихийное, инстинктивное  признание жизни и ее ценности вызывает у людей

реакцию против смерти. Человеческая психика не может  смириться со смертью. Поэтому смерть вызывает у людей безысходную печаль, невыносимое страдание. “Неизбежность смерти- наитягчайшая из наших горестей”, - утверждал французский мыслитель 17 века Вовенгарг. Трудно с ним не согласиться. Страх перед смертью естественное и как не парадоксально, полезное в известном смысле чувство. Страх перед смертью служит предупреждением о надвигающейся опасности. Утратив его человек как бы теряет свою защитную броню. Удерживая человека от поступков и действий, опасных для жизни, страх способствует сохранению человеческого рода. Но страх одновременно действует угнетающе, ибо человек вместо того чтобы остерегаться какой-либо опасности, начинает бояться

всего. Он сознает, что смерть неизбежный удел всего  живого. Смерть -это осознанная необходимость. Полнейшая наша не свобода. Высшая мера

наказания ,к  которой приговорила нас равнодушная природа. Но есть и другая прямо противоположная точка зрения. Смерть -благо!

Информация о работе Человек перед лицом жизни и смерти