Человек как философская проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:20, контрольная работа

Описание

Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными причинами. В-третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования.
Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное - он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

Содержание

Введение……………………………………...…………………............................3
Глава 1. Проблема человека и ее комплексный характер. Специфика философского исследования человека……………….…………………………5
Глава 2. Биологическое и социальное в человеке. Панбиологизм и пансоциологизм..………………………………………………………………...14
Глава 3. Проблема смысла жизни и предназначения человека. Самоценность человеческой жизни………………….…… …………………..………………..18
Глава 4. Человечество и мировое сообщество. Глобальная и космическая ответственность человека………………..……………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КР ФИЛОСОФИЯ.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

     Известно, что рациональные доводы далеко не всегда являются надежным средством  убеждения. Однако обстановка тотальной угрозы сообщает им дополнительную силу убедительности. Кант в трактате "О вечном мире" пророчески обрисовал такую зависимость. Люди обычно глухи к доводам разума, рекомендующего им нормы согласия и правового улаживания конфликтов. Они следуют голосу своих особых интересов и оказываются слепыми агентами раздоров и войн. Но когда антагонизмы достигают крайней остроты и на горизонте истории появляется призрак мироразрушительной войны, эта узкокорыстная тенденциозность сознания терпит фиаско. Делается очевидным, что людям предстоит либо погибнуть, либо опомниться в разуме и согласиться на обоюдные компромиссы.

     Общая всем людям разумность имеет два  основных выражения: здравый смысл  и разум в специфическом значении этого слова - способности, которые  в ходе истории не раз вступали в конфликт друг с другом. Здравый смысл можно определить как рациональность индивидуального самосохранения: он категорически запрещает человеку делать то, что пагубно для его личного выживания. Разум - это рациональность, непременно имеющая в виду сохранение всего человечества. Он может допустить индивидуальное самоуничтожение, жертвуя жизнью, но категорически не допускает гибели всех людей: любое разумное суждение непременно предполагает в качестве адресата сообщество разумных существ. Атомная война, в которой не может быть победителей и которая грозит гибелью всему живому, равно неприемлема ни для здравого смысла, ни для разума, поскольку означает: я буду уничтожен, как и все другие. Эта опасность, если она осознается отчетливо, сплавляет индивидуальный здравый смысл и коллективный разум человечества в единую гуманистическую рациональность, способную одолевать самые различные социально-субъективные пристрастия.

     Гуманистическая мера прогресса. История XX столетия обнаружила, что отчуждение от человека им самим созданных институтов, вновь учрежденных форм организации производства может быть характерно для любого общества, включенного в современное международное разделение труда. Она выявила также лишь относительную подконтрольность тех сил и средств, которыми вооружает людей научно-технический прогресс. Ведь многие из них, говоря образно, похожи скорее на диких хищников в наморднике, чем на одомашненных животных. Они обузданы, запряжены, но еще далеко не приручены человеком. Выразительным примером (и масштабным символом) такой "полуосвоенности" является атомная энергия. Термоядерная реакция - не земное явление. Она представляет собой воспроизведение тех процессов, которые в гигантских масштабах совершаются на Солнце. Она принципиально несоразмерна самому человеку как существу, сформировавшемуся в ходе эволюции (люди, как и все живое, не приспособлены, например, к сильным дозам радиационного - космического - облучения).

     Расщепив  атом, человек впервые на деле уподобился Прометею, похитителю небесного огня. И только вглядываясь в опыт освоения атомной энергии, можно понять полный состав мотивов, которые побудили греческих богов покарать Прометея: ими двигало не просто возмущение его титанической дерзостью, они еще и боялись за людей - опасались, что те по причине своей взаимной агрессивности, недальновидности или простой небрежности учинят вселенский пожар. Успехи в мирном освоении атомной энергии пока еще совершенно не сопоставимы с ее освоенностью как оружия, чудовищного средства разрушения. И покуда такая несоразмерность сохраняется, важнейшая задача человечества состоит в создании надежных технических и социальных гарантий против любых форм термоядерной опасности. Это по-новому и с невиданной остротой ставит вопрос о самой разумности человека, о его рационально-предусмотрительном контроле над всем, что он вызывает к жизни своим творчеством, будь то новый общественный институт или масштабный инженерно-технический проект.

     В XVIII-XIX веках центральным для всей системы рациональных оценок был вопрос: "Не утопично ли это? Достижимо ли, осуществимо ли на деле?" В эпоху научно-технической революции, когда практически осуществимыми оказываются самые фантастические замыслы, рациональное мышление должно прежде всего спрашивать: "Не разрушительно ли это для человека? Нужно ли, полезно ли, значимо ли для него?" Речь идет уже не просто об объективной возможности и объективной обусловленности определенных действий (хотя и эта проблема не снимается), но в первую очередь об их смысле. Смысл же непременно имеет в виду человека.

     Материальные  потребности людей - историко-культурная реальность; в них уже "закодированы" и общечеловеческие моральные запреты, и нравственные лимиты потребления, характерные для различных обществ, и сам уровень цивилизационной  развитости людей. Экономика является рациональной в той мере, в какой она учитывает и обеспечивает эту "гуманитарную определенность" первичных, наиболее настоятельных человеческих нужд. Покуда ей это удается, она является, так сказать, "гуманной в себе". Вместе с тем новейшая история дает немало примеров того, как хозяйство утрачивает эту изначальную, само собой разумеющуюся отнесенность к исторически заданным условиям потребления и даже вообще перестает удовлетворять потребности больших масс людей.

     Начиная со второй трети XIX века, капитализм снова и снова переживал кризисы перепроизводства. Рынок оказывался переполнен полезными товарами, которые, однако, не потреблялись, так как основная, трудящаяся, масса населения не могла приобрести их из-за своей низкой покупательной способности. Для обеспечения дальнейшего "нормального функционирования" производства накопившиеся "непотребляемые полезности" порой просто уничтожались.

     Способностью  отчуждаться от человека, утрачивать свой первоначальный жизненно-практический смысл обладают не только экономические процессы, но и техника, наука, даже искусство. И дело здесь не просто в профессиональной автономизации, в возможности возникновения "чистой", как бы игровой техники, "науки для науки" или "искусства для искусства". Дело в том, что и техника, и наука, и искусство все чаще пытаются навязать обществу свои чисто экспериментальные новшества.

     Никогда прежде в мировой культуре не звучали  так громко призывы к защите уже  существующего (среды обитания, жизни, памятников, духовного наследия, нравственных устоев, навыков рационального мышления и т.д.). Тема защиты и хранения укоренена в глобальной ситуации человечества, связана с осознанием недопустимости бесконтрольного прогресса. Для того чтобы совершенствоваться, достигнуть соответствия высшим идеалам, человек должен сперва озаботиться своим выживанием и сохранением - такова истина, преподнесенная современной эпохой. Именно она позволяет лучше расслышать ту заповедь, которую выдающиеся умы человечества высказывали и повторяли задолго до того, как разразился экологический кризис, и возникла опасность термоядерной войны: нет совершенствования без сохранения, нет развития без преемственности, без бережного и заботливого отношения к прошлому. Это справедливо для любой формы деятельности, но более всего для тех, где сам человек оказывается объектом общественного воздействия.

     Еще в гуманистической философии  Нового времени возникло понятийное противопоставление: человек - не вещь. Наиболее последовательно оно было продумано Кантом, положившим в основу своего учения оппозицию "вещь - личность" и сформулировавшим категорический запрет: "...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". Требование Канта было созвучно начавшейся в XVIII столетии борьбе против использования человека в качестве орудия чужой воли (раба, крепостного, холопа, исполнителя кабальных обязательств). В дальнейшем оно было включено в контекст критики капитализма, обнаружившего способность к еще невиданной циничной утилизации человеческих сил. Но в требовании Канта содержалось и еще одно смысловое измерение: относиться к человеку "только как к средству" категорически недопустимо даже в том случае, когда общество ставит своей целью его же собственное благополучие и совершенство. Кантовское понятие "цели в себе" требовало признать за каждым человеком его призвание и способность целеполагания. Именно в этом значении оно вошло в "золотой фонд" философии, наполняясь все более богатым содержанием.

     В свете исторического опыта XX столетия тезис "человек - не вещь" может и должен получить еще одну важную интерпретацию: человека нельзя изготовлять, пересоздавать, изобретать заново, как если бы он был просто необходимым для общества продуктом и средством. Данное положение особенно существенно сегодня. Современные механизмы манипуляции (орудия отчужденной воспитательной практики) так же опасны для духовного самосохранения человека, как новейшие виды вооружении для его физического выживания. Неудивительно, что в философской литературе последних десятилетий столь остро и столь многопланово обсуждается проблема человеческой меры общественного прогресса. Все это не значит, конечно, что общество устраняется от активной воспитательной деятельности, от формирования человека в соответствии с гуманистическими принципами. Однако такая деятельность не должна принимать манипуляторские формы. Человек призван свободно выявлять и развивать присущие ему разум и гуманность, что возможно только в разумном и гуманном обществе.

 

Заключение 

     Обращение к истории философской мысли  показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она  осмысливается с различных мировоззренческих  позиций, обусловленных конкретно-историческими  и иными причинами. В-третьих, в  истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования.

     Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и  социального в его историческом и индивидуальном развитии. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное - он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

     Окончательно  сформировавшийся человек уже обладает всеми биологическими и социальными  качествами, необходимыми для осуществления  своего общественно-исторического  развития.

      Проблема  человека развивается  во  времени: огромный  путь  уже  пройден,  но  будущее  открывает  все  новые  и   новые перспективы  решения  этой  проблемы.  Главное,  не  впадать  в   крайности, "расщепляя" при этом  единую  сущность  человека,  и  помнить:  чтобы  быть личностью, нам надо каждую минуту, каждое мгновение, шаг за шагом  постигать тайну, имя которой - Человек.

 

      

Список  используемой литературы 

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 2003.
  2. Дубинин Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 2003.
  3. Горбачев В.Г. Основы философии. М.: Владос, 2003.
  4. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 2000. № 6.
  5. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы различных лет. М.: Политиздат, 2009.
  6. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 2003.
  7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 2001.
  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2002. С. 188.
  9. Человек и общество: Учебник / под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2006.
  10. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев,

П.Н. Федосеев и др. - М.: Сов. Энциклопедия,  2003 - с. 769.

  1. Орлов В.В. Социальная биология // Соотношение биологического и

социального. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: Изд. Перм. Унта, 1981. - С. 17.

  1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – М.,2001.
  2. Гуревич П.С. Философская антропология / П.С. Гуревич. – М., 2001.
  3. Основы философии в вопросах и ответах. / Под ред. И.В. Ватин [и др.]. – Ростов н/Д., 2002.
  4. Философия: Конспект лекций. / Под ред. В.П. Кохановский  [и др.]. – Ростов н/Д., 2006.

Информация о работе Человек как философская проблема