Человек глазами философов Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:40, реферат

Описание

Как утверждали многие известные педагоги - учитель должен постоянно работать над собой, развиваться. «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием», - писал, имея в виду учителя, Адольф Дистервег. С этим я полностью согласна. Ведь чем эрудированнее педагог, чем дальше и шире его познания распространяются за рамки собственного предмета, тем интереснее, продуктивнее и полезнее во всех смыслах будет его общение со школьниками. Может прозвучит и непрофессионально, но все же - может преподаватель и не научит употреблению сложных английских времен, но внесет свою толику в нравственное воспитание школьника, покажет пример эрудированности и познания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..2
ПИФАГОР………3
ДЕМОКРИТ…….4
СОКРАТ………...5
КСЕНОФОНТ…..6
АНТИСФЕН…….6
ПЛАТОН ……….7
АРИСТОТЕЛЬ….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..11

Работа состоит из  1 файл

педагогика.doc

— 55.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

«ЧЕЛОВЕК ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФОВ  ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

ВВЕДЕНИЕ……..2

ПИФАГОР………3

ДЕМОКРИТ…….4

СОКРАТ………...5

КСЕНОФОНТ…..6

АНТИСФЕН…….6

ПЛАТОН ……….7

АРИСТОТЕЛЬ….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..11

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как утверждали многие известные педагоги - учитель должен постоянно работать над собой, развиваться. «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием», - писал, имея  в виду учителя, Адольф Дистервег. С этим я полностью согласна. Ведь чем эрудированнее педагог, чем дальше и шире его познания распространяются за рамки собственного предмета, тем интереснее, продуктивнее и полезнее во всех смыслах будет его общение со школьниками. Может прозвучит и непрофессионально, но все же - может преподаватель и не научит употреблению сложных английских  времен, но внесет свою толику в нравственное воспитание школьника, покажет пример эрудированности и познания.

Несомненно, одна из богатейших кладезей знаний о всех сферах жизни человека - философия. Роль изучения трудно переоценить.  Величайшие люди за всею историю человечества, величайшие мысли - общечеловеческие и общевременные, актуальные в любую эпоху и в любом государстве, словом, истины -  как можно обойти стороной столь ценный источник. Кроме того философы, сознавая важность данной темы, уделяли много внимания рассуждениям о воспитании детей. Мыслители излагали свои точки зрения, каким должен быть человек, и предлагали, а часто и реализовывали, свои программы образования и воспитания, направленные на достижения идеала человека в их понятии. Я считаю, что преподавателя среди прочих в большей части должна интересовать именно эта часть философских трудов. Зачастую в словах давно почивших мудрецов можно найти простые, но почему-то забытые истины и приемы, которые на века останутся верными и актуальными. В этой контрольной работе я бы хотела рассмотреть рассуждения о человеке и его воспитании философов Древней Греции.

 

ПИФАГОР

Древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский (570—490 гг. до н. э.) не оставил после себя трудов, но о его воззрениях не мало написали его последователи - пифагорецы. Кстати, именно у них родился термин “калокагатия” обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором и сегодня достойны подражания: совестливость и бесхитростность, забота о своем теле и духе, сохранение внутреннего спокойствия и уравновешенности.

В пифагорейских братствах  воспитание и обучение молодежи представляло собой хорошо продуманную отлаженную систему. После подъема проделывались мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шла прогулка на берег моря встречать восход солнца, где обдумывались дела предстоящего дня, после делалась гимнастику, после нее приступали к завтраку. Затем в храме велось "преподавание, учение и исправление нравов". Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение.

Как видим, пифагорейцы  с равным усердием заботились и о  физическом, и о духовном развитии. Вот несколько пифагорейских изречений дидактической направленности: "Правильно осуществляемое обучение ... должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика", "Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно".

 

ДЕМОКРИТ

К первым философам Древней  Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". Демокрит осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество.

Демокриту принадлежат  утверждения, оказавшиеся чрезвычайно  плодотворными для будущего. В своих трудах обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх. Он отвергает веру в богов, считая, что «воля богов» — это только выдумка, воображение людей.

Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны», —  писал он. Демокрит указывал, что  «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Утверждал , что "хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы..., воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу".

Рассматривая обучение как трудную  работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. "Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель - стыду".

Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности: "Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, – легкомыслие".

Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. "Многие всезнайки не имеют ума..., прекрасна надлежащая мера во всем..., должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума".

Идеи Демокрита предваряли становление  взглядов древнегреческих ученых-софистов (V-IV вв. до н. э.).

 

 

СОКРАТ

Софисты оказались едва ли не первыми профессиональными учителями. Они помышляли о воспитании активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. Затем к ним были добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составило семичастную «эн - киклос - пайдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств».

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469-399 гг. до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

По Сократу, главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. Человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом..., если получат образование..., становятся отличными..., полезными деятелями. Оставшись без образования..., они бывают очень дурными, вредными людьми".

Учительская деятельность для Сократа  была дороже жизни. Когда перед ним  встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

КСЕНОФОНТ

Ученик Сократа Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.), является автором первого античного педагогического романа "Воспитание Кира".

Как и все последователи  сократического учения, философ придерживался  мысли об идеальном обществе и государстве, которое должно с помощью соответствующей правильной системы воспитания и образования культивировать и воспроизводить  идеальный тип человека - как гражданина, так и правителя -прекрасного и хорошего человека “калокагатия”.  Во главу угла нравственного воспитания Ксенофонт ставил формирование чувства справедливости.

 

АНТИСФЕН

Другой ученик Сократа  Антисфен (450-360 гг. до н. э.), основатель философской школы киников, полагал, что в воспитании необходимо прежде всего приближаться к миру реальных явлений. Основным методом воспитания он называл пример наставника. Как особую задачу Антисфен выделял воспитание привычки преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага ("пусть дети наших врагов живут в роскоши").

 

ПЛАТОН

Важную роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик Сократа  Платон (427-347 гг. до н.э.).

По Платону, земная жизнь - преходящий этап движения человека к "истинному бытию - неким умопостигаемым и бестелесным идеям". Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с "истинным бытием". Приобретение знаний - процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь".

Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино свет и тень, добро и зло. Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать "платонической любовью").

В трактате "Государство" Платон развивает афинскую педагогическую традицию. Он полагает, что надлежит обеспечить "для тела гимнастику, для души музыку".

В идеальном обществе, которое представлено в "Законах", руководитель дела образования является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: "Стар и млад должны по мере сил получить образование". В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом "золотую середину". Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.

В трактате "Законы" Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания - "сделать  совершенным гражданином, умеющим  справедливо подчиняться или начальствовать".

Платон полагает, что  при обучении следует обеспечить "свободу призвания", т. е. учитывать личные склонности.

Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения ("самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание").

Хотя Платон не оставил  специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в  области воспитания и обучения.

 

 

АРИСТОТЕЛЬ

Ближайший ученик Платона  Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в своих философских и педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во многом занял противоположную этим идеям позицию.

Аристотелю была чужда  тоска Платона по запредельному  миру. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие от Платона, Аристотель трактовал бессмертие не как проявление индивидуального, а как частицу вселенского, всепроницающего разума. Вот почему в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья - блаженство - Аристотель видел прежде всего в напряженной работе, направленной на постижение основ мироздания

Аристотель заложил  важные предпосылки теоретического осмысления бытия и воспитания, а  также обучения, как части этого  бытия. Так, он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней сущностью вещей." Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.

Наиболее системно взгляды  Аристотеля на воспитание и образование  изложены в трактате "Политика".

Рассматривая извечную проблему о соотношении социальных и биологических детерминант  в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Он считал, что с одной  стороны, "от хороших родителей  может произойти лишь хорошее  потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что всякая форма государственности  нуждается в соответствующем  воспитании как в первой необходимости. При этом утверждалась целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для свободного населения в идеальном государстве.

Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса усвоения знаний. Придавая особое значение для воспитания гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дикого животного", - писал в этой связи Аристотель. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Информация о работе Человек глазами философов Древней Греции