Буддизм как религия: основные идеи, секты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:07, реферат

Описание

В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д.

Содержание

1. Введение.

2. Возникновение буддизма.

3. Учение Будды.

4. Секты.

5. Буддийский пантеон.

6. Распространение буддизма.

7. Заключение.

8. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

философия КОНТРОЛЬ сделанная.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

 

5.Буддийский пантеон.

Первоначально буддизм не имел никакого служения богам. Но со временем сложился буддийский пантеон из множества божеств – Будд и бодисатв.

Главные из них: Будда прошлого, Будда настоящего и Будда грядущего. Кроме главных будд почитались и ''второстепенные'': Будда покаяния, Будда врачевания, Будда желаний, Будда созерцания и многие другие. В пантеоне буддизма более тысячи будд, которые, как предполагается,  явятся миру в грядущее время. Важнейшими сподвижниками будд считались бодисатвы –сверхестественные существа, небожители, занимающиеся земными делами и творящие добро людям. Они сближали людей с Буддой. Эти божества хотя и достигли высокого совершенства святости, но не погрузились в блаженную нирвану.

С появлением бодисатв в буддизме стал развиваться пантеон святых, которым можно молиться, прося у них помощи и заступничества.

Наряду с великим Буддой (Шакьямуни)  появились и многие другие будды, они приобрели имя, были  персонифицированы, появились объекты почитания и культа.

Во многих странах Востока сохранились до наших дней высеченные в скальных породах фигуры будд и бодисатв, изображения различных сцен из их жизни. Затем появились неизвестные ранее буддизму представления о рае и аде, была разработана космогония, изображавшая множество небес, на которых размещался божественный пантеон. Сам Будда из учителя мудрости превратился в бога-спасителя. По примеру других сект в буддизме создавались праздничные дни, дни паломничества к святым местам – на место родины Будды, его первой проповеди, его смерти. Останки учителя тоже стали предметом почитания. Над ними была воздвигнута часовня, равно как над останками других святых буддийской церкви. При дальнейшем своем развитии буддизм усвоил все элементы обычного культа – молитвы, изображения, храмы, жрецов.

Из обычаев других сект буддизм заимствовал некоторые праздники, как, например, празднование дня отдыха четыре раза в месяц, нечто вроде субботы. Были у буддистов праздники, общие с индусами: в начале времен года, а также ежегодно вспоминались главные моменты из жизни учителя.

Предполагается, что Будда определил в качестве четырех священных мест паломничества те города, где он родился, где достиг высшего просветления, где впервые проповедовал и где вошел в нирвану. Это города Лумбини, Бодхгайя, Сарнатх и Кушинагар. Он же будто бы распределил реликвии подлежащие почитанию: телесные останки, предметы которые почитал святой и то, что воздвигнуто в честь святого. Особые часовни, содержащие что-либо из останков Будды или останков других святых, назывались  ступа  и  сооружались в буддийских странах в большом числе.

 

6. Распространение буддизма.

Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Из Индии буддизм проник на Цейлон. Оттуда буддистские проповедники принесли это учение в Бирму и Сиам, на острова Индонезии. В Индонезии  буддизм вместе с брахманизмом  продержался до XIV в., когда был вытеснен исламом. Следы буддизма сегодня сохранились только на острове Бали.

Во  II веке буддизм проник в Китай и получил огромное распространение. Он просуществовал в Китае около двух тысячелетий, оказав огромное воздействие на китайскую культуру. Он не стал здесь господствующей религией в силу ряда причин, но занял прочное место в религиозной жизни, главную роль в которой играло конфуцианство.

В Китае в YII веке возник чань-буддизм, сегодня чаще именуемый дзен-буддизмом. Дзен привил буддизму китайскую трезвость и рационализм: не пытаясь достичь нирваны или стать  Буддой, а увидеть и понять Истину, которая вокруг тебя – в красоте природы, в радости труда и так далее.

Это учение оказало огромное влияние на развитие не только китайской, но и японской культуры, а так же культур ряда других стран Востока, а  в  ХХ  веке – и Запада.Из Китая буддизм  проник в Корею в IV в., а оттуда в Японию в VI в. В Японии буддизм соперничал и взаимодействовал с  местной религией – синтоизмом, в Корее с местными культами и конфуцианством.

В пограничном с Индией Непалом  буддизм распространялся еще при Ашоке, а позже принял форму тибетского буддизма. Сейчас буддисты в Непале составляют менее 10 процентов населения.

Главной же страной, где наиболее пышным цветом  распустилось учение Будды,  был Тибет.  Сюда он был занесен в   VII в. н.э. и долгое время оставался религией придворных кругов. С  IX в. буддизм стал распространяться в народе. В XI-XII вв.  Тибет покрылся сетью буддистских  монастырей, где жило множество монахов – по тибетски  лам (отсюда обычное название для тибетско-монгольского буддизма – ламаизм). На тибетский язык с санскрита  переводятся религиозные книги.

Монгольские завоеватели поддерживали здесь буддизм. Но всячески пытались расколоть страну, поддерживая одних монахов и преследуя других. Светская власть в Тибете принадлежала  китайским императорам, а духовная  панчен-ламе  и далай-ламе. Первый считался выше по рангу, так как считался перерожденцем Будды, а второй  - перерожденцем бодисатвы.

 После революции в Китае в 1951 году Тибет вошел в состав Китая и народное правительство Китая  приняло религиозные традиции Тибета.

Из Тибета буддизм в Монголию в XVI в., а  с начала XVII в. стал распространяться  среди калмыков, бурят, тувинцев.

Царское правительство после некоторых колебаний узаконило буддистскую церковь в Забайкалье. Чтобы ослабить ее связь с Монголией  и Тибетом Екатерина II  создала даже должность  верховного ламы. Местопребыванием его и центром управления буддистской церковью в России стал с 1809 г.  крупный Гусиноозерский дацан. В 1853 году было издано особое «Положение о ламайском духовенстве в России».

Для всего северного буддизма  Тибет является  метрополией, заветной страной. Лхаса – священный город, куда отовсюду стекаются паломники- буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи. Тибетский язык считается священным у всех северных буддистов, на нем написана обширная религиозная литература.

В Японии буддизм, разбившийся на множество сект, так переплелся с чисто национальным  синтоизмом, что сегодня трудно сказать, какая секта основана на синтоистском, а какая на  буддистском вероучении.  В основном они  мирно сосуществуют.

Заключение.

В целом буддизм - пессимистическая в оценке мира, его смысла и действительности религия. В социологическом плане буддизм не придавал никакого значения складывающимся в этом мире формам общности, социальной организации и объединениям.

Будда отвергал кастовый строй. Для Будды и его последователей не существовало границ между людьми, устанавливаемых кастами. Всем кастам был открыт доступ в буддийские общины и тем самым открыт путь к спасению. В буддизме отсутствует устремленность к миссионерской проповеди, когда считается, что человек должен быть спасен сегодня, пока еще не поздно, пока он еще не расстался с жизнью. Согласно буддизму, человек постепенно и медленно созревает для познания и, тем самым, для просветления и спасения.

В буддизме большое значение имеет заповедь милосердия. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться и к добрым, и к злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это только множит зло и страдание. Непротивление злу – абсолютное правило, которое не знает исключений.

Учение самого Будды нередко характеризуют как ''атеистическое'', имея в виду следующее. Согласно этому учению, надеяться человек должен не на богов, а на самого себя. Главное в буддизме – этическое учение о личном спасении человека без помощи сверхъестественных сил.

Буддистское учение давало  страдающему человеку какое-то утешение, правда, часто иллюзорное.

 

Список литературы.

1. Хрестоматия по философии: учебное пособие. Часть 1. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2005.

2. Данные интернета.

3

 



Информация о работе Буддизм как религия: основные идеи, секты