Будда и Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:17, реферат

Описание

Буддизм - это путь самосовершенствования, смысл которого состоит в полном избавлении от горестей, проблем, неудовлетворённостей, депрессий, боли, стенаний и печали - которые, согласно буддизму, отнюдь не ограничиваются только одной единственной жизнью.

Работа состоит из  1 файл

Будда и Буддизм.doc

— 47.00 Кб (Скачать документ)

Будда и Буддизм 

   Буддизм - это путь самосовершенствования, смысл которого состоит в полном избавлении от горестей, проблем, неудовлетворённостей, депрессий, боли, стенаний и печали - которые, согласно буддизму, отнюдь не ограничиваются только одной единственной жизнью.

   Этот  путь ведёт не к забвению или попыткам убежать и спрятаться от проблем, а напротив - к полному и абсолютному  прозрению в истинную реальность мира, к тому, чтобы познать жизнь  именно такой, какой она является на самом деле - без иллюзий и приукрашиваний.

   Для этого буддист стремится к  очищению вредоносных загрязнённых состояний ума, искажающих реальность - таких как невежество, эгоизм, злость и раздражение, жадность и страсть, ревность, бесстыдство, лень и т.д. - и старается взрастить и развить чистые и благотворные качества сознания - мудрость, доброту, сострадание, заботу о других, щедрость, скромность и прочие добродетели. Всё это позволяет постепенно очищать ум, делая его сильным и ярким, что ведёт к прочному ощущению благополучия, уменьшает беспокойство, невзгоды и депрессии, а в конечном итоге служит необходимым условием для глубочайших прозрений, которые приводят к окончательному освобождению.

   Буддизм возник примерно 2,5 тысячи лет назад, когда индийскому принцу Сиддхаттхе Готаме за счёт медитативной практики собственными силами удалось достичь прозрения в истинную реальность мира, благодаря чему он стал известен как «Будда», что означает «Пробуждённый». Полностью познав мир, он увидел способ, как можно постепенно уменьшить, а потом окончательно и бесповоротно изничтожить любые страдания жизни.

   Буддизм не является богооткровенной религией, а сам Будда не пророк какого-то божества. В отличие от других религий, Будда не уделял внимания теориям  сотворения мира или идее бога-творца. Не учил он и тому, что существует вечная и неизменная душа, что должна соединиться с богом, космосом или с великими учителями человечества. Поэтому буддизм называют религией без бога и без души.  

     Всё, чему учил Будда, было  постигнуто им на собственном  опыте своими силами, и потому каждый, если приложит должные старания, может повторить его путь уже в этой самой жизни. Будда не признавал различий между национальностями, кастами или социальными группами, и метод, который он проповедовал, был открыт и для мужчин и для женщин. Этот путь иногда называют «Срединным», что означает избегание чрезмерных крайностей гедонизма и аскетизма, а идти по нему могут как буддийские монахи, так и буддисты-миряне.

 В основе учения Будды лежат:

● Четыре Благородные Истины

   основе  учения Будды лежит положение о Четырёх Благородных Истинах:

   Благородная истина о страдании

   Первая  Благородная Истина повествует о  том, что где бы ни находились живые  существа и в каком бы обличии  не пребывали, везде - в грубой или  в утончённой форме - присутствует неудовлетворённость и страдание. Всюду есть старость и смерть. Всюду есть соприкосновение с неприятными ощущениями и ситуациями.

   Благородная истина о происхождении  причин страдания

   Вторая  Благородная Истина обозначает причины, которые приводят к возникновению страданий. Причиной возникновения страданий Будда называл неутолимые желания и страсти живых существ. Везде, где есть жажда удовольствий и приятностей, всегда присутствует разочарование и неудовлетворённость от неполучения желаемого, от потери желаемого или от пресыщения желаемым.

   Благородная истина о возможности  прекращении страдания  и его причин

   Третья  Благородная Истина указывает на состояние, свободное от любых видов  страдания. Будда называл такое  состояние "ниббаной".

   Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания

   Четвёртая Благородная Истина раскрывает метод, который ведёт к счастью, благополучию, уменьшению жизненных проблем, а  в конечном счёте - к обретению  ниббаны - полному избавлению от страданий. Так как этот метод содержит в себе восемь составляющих, он называется Благородным Восьмеричным Путём.

   ● Благородный Восьмеричный Путь

   Правильное  понимание

   Правильное  понимание - это в первую очередь, понимание закона каммы, т.е. закона причины и следствия совершённых  поступков. Также это понимание Четырёх Благородных Истин и Восьмеричного Пути.

   Правильное  намерение 

   Правильное  намерение - это мышление свободное  от невежества, недоброжелательности, алчности и жестокости, а также  стремление развить чистые и благородные  качества ума.

   Правильная речь

   Правильная  речь - это такая речь, которая  не ведёт к разрастанию конфликтов и недоброжелательности. Это речь, направляющая на Путь и укрепляющая  решимость человека жить правильной жизнью. Традиционно к проявлениям  неправильной речи относят ложь, сплетни и клевету, грубость, ругательства, пустословие.

   Правильные  действия

   Правильные  действия - это действия, позволяющие  накапливать хорошую камму, а  не дурную. Для любого буддиста основными  методами накопления хорошей каммы  является развитие щедрости по отношению к другим, развитие нравственности и тренировка ума посредством медитации.

   Правильные  средства к существованию

   Правильные  средства к существованию обозначают профессии, которые позволяют избегать накопления негативной каммы и создать  условия, при которых у человека будет меньшее количество проблем. К неправедным средствам к существованию, помимо различных уголовных способов получения денег, таких, как разбой, грабёж, мошенничество, воровство, относят также профессии, связанные с причинением страданий живым существам - в частности - профессии мясника или торговца оружием, ядами, алкоголем и наркотиками.

   Правильное  усилие

   Правильное  усилие направлено на преодоление помех  для практики и на взращивание

   положительных добродетельных качеств, которые помогают в следовании по Пути.

   Правильная  внимательность

   Правильная  внимательность - это состояние ума, которое позволяет быть максимально  осознанным для того, чтобы разрешать  возникшие препятствия для практики и следить за тем, чтобы в повседневной жизни и в медитации не развивались негативные загрязнённые состояния сознания.

   Правильное  сосредоточение

   Правильное  сосредоточение - это буддийская медитация, которая включает в себя методы концентрации и внимательности. Необходимым условием для развития этого фактора является практика всех без исключения предыдущих составляющих Пути.

   Суть  идеи буддизма заключаются в том, что его последователям нужно  совершать добрые дела и удерживаться от совершения неблагих поступков, не поддаваться соблазнам и тренировать свой ум. Этот путь напрямую связан с развитием трёх добродетелей: нравственности, сосредоточения и мудрости, что приводит к конечному итогу - обретению ниббаны, то есть состоянию наивысшего счастья и полного отсутствия страданий.

   В возрасте восьмидесяти лет Будда  окончил свой земной путь в Кусинаре (современный Уттар-Прадеш в Индии). За прошедшие тысячелетия буддизм  и традиции буддизма распространились во многих странах: в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Тибете, Китае, Японии, Монголии, Корее в некоторых частях Индии, Пакистана и Непала, а также в России, где буддизм является одной из четырёх традиционных религий. Буддийское население мира превышает 500 миллионов. С течением веков, в буддизме образовалось большое число направлений и школ. Самой древней из них - традиции Тхеравада («Учение старцев»), сохранившей слово Будды практически без изменений и реформ - и посвящён наш сайт.

   Разумеется, жизнь буддиста-мирянина не ограничивается одной лишь поддержкой монахов. Буддисты-миряне также практикуют Благородный Восьмеричный Путь в меру сил и возможностей. Хороший мирянин-буддист как минимум старается вести правильный образ жизни и не нарушать 5 правил нравственного поведения:

    1. Не убивать живых существ  и не причинять им вреда.

    2. Не воровать.

    3. Не изменять супругу и не  вести развратный образ жизни.

    4. Не говорить лживых и грубых  речей, не разводить сплетен.

    5. Не употреблять наркотики и  алкоголь. 

   Учение  буддизма и буддийская практика   

   Буддизм значительно отличается от других мировых и национальных религий. Хотя в буддизме есть своё «священное писание» - собрание слов Будды (Типитака), опора в большей степени делается не на книжное слово, а на буддийскую практику. Только личный опыт, обретённый после изучения слова Будды и последующей буддийской практики, позволяет обрести истинную мудрость.

   Будда, в отличие от пророков других религий, начинал изложение своего Пути не с рассказов о творении мира, о  богах, героях, или каких-либо других гипотетических явлениях. Он начинал с простых вещей, с которыми люди сталкиваются ежедневно - о страданиях и о методах, испытанных им на практике, с помощью которых можно избавиться от страданий.

     Его проповеди были рассчитаны  на людей из самых разных  слоёв общества. Среди слушателей были как люди из самых низших варн, так и влиятельнейшие особы своего времени: купцы, цари и учители-брахманы. Он находил нужное поучение для каждого. Простым земледельцам и домохозяевам, которые хотели жить в миру, Будда рассказывал о пользе нравственности и щедрости. Поднаторевшим в диспутах философам-брахманам и аскетам-йогинам он говорил о методах буддийской концентрации и о правильном образе жизни.

   Будда не требовал веры в свои слова. Напротив, он советовал слушателям проверять  его учения так, как проверяют на фальшивость золотую монету, и принимать только то, что прошло проверку. Учение буддизма носило чёткий практический характер, без туманных намёков и без опоры на священные писания. Хотя иногда для большей доходчивости в своих проповедях он всё же использовал привычные для древних индийцев метафоры и понятия из Вед. Однако не следует думать, что Будда исповедовал какую-то ветвь индуизма. Буддизм - самостоятельное учение, открытое Буддой, и на данный момент являющееся старейшей мировой религией.

   Будда не хотел, чтобы к его учению относились как к магии, а его самого воспринимали бы как бога, который чудесным образом  может решить все людские беды. Ученик буддизма, практика и путь - это  рациональный метод, при использовании  которого человек, прилагая правильные усилия, получает благой результат. Поскольку очищение ума - это долгая, непростая и кропотливая работа, Будда советовал запастись усердием, доверием и терпением. В зависимости от мотивации, плодами может быть обретение счастья:

    - в этой жизни

    - в следующих жизнях

    - высшего счастья (ниббана)

   Если  человек следовал советам и не откладывал практику «в долгий ящик», то достаточно скоро получал первые благие плоды, поначалу пусть и незначительные, но видимые уже здесь и сейчас - как им самим, так и другими людьми. Он начинал меняться в лучшую сторону - становился менее эгоистичным, менее раздражительным, уменьшал или полностью отбрасывал вредные привычки, совершал меньше поступков, порицаемых окружающими, за которые ему было бы стыдно. По мере очищения своего внутреннего мира человек становился спокойным и счастливым, не испытывал затяжных депрессий, не впадал в отчаяние от тяжёлых жизненных ситуаций и проблем. Именно так буддист обретает счастье уже в этой жизни.

     Если человек не хотел ограничиваться столь минимальным результатом, он развивал щедрость - одаривая монахов и неимущих, принимал и исполнял обеты нравственности, становился мирским последователем Будды, закладывая фундамент для обретения счастья в следующих жизнях.

   Если  же ученик уже был достаточно подготовлен, чист и обладал решимостью, ему легко давалась практика медитативного сосредоточения и созерцания, за счёт которой он мог достичь самой вершины буддийского пути - полного искоренения даже мельчайших загрязнений сознания и достижения абсолютного, совершенного и неразрушимого счастья - ниббаны.

Не так просто сразу понять и объективно оценить свои способности и возможности. Часто начинающие буддисты пытаются браться за самые сложные буддийские практики и в результате испытывают разочарование от нереализованных мечтаний. Чтобы не было подобных неудач, лучше всего начинать с самых простых вещей и постепенно, размеренно, аккуратно продвигаться к более сложным ступеням Благородного Восьмеричного Пути.

     В целом этот путь можно  разделить на три составляющие: 

Информация о работе Будда и Буддизм