Биография и труды Зигмунд Фрейд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:08, контрольная работа

Описание

Личность Зигмунда Фрейда можно смело назвать одной из самых значимых для мировой психологии, но вместе с этим и одной из самых противоречивых. Ученики Фрейда, которые, казалось бы, должны были знать что же был за человек их учитель, его друзья и личные биографы, которые не только непосредственно общались с известным психологом, но и напрямую занимались изучением его личности, узнавая и фиксируя вехи жизни Зигмунда Фрейда, все те, кто так или иначе рассказывает о нём, расходятся во мнениях, что же это был за человек.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………… 3
1. Биография Зигмунд Фрейд……………………………………………………………... 4
2. Рождение психоанализа………………………………………………………………… 6
3. Метод свободных ассоциаций…………………………………………………………. 7
4. Теория сновидений………………………………………………………………………. 9
5. Гонения на Фрейда и психоанализ……………………………………………………. 12
6. Критика Фрейда и психоанализа………………………………………………………. 13
Заключение…………………………………………………………………………………… 15
Список литературы…………………………………………………………………………. 16

Работа состоит из  1 файл

зигмунд.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………………… 3
1. Биография  Зигмунд Фрейд……………………………………………………………... 4
2. Рождение  психоанализа………………………………………………………………… 6
3. Метод  свободных ассоциаций…………………………………………………………. 7
4. Теория  сновидений………………………………………………………………………. 9
5. Гонения  на Фрейда и психоанализ……………………………………………………. 12
6. Критика  Фрейда и психоанализа………………………………………………………. 13
Заключение…………………………………………………………………………………… 15
Список  литературы…………………………………………………………………………. 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Без преувеличения можно сказать, что  австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним  из тех ученых, кто во многом повлиял  на все дальнейшее развитие современной  психологии. Ни одно психологическое  направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.  З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

     Личность  Зигмунда Фрейда можно смело назвать одной из самых значимых для мировой психологии, но вместе с этим и одной из самых противоречивых. Ученики Фрейда, которые, казалось бы, должны были знать что же был за человек их учитель, его друзья и личные биографы, которые не только непосредственно общались с известным психологом, но и напрямую занимались изучением его личности, узнавая и фиксируя вехи жизни Зигмунда Фрейда, все те, кто так или иначе рассказывает о нём, расходятся во мнениях, что же это был за человек. Нужно отметить, что сам Зигмунд Фрейд постарался запутать своих биографов ещё при жизни, нарочно изменяя собственную биографию и не давая точных и однозначных ответов на вопросы о своей личности.

     Не  смотря на всё это, существует официальная  биография основателя психодинамического направления, которой мы и будем придерживаться в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Биография Зигмунд Фрейд 

     Ранние  годы

     Зигмунд Фрейд родился в семье галицийских евреев. Его отцу, Якову, был 41 год, он имел двух детей от предыдущего брака. Матери Зигмунда, Амалии Натансон, третьей жене Якова, был 21 год. В 1860 году семья Фрейда в связи с финансовыми затруднениями перебралась из Фрайберга в Вену. В 9-летнем возрасте Фрейд поступил в гимназию Сперл (среднюю школу), где был одним из лучших учеников, и с отличием окончил её в 17 лет.

     Юношество

     После окончания гимназии Фрейд желал  сделать военную или политическую карьеру, но вследствие антисемитских настроений и материальных затруднений его амбиции были перечеркнуты.

     В 17 лет, осенью 1873 года, поступил на медицинское отделение Венского университета. С 1876 по 1882 год работал в лаборатории психологии Эрнста Брюкке, изучая гистологию нервных клеток. В 1881 году он с отличием сдал выпускные экзамены и получил степень доктора медицины.

     В марте 1876 года Фрейд под руководством профессора Карла Клауса исследовал половую жизнь угря. В частности, изучал наличие семенников у самца угря. Это была его первая научная работа. В 1884 году изобрел метод окрашивания нервных путей хлоридом золота, способ окрашивания был признан несовершенным.

     Зрелость

     В 1882 году Фрейд приступил к медицинской практике. Научные интересы привели его в главную больницу Вены, где он начал исследования в Институте церебральной анатомии.

     В начале 1880-х гг. сблизился с Йозефом Брейером и Жаном Мартеном Шарко, оказавшими огромное влияние на его научную деятельность.

     В 1886 году Фрейд вступил в брак с  Мартой Бернайс (Martha Bernays), внучкой главного раввинаГамбурга Исаака Бернайса.

     Впоследствии  у них родилось шесть детей — Матильда (1887—1978), Жан Мартин (1889—1967, назван в честь Шарко), Оливер (1891—1969), Эрнст (1892—1970), София (1893—1920) и Анна (1895—1982). Именно Анна Фрейд стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.

     В своих теориях Фрейд во многом исходил из идей эволюционной антропологии[1]. В 1891 году издана работа Фрейда «Об афазии», в которой он, в частности, впервые выступил с аргументированной критикой общепринятой тогда концепции локализации функций мозга в определенных его центрах и предложил альтернативный функционально-генетический подход к изучению психики и ее физиологических механизмов. В статье «Защитные невропсихозы» (1894) и работе «Исследование истерии» (1895, совместно с И. Брейером) было засвидетельствовано, что существует обратное воздействие психической патологии на физиологические процессы и зависимость соматических симптомов от эмоционального состояния пациента.

     С началом XX века начинает выпускать  свои основные научные труды:

     «Толкование сновидений» (1900)

     «Психопатология обыденной жизни» (1901)

     «Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи» (1910)

     «Тотем и табу» (1913)

     «Лекции по введению в психоанализ» (1916—1917)

     «По ту сторону принципа удовольствия» (1920)

     «Психология масс и анализ человеческого „Я“» (1921)

     «Я и Оно» (1923)

     В 1923 году у Фрейда выявлен рак нёба. Ученый перенёс 33 мучительные операции, но продолжал работать до последних дней жизни. В 1930 году Фрейд стал лауреатом премии Гёте.

     Последние годы жизни

     В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии и последовавших за этим гонений на евреев со стороны нацистов, положение Фрейда значительно осложнилось. После ареста дочери Анны и допроса в гестапо, Фрейд принял решение покинуть Третий рейх. Однако власти не торопились выпускать его из страны. Он был вынужден не только подписать благодарность гестапо «за ряд добрых услуг», но и выплатить правительству рейха баснословный «выкуп» в 4000 долларов за право покинуть Германию.

     Мучительно  страдая от рака полости рта, вызванного курением, в 1939 году он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить эвтаназию, идея которой была в то время достаточно популярной. Через три дня после смерти тело Фрейда было кремировано в крематории Голдерс-Грин, на церемонии с участием австрийских эмигрантов, на которой в том числе присутствовал Стефан Цвейг.

2. Рождение психоанализа 

     История психоанализа берёт своё начало в 1890-х  годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Несколько ранее Фрейд столкнулся с тем фактом, что часть умственных процессов не осознавалась им как результат его неврологических консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Позже в 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Жана Мартена Шарко, оказавшего на него сильное влияние.

     В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений. Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией, а в настоящее время известно как конверсионный синдром.

     Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновиденийанализанта.

     Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к  выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания).

     Впоследствии  основное внимание сосредотачивается на конфликте внутри психической инстанции, руководствующейся принципом реальности.

     В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента — «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Суперэго). «Оно» представляет бессознательные влечения, «Я» — принцип реальности. «Сверх-Я» формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.

     Большая часть современных психоаналитиков  признает подавленную сексуальность  источником всех психических расстройств. Введенное Фрейдом понятие бессознательного, метод проработки скрытых причин симптомов и «экономическое» рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современного психоанализа, психотерапии и теорий личности. Идея о том, что произведения искусства могут рассматриваться как результат невротических переживаний их создателя и проявление глубинного бессознательного, оказала огромное влияние на культуру XX века.

     Теории  Фрейда и используемые им способы  лечения вызвали полемику в Вене в XX веке и до сих пор остаются предметом горячих споров. Идеи Фрейда часто обсуждаются и анализируются в литературных и философских работах в дополнение к продолжающимся дискуссиям в научных и медицинских трудах. Его часто и закономерно называют «отцом психоанализа». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Биография и труды Зигмунд Фрейд