Бессознательное в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:17, реферат

Описание

Следовательно, разрешение этих вопросов требует участия не одной науки, а их совокупности и взаимодействия. К примеру, с позиции философии данный вопрос рассматривается только в контексте представления душевной жизни человека, как составляющей телесной жизни, в то время как психология изучает свойства личности, связывая их с эмоциями, с темпераментом и характером, которые обеспечивают творческий акт и включают личность в творческий процесс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I
Параграф I. Приход Карла Юнга к проблеме бессознательного…………..6
Параграф II. Бессознательное в понимании К.Г. Юнга…………………….8
Глава II
Параграф I. Изучение бессознательного в отечественной науке…………12
Параграф II. Установки Узнадзе……………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Бессознательное в психологии.docx

— 52.86 Кб (Скачать документ)
 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Пермский государственный педагогический университет»

(ПГПУ)

Кафедра философии 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Бессознательное в психологии 
 
 
 

Студентки 2 курса

Факультета иностранных языков

Группа 721

Паршаковой П.В.

Проверила: кандидат философских наук,

доцент кафедры философии Краузе А.А.  

Пермь 2011 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I

    Параграф I. Приход Карла Юнга к проблеме бессознательного…………..6

    Параграф II. Бессознательное в понимании К.Г. Юнга…………………….8

Глава II

    Параграф I. Изучение бессознательного в отечественной науке…………12

    Параграф II. Установки Узнадзе……………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………22

 

Введение

 «Нет ничего фантастичнее самой действительности»

Ф. Достоевский 

     Не  смотря на то, что мы живем в эпоху  развития современных технологий, многое для нас до сих пор остается недоступным и не изученным до конца. Проблемы, которые поднимались еще во времена Платона, не дававшие покоя ученым на протяжении многих веков – это проблемы связанные с самим человеком, с его сущностью и в частности с его бессознательным – остаются актуальными и по сей день.

     На  первый взгляд кажется довольно легко дать определение такому феномену как сознание, ведь это то, что сопровождает человека, изменяется и развивается уже в течение нескольких тысяч лет. Но если мы попытаемся сделать это, объяснить четкое значение сознания, становиться очевидным, что эта проблема намного труднее, не говоря уже о трактовке бессознательного. Специфика сознания раскрывается через анализ осознаваемой деятельности и через бессознательное. Человек участвует в сознательной деятельности и руководствуется сознательной целью, это значит, что он не только имеет изначально полученную информацию, а создаёт себе на её основе определённую программу, в которой участвуют в её образовании как сознательные процессы, так и бессознательные - психические. Но это нисколько не умаляет значимости биологического факта в человеке, и отсюда вытекает социально-биологический дуализм природы человека. И в связи с этим, сегодняшние понятия проблемы человека, его деятельности, роли и места сознания и психики в деятельности крайне многогранны, особенно если в конкретных науках есть различные точки зрения на данную проблему.

     Следовательно, разрешение этих вопросов требует участия  не одной науки, а их совокупности и взаимодействия. К примеру, с позиции философии данный вопрос рассматривается только в контексте представления душевной жизни человека, как составляющей телесной жизни, в то время как психология изучает свойства личности, связывая их с эмоциями, с темпераментом и характером, которые обеспечивают творческий акт и включают личность в творческий процесс.

     Первым, кто ввел понятие «бессознательного»  и провел его экспериментальную  разработку  был Зигмунд Фрейд. Он показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом, который впоследствии пересматривался и переосмысливался не одним поколением ученых.

     Причиной, объясняющей необходимость приложения стольких усилий в исследовании бессознательного, является приход к новому знанию, раскрывающему некоторые скрытые особенности и возможности человека, спрятанные за завесой тайн сознания. На мой взгляд, объективно будет предположить, что эта причина останется актуальной на протяжении еще не одного тысячелетий, ведь после каждого большого открытия перед нами встают все новые и новые вопросы, ответы на которые найти бывает не так-то просто.

     Кроме того, не стоит забывать, что именно с разбора понятий сознание и бессознательное начинается решение основного вопроса философии как с онтологической, так и с гносеологической точек зрения. В следствие этого, важность исследования бессознательного возрастает.

     Таким образом, целью данной работы является рассмотрение изучения бессознательного как в зарубежной психологии (на примере К. Юнга), так и в отечественной (на основе исследований Д. Узнадзе). Изучение подходов этих ученых к проблеме бессознательного и анализ их деятельности в данной области исследований. Кроме того, необходимо сравнить разные подходы к проблеме бессознательного и найти точки соприкосновения теорий.

     Очевидно, предметом данного исследования является бессознательное человека, а объектом в свою очередь исследования и размышления таких ученых как З.Фрейда, К.Юнга, Н.Узнадзе, А. Шерозия и многих других.

     Как один раз сказал Юнг, «наша психика лишь часть природы, и тайна ее безгранична, поэтому мы не можем получить полное определение ни психическому, ни природе». Однако попытаемся проникнуть в тайны человеческой психики и в частности понять, что собой представляют сознание и бессознательное, ведь рассматривать данные феномены раздельно не имеет никакого смысла, ибо один никак не может существовать без другого.

 

Глава I

Параграф I. Приход Карла Юнга к проблеме бессознательного.

     В течение бессчетных веков человек развивал свое сознание, чтобы достичь цивилизованного состояния (которое произвольно датируется со времени изобретения письменности около 4000 лет до н.э.). Эта эволюция и сейчас далека от завершения, поскольку значительные области человеческого разума погружены в темноту. То, что мы называем "психическим", "душой", ни в коей мере не идентично с нашим сознанием и его содержанием.

     Помимо  обращения к сознанию человека, не меньше внимания должно быть уделено  и его бессознательному. Многие ученые не принимают данную точку зрения, и считаю существование данного  феномена абсурдом. Однако стоит заметить, что существует большое количество фактов, доказывающих неоспоримое и постоянное воздействие бессознательного на поведение человека.

     «Выражаясь метафорически, бессознательное находится в таком же положении, как и человек, увидевший или испытавший нечто необычное и желающий поделиться своими впечатлениями с другими людьми. Но так как то, с чем он столкнулся, никогда еще не было сформулировано с помощью понятий, ему не хватает средств для того, чтобы выразить это. В подобной ситуации человек обычно предпринимает многократные попытки объяснить случившееся. Пытаясь вызвать у слушателей ответную реакцию, он интуитивно использует аналогии с уже известными фактами, дополняет и развивает свою точку зрения до тех пор, пока не убедится в том, что его поняли правильно» - К. Г. Юнг.

     В работах Карла Юнга значительное место посвящено изучениям сна  как отражению бессознательного, как «наиболее частному и универсальному доступному источнику для исследования способности человека к символизации». Начало данного подхода связано с исследованиями З. Фрейда, который конкретизировал проблему бессознательного, непосредственно увязал ее с проблемой собственно человека. Однако в некоторых аспектах теории Фрейда и Юнга расходятся, в частности при рассмотрении целесообразности исследования сна как отправной точки процесса «свободных ассоциаций». В отличие от Фрейда, Юнг полагал, что использование богатых фантазий, которые бессознательное продуцировало во время сна, было неадекватным и порой вводящим в заблуждение. Фантазирование и постепенный цепной переход от одной ассоциации к другой, от одного воспоминания к следующему, чаще всего приводили пациента к воспоминаниям о неприятных ситуациях из его жизни, которые, возможно уже и были забыты, но вспомнились посредством ассоциаций. Таким образом, данный подход был хорош только для определения комплексов пациента.

       В итоге, Карл Юнг пришел к выводу, что сами сны имеют свою собственную, отдельную, имеющую смысл функцию. «Очень часто сны имеют определенную, с очевидностью целеполагающую структуру, указывающую на подспудную идею или намерение, хотя, как правило, последние столь быстро не воспринимаются как таковые». Он принялся исследовать ассоциации самого сна и его содержания, для которых свойственна совершенно другая система времени и пространства. Находя все новые расшифровки содержания снов, Юнг приход к качественно новым результатам. Ставя перед собой постоянный вопрос «Что же хотело этим образом, этой ассоциацией сказать бессознательное?» в конечном итоге исследователь приходит не к какому-либо потаенному комплексу пациента, а к  причине или же поводу начала воздействия бессознательного.

     На  данных принципах зарождалось отношение  Юнга ко снам. Основной смысл исследования сна по Юнгу – это способность  человека к продуцированию символов. Но что же такое бессознательное и какую роль оно имеет в содержании сна?

 

Параграф II. Бессознательное в понимании К.Г. Юнга 

        «Мир лишь сон, где мы не спим»

В. Самойлов 

     Для дальнейшего корректного анализа  бессознательного в контексте сна  необходимо принять во внимание два  наиболее важных положения: первое - сон следует рассматривать как факт, относительно которого нельзя делать никаких предварительных утверждений, кроме того, что сон имеет некоторый смысл; и второе - сон есть специфическое выражение бессознательного.

     Как упоминал Юнг, чем бы бессознательное  ни было, оно является естественным природным явлением, воспроизводящим  осмысленные символы. Однако чем же, все-таки, по сути, является бессознательное само по себе? Опираясь на выводы Юнга, часть бессознательного состоит из множества временно затемненных мыслей, впечатлений, образов, которые, невзирая на утрату, продолжают влиять на наше сознание. Отвлеченный чем-либо, с «отсутствующим сознанием», человек может за чем-либо отправиться по комнате. Внезапно он останавливается озадаченный, - он забыл, что ему нужно. Его руки шарят по столу как во сне: человек забыл свое первоначальное намерение, хотя бессознательно руководим, управляем им. И вот он вспоминает, чего, собственно, хотел. Бессознательное вновь вернуло ему утраченную цель поиска.

     Не  обращая сознательного внимания на встречающиеся нам каждый лень запахи, ощущения, очертания, лица, мы даже не подозреваем о том, что все  это констатируется нашим бессознательным. Имея это ввиду, можно найти объективную причину реакций людей и событий.

     «Как наиболее, с моей точки зрения, впечатляющий пример, приведу случай с профессором, который прогуливался за городом со своим учеником и был погружен в серьезный разговор. Внезапно он заметил, что его мысли прервались неожиданным потоком воспоминаний раннего детства. Он не мог понять причины этого отвлечения. Ничего из того, что говорилось, казалось, не имело ни малейшего отношения к этим воспоминаниям. Оглянувшись, наш профессор догадался, что первые воспоминания детства пришли ему в голову в тот момент, когда они проходили мимо фермы. Он предложил своему ученику вернуться к тому месту, где ему впервые бросились в сознание образы детства. Оказавшись там, он ощутил запах гусей и тотчас же понял, что именно этот запах вызвал поток воспоминаний.

     В молодые годы он жил  на ферме, где держали  гусей, и их характерный  запах оставил  прочное, хотя и позабытое  впечатление. Когда  он проходил мимо фермы, то ощутил этот запах  подсознательно, и  это невольное (непроизвольное) впечатление вызвало  к жизни давно  забытые переживания  детства. Восприятие оказалось неосознанным, поскольку внимание было направлено на другое, а стимул не слишком велик, чтобы отвлечь его и достичь сознания напрямую. Но он вызывал «забытые» воспоминания».

     Таким образом, нельзя не уделять должного внимания, а уж тем более и вовсе отвергать существование бессознательного в природе человеческой психики.

     Процесс обогащения бессознательного, помимо непроизвольного восприятия деталей, производится еще и переходом  «лишней» информации из сознательного, с помощью чего в сознании человека всегда есть место для новых идей и впечатлений. Воспроизвести «забытую»  таким образом информацию по собственной  воле индивида невозможно. Сделать  это можно лишь посредством стимулов-ассоциаций, связанных с конкретным воспоминанием. Тем не менее, даже при таком воспоминании мы не воспроизводим конкретную картинку или звук в своем воображении, а скорее испытываем определенные чувства, ощущения, сопровождавшие определенный элемент бессознательного.

     Но  точно так же, как сознательное содержание может исчезать в бессознательном, новое содержание, которое до того прежде никогда не осознавалось, может возникать из него. Приход к мысли о том, что бессознательное - это не простой склад прошлого, но что оно полно зародышей будущих психических ситуаций и идей, привело Юнга к новым подходам в психологии.

Информация о работе Бессознательное в психологии