Бердяев Н.А. о русской революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:20, контрольная работа

Описание

Ноябрь в России - месяц, отмеченный сразу двумя памятными днями: Днем народного единства (4 ноября) и Днем Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября). Их близкое соседство в календаре - повод еще раз задуматься о судьбах и исторической миссии России, об особенностях ее прошлого и о тех попытках столкнуть ее с пути национального прогресса, которые предпринимало не одно поколение неистовых революционеров. Заметим сразу: все эти попытки неизбежно выливались в «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», абсолютно чуждый идее эволюции страны по пути устойчивого поступательного развития.

Содержание

Введение 3
1 Биография 4
2 Основные идеи работы 6
3 Взгляд со стороны 10
Заключение 14
Список использованных источников 15

Работа состоит из  1 файл

кр по философии багсу.docx

— 37.63 Кб (Скачать документ)

        Русская революция по своему основному, подземному социальному существу есть восстание крестьянства, победоносная и до конца осуществленная всероссийская пугачевщина начала XX века. Чтобы понять самую возможность такого явления, нужно вспомнить многое. Русский общественно-сословный строй, сложившийся в XVIII веке — строй дворянско-помещичий,— никогда не имел глубоких, органических корней в сознании народных масс. Правомерно или нет — что здесь совершенно безразлично,— русские народные массы никогда не понимали объективных оснований господства над ними «барина», ненавидели его и чувствовали себя обездоленными. Это была не одна лишь «классовая» ненависть, обусловленная экономическими мотивами: характерной особенностью русских отношений было то, что эта классовая рознь подкреплялась еще гораздо более глубоким чувством культурно-бытовой отчужденности. Для русского мужика барин был не только «эксплуататором», но — что, быть может, гораздо важнее — «барин», со всей его культурой и жизненными навыками, вплоть до платья и внешнего обличья, был существом чуждым, непонятным и потому внутренне неоправданным, и подвластность этому существу ощущалась как бремя, которое приходится я даже нужно «терпеть», но не как осмысленный порядок жизни. Казалось, великая реформа освобождения крестьян должна была прекратить это ненормальное состояние. Но отчасти потому, что эта реформа не была доведена до конца — не создала из мужика экономически самостоятельного и граждански равноправного мелкого собственника — и затем еще сменилась дворянской реакцией в лице института земских начальников[3] и иных форм опеки над крестьянством,— отчасти потому, что культурно-бытовые формы изживались гораздо медленнее соответствующих им юридических отношений, отчасти, наконец, в силу общего закона исторической инерции, по которому вековой душевный опыт народа продолжает жить еще долго после устранения условий, его порождавших,— но деление на «господ» и «мужиков» и соответствующие ему чувства сохранялись и в современной России, по правовой своей форме уже давно бессословной и непомещичьей.

        Революции рождаются в головах немногих, которые в силу ряда обстоятельств, часто действительно от них не зависящих, оказываются способными заразить своим антисистемным пафосом критическую массу людей. Причем не обязательно во всей стране, – достаточно столицы, здесь Ленин был прав. В 1917 году не было предпосылок, неумолимо толкающих ее в революцию, кроме наличия необычайно активной и оппозиционно настроенной олигархической и аристократической элиты, а также интеллигенции, поставлявшей в большом количестве кадры фанатичных революционеров. Февральская революция 1917 года был результатом целенаправленной деятельности политиков либеральной и социалистической ориентации, поддержанных политически активной частью крупного бизнеса.

          Исторический факт множественности революций в России, являющихся составными частями единого революционного процесса, связанного с русским освободительным движением, самоочевиден. Как правило, всякая начинавшаяся снизу русская революция была проявлением эгоистических притязаний отдельных социальных классов и групп.

           На вопрос: сколько революций было в России - нет однозначного ответа. Княжеские междоусобицы, репрессивный кошмар Опричнины, Смутное время 1613 г., антифеодальные народные восстания явились лишь началом революционного процесса в средневековой Руси. Дворцовые перевороты, декабристское и народническое революционные движения подготовили условия для первой, второй и третьей русских революций, вплоть до рокового Октября 1917 г. Сталинские колллективизация, индустриализация и культурная революция усугубили провал России в пространство безззакония. Августовский путч 1991 г. положил конец советской империи, над которой благодаря ее политическому влиянию в мире никогда не заходило Солнце. Конец советской системе положил «черный Октябрь» 1993 г., когда по приказу Б.Н. Ельцина танки стреляли по гражданам России, находившимся в здании Белого дома. Новейшие нарушения избирательного законодательства, как правило, приводили к фальсификации избирательного процесса. Все это - звенья одной цепи революционного процесса в России, симптомы одной болезни беззакония и произвола, поразившей общество и государство на всех этапах его исторического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Заключение

        Научный социализм оказался утопией, а на практике был реализован бескрылый политический идеал казарменного, грубо-уравнительного коммунизма, основанный на равенстве рядовых граждан в нищете и привилегированном положении нового господствующего класса Советской России - номенклатуры. Как писал русский философ-правовед И.А. Ильин, чиновники стали разбойниками, а разбойники - чиновниками. Плюс и минус поменялись местами, однако хорошо известно, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

       К сожалению, сегодняшние правители России беззастенчиво предают национальные интересы, заменяя кардинальные преобразования косметическим ремонтом фасада государственного здания, практически ничего не меняя в его конструкции. За примерами далеко ходить не надо: фальшивые и паллиативные национальные проекты, не решающие социального вопроса, отучают народ от подлинной социальной демократии, взамен предоставляя ее суррогат. И нет в России ничего временного, чтобы не стало постоянным, и ничего постоянного, чтобы не стало временным, ибо сложившийся ныне в стране политический режим насквозь пронизан коррупцией, а широко распространившийся исторический феномен бедности и маргинализации представляет собой (если вспомнить слова П.А. Столыпина) «худшее из рабств».

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бердяев Н.А.. Размышления  о русской революции //сайт  "artstudium -студия мышления". URL: http://www.artstudium.narod2.ru/uchebnie_materiali_po_filosofii/stati_russkih_filosofov/

2 Франк С.Л. «Из размышлений  о русской революции»//Живой журнал. URL: http://a-bugaev.livejournal.com/655079.html

3 Сергей Иванов. Одоление смуты: историософские размышления о русской революции. //Деловое обозрение. URL: http://www.dopfo.ru/?num=27&id=344

4 Александр Солженицын. Размышления над Февральской революцией. М. :Эксмо.-1980.

5 Новая философская энциклопедия. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина.    2001.

 


Информация о работе Бердяев Н.А. о русской революции