Артур Шопенгауэр - «Афоризмы житейской мудрости»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 16:13, реферат

Описание

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1786 г. в Данциге (Гданьске). В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям. Когда он посетил Лион, на него произвели потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше.

Содержание

I. Артур Шопенгауэр. Жизнь и творчество……………………………….3-8

II. «Афоризмы житейской мудрости»

Глава 1. Основное деление.………………………………………………… 9-10

Глава 2. О том, что такое человек…………………………………………10-11

Глава 3. О том, что человек имеет…………………………………………11-12

Глава 4. О том, что представляет собой человек………………………...13-15

Глава 5. Поучения и правила……………………………………………….15-24

Глава 6. О различии возрастов……………………………………………..24-27

Работа состоит из  1 файл

Афоризмы житейской мудрости!.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     И только после того как в 1851 г. Шопенгауэр опубликовал двухтомное собрание очерков под названием «Parerga paralipomena», что на русский язык может быть переведено примерно как «Дополнительные и ранее не изданные сочинения», с включенными в первый том «Афоризмами житейской мудрости», отношение читателей к автору стало меняться все более заметно. Сыграло свою роль то, что в «Афоризмах» мировоззрение Шопенгауэра получило преломление через тематику повседневных жизненных проблем современников (это привело и к тому, что далеко не все советы философа, как в этом может убедиться и современный читатель, соответствовали его этическому кредо). Но главное заключалось в ином: основные идеи Шопенгауэра упали теперь, в обстановке послереволюционной политической реакции в Германии, на вполне благоприятную почву. «Иные времена», о которых ранее мечтал философ, настали. Последнее десятилетие жизни Шопенгауэра было отмечено возрастающей известностью, появилось несколько восторженных учеников, в 1854 г. Рихард Вагнер прислал ему с посвящением экземпляр своей тетралогии «Кольцо Нибелунгов», в немецких университетах стали читать лекции о его философской системе, его дом стал объектом паломничества. Шопенгауэр с полным правом смог сказать: «Закат моей жизни стал зарей моей славы». В 1859 г. появилось третье издание «Мира как воли и представления». а в следующем году—третье издание «Двух основных проблем этики». Но 21 сентября 1861 г. автора этих сочинений не стало, Шопенгауэр сел на диван пить кофе. Доктор, вошедший несколько минут спустя, нашел его бездыханным. Паралич легких. 
 
 
 
 

     II. «Афоризмы житейской мудрости».

     "Афоризмы  житейской мудрости" Шопенгауэра  состоят из 6 глав, и представляет собой систематизированный "учебник жизни".

     Рассмотрим  книгу по главам, чтобы иметь хотя бы малейшее представление о содержании «Афоризмов…».

     Глава 1. Основное деление

     Шопенгауэр  начинает книгу с деления Аристотелем человеческих благ: на внешние, духовные и телесные. Шопенгауэр же основываясь на этом делении, выделяет три основные категории различий в судьбе людей:

     1. Что такое человек: здоровье, сила, красота, темперамент, нравственность, ум и степень его развития.

     2. Что человек имеет – имущество  в собственности или владении.

     3. Что представляет собой человек,  то есть мнение о нем других, выражающееся в почете, положении  и славе.

     Шопенгауэр  считает, что эти элементы заложены в человеке природой. Их влияние на человека гораздо сильнее, нежели какие-то действия самого человека. Автор приводит пример: «Рождение, положение и царствование по сравнению с обширным умом или великим сердцем – театральный король в сравнении с настоящим. Для блага индивидуума самое важное – что в нем самом заключается и происходит».

     В данной главе большое внимание уделяется вопросу - влияния явлений внешнего мира на внутренний. Мир, в котором живет человек, зависит от свойств его мозга и сообразно с последним будет бедным, скучным и пошлым или наоборот, полным интереса и величия, что зависит от его темперамента.

     Действительность  состоит из объективной и субъективной половин. Объективная половина в  руках судьбы и изменчива, субъективное данное – это мы сами; в главных  чертах оно неизменно. Индивидуальность определяет меру возможного счастья. Особенно прочно духовные силы определяют способность к возвышенным наслаждениям.

     Судьба  может улучшиться, но глупец всегда останется глупцом.

     Субъективная  сторона важнее для счастья. Умный  в одиночестве найдет отличное развлечение, глупец же будет несчастлив, меняя собеседников. Человек с хорошим, сдержанным характером в тяжелых условиях быть удовлетворенным, а алчный и завистливый не достигнет этого и будучи богатым.

     Наша  личность – первое условие для  счастья. Ее ценность абсолютна, ценность других благ относительна.

     Человек менее подвержен влияниям, чем  думают. Что мы можем сделать –  это использовать индивидуальные свойства с наибольшей для себя выгодой, заботиться о развитии, какое с ним согласуется. Например, умному человеку если интеллектуальные силы не использовать, а заниматься не требующим ума делом или грубым физическим трудом, он будет несчастным, и наоборот, нельзя человека, не имеющим склонности, заставлять заниматься кропотливым научным трудом.

     Глава 2. О том, что такое человек

     Здесь речь пойдет о том, что же такое человек как источник всех наслаждений.

     Из  личных качеств человека, счастью способствует веселость. Автор говорит, что лишь, будучи здоровым, человек будет склонен к веселью. Нельзя сохранить здоровья без ежедневного движения, это – сущность жизни. 9\10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, а без него ничто не доставит удовольствия. Величайшей глупостью является жертвовать здоровьем ради богатства, карьеры, образования, славы и пр., не говоря уж о чувственных и мимолетных увлечениях.

     Здоровью  родственна красота – открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце.

     Враги счастья – горе и скука. Отдаляясь  от одного, приближаешься к другому, и вся жизнь проходит между  ними. Нужда рождает горе, изобилие – скуку.

     От  этих бед спасает богатство духа. Нескончаемый поток мысли делает одаренного умом человека не поддающимся  скуке.

     Так же Шопенгауэр в этой главе упоминает  о досуге: досуг – венец человеческого существования, ибо делает человека полным обладателем своего «я». Но способ досуга показывает, как порой досуг обесценивается. Средний человек озабочен тем, как ему убить время; человек же талантливый стремится его использовать. Ограниченный человек берется за всякую чепуху. Суррогатом мысли может послужить хорошая сигара. Карточная игра – главное занятие любого общества – мерило его ценности, явное обнаружение умственного банкротства. Не в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами.

     Кстати, привычка, какой угодно хитростью, получить деньги в карточной игре постепенно переходит в жизнь, развращая человека.

     Самый счастливый тот, в ком много внутренних сокровищ и кто для развлечений  требует извне лишь немного или  ничего. Глупо лишаться чего-либо внутри себя с тем, чтобы выиграть во вне, то есть жертвовать покоем, досугом и независимостью ради блеска, чина, роскоши, почта или чести.

     Шопенгауэр  выделяет три основные физиологические силы; оттого, какая преобладает, человек выбирает более подходящее развлечение. Наслаждения доставляются: производительной силой (еда, питье, сон и пр.), раздражаемостью (путешествия, борьба, танцы, охота, битвы и пр.), чувствительностью (созерцания, мышление, музыка, поэзия, философия и пр.). Преимущества чувственности неоспоримы, другие силы присущи и животным.

     Реальная  жизнь скучна и плоска, поэтому  счастливы только те, кто наделены некоторым излишком ума сверх  той меры, которая необходима для  служения своей воле.

     Духовная  жизнь ограждает не только от скуки, но и от ее пагубных последствий: дурного  общества, потерь, растрат и пр. У среднего человека центр тяжести – вне его. Человек с превышающими обычную скудную дозу духовными силами ищет радости в искусстве, науке, но они не могут поглотить его всецело, чтобы к другом он потерял всякий интерес. Это – удел высшего духа, гения. Про него можно сказать, что центр его тяжести – всецело в нем самом. Они имеют себя.

     Так что те, кого природа щедро наделила в умственном отношении, счастливей прочих. Но без досуга он будет Пегасом  в ярме – то есть несчастлив. Если же сочетаются материальный достаток и великий ум – счастье обеспечено, такой человек будет жить особой, высшей жизнью.

     Правда, большой ум образует повышенную восприимчивость  к боли в любом ее виде,  отдаляет от простых людей. Поэтом часто говорят, что самый счастливый – человек ограниченный, хотя никто и не позавидует такому счастью.

     Глава 3. О том, что человек имеет

     Третью  главу Шопенгауэр начинает с определения человеческих потребностей Эпикуром: естественных и необходимых, которые причиняют страдания, если их не удовлетворять (одежда, пища); естественные, но не необходимые (половое общение); неестественные и не необходимые (роскошь, богатство и пр.).

     Определить  границу разумности наших желаний  в отношении к собственности  трудно, если не невозможно. Это величина относительная. Один будет доволен без некоторых благ, другой несчастлив. У каждого свой горизонт благ.

     Боль  от потери состояния стихает, если мы сокращаем потребности. Наоборот, при счастливом событии потребности начинаю расти – возникает радость, но лишь пока этот процесс не закончится и мы не привыкнем к увеличенному масштабу своих потребностей, став равнодушными к соответствующему ему состоянию.

     Источник  неудовлетворенности – в попытках увеличить потребности, оставляя другой фактов без изменений. Неудивительно, что богатство ценится более всего другого, даже власть служит лишь средством к этой цели.

     Желания людей направлены прежде всего на деньги, потому что другое благо  может удовлетворить одно благо (еда, вино, шуба, женщины), и лишь деньги – абсолютное благо, так как они удовлетворяют всякую потребность.

     На  имеющееся состояние следует  смотреть как на ограду от бед и  напастей, а не на как разрешение купаться в удовольствиях. Если из большого заработка не откладывать с целью  составить неприкосновенный фонд, а все тратить – обычный результат – нищета.

     Люди, испытавшие истинную нужду, боятся ее несравненно меньше и более склонны  к расточительству, чем те, кто  знаком с нуждой понаслышке. Выбившись  из бедности, они не считают нужду  какой-то бездонной пропастью, а полагают, что стоит лишь толкнуться о дно, чтобы снова выбраться наверх. Поэтому женщины, выросшие в бедности, после замужества чаще расточительнее богатых. Если женитесь на бесприданнице, завещайте не капитал, а доходы с него, и следит, чтобы состояние детей не попало ей в руки.

     Обладать  с рождения состоянием – неоценимое преимущество. Состояние – это  иммунитет, гарантия против нужды и  горестей. Высшую ценность оно приобретает  тогда, когда достается человеку, одаренному духовными силами высшего  порядка и не преследующего цели обогащения.  Он создаст то, что кроме него никто не способен, или станет филантропом. А если ничего этого не сделает и даже не попытается изучением какой-либо науки подвинуть ее вперед – ни что иное, как тунеядец. Счастлив он не будет, так как, избавившись от нужды, попадет во власть скуки, которая может привести его к излишествам и лишить богатства, которого он оказался недостоин.

     А вот для преуспеяния на государственной  службе бедность – преимущество, так  как лишь бедняк, проникнутый сознанием своего полного ничтожества, будет кланяться до полных 90 градусов, льстить и выпрашивать.

     А человек с достатком будет  вести себя упрямо, не низкопоклонничая и даже притязая на талант, не понимая, как он ничтожен в глазах посредственности. Когда дело касается какой-либо низости, он становится мнительным и строптивым. На этом в жизни далеко не уедешь.

     Говоря  о том, что имеет человек, я  не считал его жены и детей, так  как скорее он сам находится в  их руках. Что до друзей, то субъект  здесь является в равной мере и объектом обладания. 

     Глава 4. О том, что представляет собой человек

     Большое внимание в этой главе уделяется  мнению других о нас. Шопенгауэр говорит, что мнение других о слабости человеческой натуры ценится обычно очень высоко, хотя оно несущественно для нашего счастья, оскорбление честолюбия человека наносит ему сильную обиду. Надо усвоить истину, что каждый живет в собственной шкуре, а не во мнении других. Придавать чрезмерную ценность мнению других – всеобщий предрассудок. Преступая границы целесообразности, это превращается во всеобщую манию. Половина тревог и огорчений – от заботы о чужом мнении.

     Кто же не может найти счастья в  том, что он есть, обращается к тому, чем он является в чужом представлении  – крайне скудный источник счастья.

     Этот  недочет нашей культуры разветвляется  на честолюбие, тщеславие и гордость. Гордость – готовое убеждение  субъекта в своей высокой ценности, а тщеславие – желание вызвать  это убеждение в других. Гордость – уважение самого себя изнутри, тщеславие  – стремление приобрести его извне.

Информация о работе Артур Шопенгауэр - «Афоризмы житейской мудрости»