Аристотель об экономике, обществе и государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 00:06, реферат

Описание

Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Даже стиль Аристотеля существенно отличался от платоновского. Если Платон создавал свои произведения в форме диалогов, то Аристотель писал философские тракты.
Платон и Аристотель отличались не столько взглядами, сколько характером и отношением к поиску истины. Платон - вдохновенный художник и писатель, которого фантазия уносит из реального мира. Аристотель - собранный вдумчивый исследователь, который ничего вокруг не склонен оставлять без внимания и определения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Жизнь и творчество Аристотеля……………………………………………………….4
Глава 2. Аристотель об экономике, обществе и государстве……………………….10
2.1 Условия формирования экономических взглядов Аристотеля..10
2.2 Экономические взгляды Аристотеля………………………………………….13
2.3 Концепция государства по Аристотелю……………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

      Идея "смешанного государства"  получила популярность и  повлияла,  как

полагают ученые, на формирование в XVIII  веке  идеи  разделения  власти  на законодательную, исполнительную и судебную.

      В  Греции  в  IV  в.  до  н.э.  наблюдалось  обострение  противоречий рабовладельческого  строя.  Но,  тем   не   менее,   Аристотель  не   видел отрицательного   влияния    рабовладельческих    отношений    на    развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не  может  проходить  без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической  необходимости.  Рабы способны  воспринимать  указания  господина,  но  не   способны   руководить хозяйственной жизнью. Но если человек  свободен,  он  не  должен  заниматься физическим трудом, так как иначе он становится рабом,  будучи  даже  юридически свободным. Свободные потому и  признаются  свободными,  потому  что  они  не знают  физического  труда.  Поэтому  у  Аристотеля  разделение  на  рабов  и свободных объявляется вполне естественным.

      Именно эти положения Аристотеля  отразили экономическую  закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой  производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать  свой  интеллект,  быть свободным   от   физического   труда,   принимать   активное    участие    в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа  должна  выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без  них.  Рабы  как  бы представляют собой одушевленную и отдельную часть  тела  господина,  которая обслуживает его. Аристотель считает, что  природа  сама  распорядилась  так, чтобы даже внешне свободные люди отличались  от  рабов.  «У  последних  тело мощное, пригодное для выполнения необходимых  физических  трудов;  свободные же люди держатся прямо и не способны  к  выполнению  подобного  рода  работ, зато они пригодны для политической жизни».5

      Таким образом, основу богатства  и  главный  источник  его   увеличения составляли  рабы.  Аристотель  назвал  рабов  «первым  предметом  владения», поэтому надо заботиться  о  приобретении  хороших  рабов,  которые  способны долго и усердно трудиться.

      Аристотель,  таким  образом,   сохраняя   платоновские   убеждения   в приоритете интересов общества в целом  над  интересами  личности,  в  то  же время, большее  значение  придавал  и  интересам  личности,  ответственности государства перед гражданами.

 

 

 

 

Заключение

     К. Маркс   называл   Аристотеля   «Александром   Македонским    греческой философии». Это сравнение имеет глубокий исторический смысл, ибо  Аристотель как ученый объединил в смелых, широких обобщениях весь научный опыт  Греции, подобно Александру, объединившему под своей властью весь античный мир.

      Научная деятельность Аристотеля  охватила все области античного  знания.

Произведения  его  носят  энциклопедический  характер.  Труды  Аристотеля  – важнейший источник  наших  знаний  в  области  доаристотелевской  философии. Аристотель сумел  охватить  и  обобщить  огромный  познавательный  материал, накопленный в развитии  античной  науки  и  философии.  Смелость  и  глубина  постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль  сделали Аристотеля одним из наиболее  выдающихся  мыслителей,  каких  знает  история философии.  Все  области  знания,  с  которыми  соприкасался  Аристотель,  - политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, метафизика,  экономика  – получили  благодаря  деятельности  Аристотеля  новый  вид.  Стремясь   найти единство и систему в многообразии бытия, он в то же время старался  раскрыть пути  превращения  бытия  из  одного  вида  в  другой,  старался  обнаружить противоречивые связи и взаимоотношения  бытия.  За  это  философы  и  ценили высоко Аристотеля как самую всеобъемлющую голову среди греческих философов.

      Экономическая мысль Аристотеля  развивалась  под  влиянием   разложения общины, в условиях  обострения  противоречий   рабовладельческого   строя  в период  расцвета  и  кризиса. На  нее  также   оказывало   большое   влияние развитие  городов  и  связанный  с  этим  рост   ремесла   и   торговли.   В период  расцвета  экономической  мысли  Аристотель  пытался   анализировать товарно-денежные  отношения,   условия  обмена,   деньги.   Он   не   только давал   советы   о   том,   как    вести    хозяйство,    но    и    пытался теоретически осмыслить  экономические  процессы.  У  Аристотеля  существовал натурально-хозяйственный  подход  к  экономическим  проблемам.

      В  дальнейшем    историческом    развитии   учения   Аристотеля  стали

источниками  многочисленных  школ  и   направлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.,

       «ТЕИС», 1996 г.

    2. Аристотель. Соч. в 4-х томах, М.: "Мысль", 1976

    3. Богомолов А. С. Античная философия. – М.: МГУ, 1985 г.

    4. Костюк В.Н.  История экономических учений. - М.: «Центр», 1997 г.

    5. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. - М.: «ЭКСМО-Пресс»,

       1998 г.

    6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: «Центр», 1998 г.

    7. Чанышев А. Н. Аристотель. – М.: «Мысль», 1981 г.

1 Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т. 1.  Кн. 3, М.: "Мысль", 1976,  429а

2Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения.  М.,1998. стр.455

3 То же.  Стр.456

4 Костюк В.Н.  История экономических учений.  М., 1997.  Стр 13

5 Мыслители Греции.  М.,1998. стр.448

 


Информация о работе Аристотель об экономике, обществе и государстве