Апполлоновское и дионисийское начало в концепции Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:45, реферат

Описание

В 1872 г. выходит первая крупная работа Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», которая в следующем издании 1886 г. будет называться «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Если принять тезис Александра Дугина относительно того, что “вся философия XX века есть лишь комментарии к Ницше”, то с выходом этой работы можно отсчитывать новый этап в развитии западной мысли вообще.

Содержание

Введение
Основы философской концепции Ницше
Книга «Рождение трагедии из духа музыки» и роль аполлонического и дионисийского начал в концепции Ницше
Образы Диониса и Аполлона в древнегреческой культуре и в понимании Ницше
Фридрих Ницше и Дионис
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Апполлоновское и дионисийское начало в концепции Ницше@.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)


21

 

План

Введение

Основы философской концепции Ницше

Книга «Рождение трагедии из духа музыки» и роль аполлонического и дионисийского начал в концепции Ницше

Образы Диониса и Аполлона в древнегреческой культуре и в понимании Ницше

Фридрих Ницше и Дионис

Заключение

Литература


Введение

В 1872 г. выходит первая крупная работа Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», которая в следующем издании 1886 г. будет называться «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Если принять тезис Александра Дугина относительно того, что “вся философия XX века есть лишь комментарии к Ницше”, то с выходом этой работы можно отсчитывать новый этап в развитии западной мысли вообще. Те начала в философии и политике, которые ранее казались взаимоисключающими (“правое”-”левое”, “консервативное”-”революционное”, “этатистское”-”анархическое” и т.д.), сегодня становятся неотличимы друг от друга. Открывая “первое прозрение Ницше” мы обнаруживаем корни этого парадоксального синтеза уже в эллинской культуре. Более того, мы видим, что речь идёт лишь о возвращении разрозненных элементов в единое целое.

Ницше, первый провозглашает Диониса в полноте не религиозной и мистической его идеи, но его эстетического, психологического и отчасти метафизического содержания. “Ницше был филолог”, — замечает Вл.Соловьев, определяя этим целую половину его личности и деятельности. Если мы прибавим: Ницше был музыкант — то едва не исчерпаем этим другую половину. Эллинист Ницше пережил, как событие жизни, философию Шопенгауэра и музыку Вагнера. Из этого сложного состава истекла его юношеская и гениальная работа: “Рождение Трагедии из Духа Музыки”. Впоследствии он порицал (не отрицал) ее: за ее форму, не строго научную и не поэтическую; за красивые нагромождения ее периодов; за ее юношескую образность и восторженность; за ее вагнерианскую и националистическую закваску; за надежды на осуществление трагической культуры в современной действительности; наконец, за метафизическое утешение и успокоение в скорби трагической.

Данная работа преследует цель рассмотреть, какое значение имеют образы Диониса и Аполлона и вообще образы древнегреческой мифологии в философской и культурологической концепции Фридриха Ницше.


Основы философской концепции Ницше

Отрицание религии Ницше не предполагает полное ее отвержение, а лишь очищение, просеивание, отшелушивание всего неестественного для человека, созданного не по мановению сердца, а в соответствии с чьими-то интересами. Здесь, как и в любой другой сфере, нигилизм является чем-то вроде испытания, обнаруживающего слабые места рассматриваемого объекта и переделывающего оный в нечто более совершенное, в данном случае в новую религию, где Богом является не медный идол, а собственная совесть, индивидуальность, независимая от чьих-то мерок, а потому безгрешная, базирующаяся на чистой совести и не приносящая ничего иного, кроме радости и счастья от собственного бытия на основе чего человек должен был стать человеком в полном смысле этого слова. Именно это, по мнению самого философа, и является сутью учения Христа. Все остальное - измышления разного рода социальных групп и институтов, как церковь и государство, которые, между прочим, были почти тождественны прошлым. Называя себя христианами, они далеко не являлись последователями своего Бога, в конечном итоге извратив его учение до неузнаваемости. Так, по мнению Ницше, Иисус вовсе не отвергал мира, не истолковывал его лишь как преддверие лучшей потусторонней жизни. Только позднейшее искажение его взглядов последователями и апостолами, особенно Павлом, превратило его учение в отрицание сего мира. Современное христианство навязывает жизни воображаемый смысл, препятствуя тем самым выявлению смысла истинного и заменяя реальные цели идеальными. В мире же, в котором (опять же по выражению Ницше) "Бог умер", не существует более моральной тирании, а человек остается одиноким о свободном. Но одновременно он становится и ответственным за все существующее, ибо, по Ницше, разум находит полное освобождение, лишь руководствуясь осознанным выбором, лишь взваливая на себя определенные обязательства. И если необходимости невозможно избежать, то истинная свобода и заключается в ее полном - приятии. Принять мир земной и потешить себя иллюзиями о мире потустороннем - это означает последовать над всем земным. Ницше поэтому и отвергал христианство, что оно отрицает свободу духа, самостоятельность и ответственность человека, превращает несвободу в идеал, а смирение - в добродетель. Идея эта является одной из составных частей общей теории Ницше.

Мораль - центральная точка философии Ницше, ее стержень. Все его идеи относительно государства ли, христианства или назначения философии неизбежно сводились к проблеме морали, на основе норм и ценностей которой, собственно, и строится все человеческое существование.

Эпицентром всех его размышлений о морали является написанная зимой 1885-1886 г.г. "прелюдия к философии будущего" - книга "По ту сторону добра и зла", по его словам, "ужасная книга, проистекшая на сей раз из моей души, - очень черная". Ницше прекрасно понимал, что перешел за некую грань и стал чем-то вроде интеллектуального диссидента, бросившего вызов лжи тысячелетий.

Он размышлял о распаде европейской духовности, низвержение прошлых ценностей и норм, восстании масс и создании для их оболванивания и обслуживания чудовищной массовой культуры, унификации людей под покровом их мнимого равенства, начале борьбы за господство над всем земным шаром, попытках выращивания новой расы господ, тиранических режимах как порождении демократических систем. Темы эти будут подхвачены и развиты, только более сухо и тяжеловесно, крупнейшими философскими умами XX в.: Эд. Гуссерлем, М. Шелером, О. Шпенглером, Х. Ортегой, Гассетом, М. Хайдеггером, А. Калио.

Однако книга "По ту сторону добра и зла" содержала в себе элемента, являющиеся потенциальными источниками споров. Чтобы избежать кривотолков вокруг книги,  Ницше в июле 1887 г. написал как дополнение к ней полемическое сочинение "К генеалогии морали", изданное опять же за собственный счет. В нем он поставил три основные проблемы: аскетические идеалы, способного придать смысл человеческому существованию; "вина" и "нечистая совесть" как инстинктивные источники агрессивности и жестокости; наконец ключевое понятие движущей силы в структурировании ценностей морали - ressentiment. В общем плане это понятие характеризует атмосферу неопределенной враждебности, ненависти и озлобления, но не самих по себе я только вкупе с чувством бессилия, порождаемым несоответствием между внутренними притязаниями и фактическим положением человека в объекте.

При каких условиях человек изобрел понятия добра и зла "хорошего и плохого? Какую ценность имеют они? Препятствовали они или содействовали до сих пор человеческому процветанию? Являются ли они признаком бедственного состояния, истощения, вырождения жизни? Или напротив - процветания?

От чего отталкивался Ницше в своей работе над проблемой морали? Современная мораль, по его мнению, - мораль сострадания. Именно в этом состоит одна из наиболее важных неувязок. "А если бы истиной было обратное? ... если бы в "добром" лежал симптом упадка?" - вопрошает Ницше в своей "Генеалогии морали". И со свойственной ему значимости и бескомпромиссностью он бросается в самую гущу фактов. Именно исторические факты по его мнению, а не обоснованная логика, могут выявить действительно имевший место ход развития изучаемого объекта, а значит, и его реальную структуру.

Опираясь на свои философские исследования, Ницше делает предположение, что изначально существовали две системы морали, созданные антагоническими группами: господами, аристократами, высшим слоем общества и, наоборот, плебеями, рабами, названными самим философом "людьми ressentiment."

Господа вряд ли нуждались в постоянных неэгоистических поступках других в свою, господ, пользу - настолько прочным было их социальное и материальное положение. Таким образом, теория полезности отвергается. Элита оценивала свои поступки как первосортные, достойные только высокородных, в противоположность всему плебейскому, низменному. Отсюда те странные совпадения в корнях слов, обозначающих современное понятие "хорошего" и "плохого"  и понятия "знатного" и "плебейского" тех времен. И действительно, во многих языках подобные совпадения имеют место. В частности, в немецком языке привлекает внимание поразительное сходство слов schlecht (плохой) и shlicht (простой).

Ответом на систему ценностей аристократии стала мораль ressentinent. Народ, изначально обделенный возможностью жить за счет своей силы был вынужден создать мораль, каким-то образом перенесенную бы его из разряда "плохой", "недостаточный" на более высокую ступень. Для этого следовало доказать несостоятельность теории существования "сильных", что и было сделано посредством введения ... другой силы - Бога, проповедующего идею о том, что единственно добр и достоин лучшей жизни только тот, кто беден, слаб и бессилен. Остальные же причислялись к "злым". Бесславное существование первых на земле компенсировалось обещанием рая, вечной жизни и блаженства. В принципе, такая мораль-утешение была бы вполне понятной в данной ситуации неравных возможностей, если бы не одно "но". Наравне с раем в христианской религии существовал ад, предназначенный для - правильно - сильного, властного, который на протяжении всей  своей жизни представлял существенную опасность для бедняка. Посмотрите, что говорит об этом Фома Аквинский: "блаженные в царствии небесном узрят наказания осужденных, дабы блаженство их более услаждало их". Неужели это и есть то, о чем мы говорили как о святом?

В основу своих рассуждений о происхождении нечистой совести Ницше ставит сходство слов schuld (вина) и  schilden (долги), утверждая при этом, что именно первое, моральное понятие, произошло от второго - материального. Не наоборот, как могли бы  предположить другие языковеды. Часто взаимоотношения должника и кредитора предполагают собой невозможность их прекращения по причине устойчивой неплатежеспособности должника. Таким образом, погашение долга в том виде, в котором он первоначально имел место, представляется невыполнимым. Невозвращение, - или иначе, потеря - материальных ценностей неизменно влекло за собой ущерб моральный, на возмещение которого требовалось нечто, что принесло бы душевное удовлетворение, радость пострадавшему заимодавцу. Этим "нечто" являлось истязание должников.

Развитие общества и государства устранило истязания, но повлекло за собой появление у населения осознания своего долга... перед предками-основателями этнической группы и соответствующей страны, перед богом, которого правители скромно называли покровителем государства, в итоге перед самим государством. Вместо искупления долга люди были обязаны соблюдать законы, невыполнению которых опять-таки влекло вину, и наказания. Но наказание современное, вопреки своему предшественнику, уже не являлось возмещением ущерба - оно преследует гораздо более широкий спектр целей: устрашение, изоляция или даже уничтожение потенциально опасного индивида, исправление и многое другое.

Нечистая совесть возникает при усилении государственной власти. Заковав человека цепями долгов, государство ограничивает его древние животные инстинкты своими законами. Таким образом, постепенно человек сам начинает верить в грешность проявлений своих естественных потребностей и уже собственноручно пресекает свои инстинкты, что, однако же приходит для кого даром: психическая энергия, заключенная в них, изливается против самого человека, заставляя его страдать, ощущая свою выдуманную неполноценность и грешность. Инстинкты, изначально направленные на благо человека, оборачиваются вспять, разрастаются вглубь и внутрь, не имея более возможности быть реализованными, разъедают человека изнутри.

Все ницшевские идеи в результате сводятся к одной цели, ставшей основополагающей для его работ - идеи сверхчеловека. Предыстория этой теории такова. Некогда Дюринг высказал мысль о том, что вся Вселенная в принципе, может иметь вид комбинации всего нескольких элементарных частиц. Следовательно, мировой процесс в данном случае был бы калейдоскопом их разумных комбинаций, число которых имеет предел. А это может означать лишь то, что после многочисленных перестроек системы, мы в результате получим Вселенную идентичную, уже имевшей место ранее. Следовательно, мировой процесс - не что иное, как циклическое повторение однажды уже бывшего. Дюринг в дальнейшем опроверг свою гипотезу, считая, что при имеющимся размере Вселенной количество ее комбинаций уходит в бесконечность. Однако Ницше был крайне поражен этой идеей и, уже вслед за Дюрингом, стал исходить из того, что в основе бытия лежит некое определенное количество квантов силы, понимаемых не физически, а биологически. Таким образом, бытие в том виде, в котором оно существует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется, никогда не переходя в небытие неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение. Но, следовательно, повторяется и человек, и значит, никакой потусторонней небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение, вечно, поскольку неизбежно возвращается. Посредством долгого изучения от морали времен незапамятных до культуры современной ему Германии и всего мира, Ницше стал "свидетель" того, как греко-римская культура буквально излучавшая здоровье и силу, была в кратчайшие сроки свержена культурой христианской, в основе которой лежали... непротивление злу и самобичевание. Идея Ницше такова: не стоит ли вернуть победное настроение досократовской Греции, воспитать в людях дух воина, того, кто стоит по ту сторону христианского добра и зла, обладателя новой морали. Именно такие люди и станут мостиком к еще юношеской мечте Ницше. Как говорит он в "Шопенгауэр как воспитатель": "Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать отдельных великих людей - в этом, и ни в чем другом, состоит его задача".

Иначе говоря, вся работа Ницше над моралью сводилась к достижению сверхчеловека.  Что же такое сверхчеловек Ницше? Ответ на этот вопрос находится в одном из самых выдающихся его произведений - "Так говорил Заратустра".

Книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий на Библию (кто бы подумал, что критику христианства можно писать в стиле книги книг), а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гете, Вагнера и т.д. Но цель всех этих пародий одна:  показать, что человек - это еще бесформенная масса, материал требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания. "Нагими видел я обоих, самого большого и самого маленького человека. Слишком еще похожи они друг на друга. Поистине, даже и самого большого из них нашел я - слишком человеком!" - так говорил Ницше в лице Заратустры. И опять там же: "Человек есть нечто, что должно превзойти".

Сверхчеловек - это не вождь, возглавляющийся над массой людей, не фюрер, не дуче и даже не генсек, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую ступень духовного рассвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным - нравственным устремлением человечества.

То, против чего протестовал Ницше, - это идея долга в морали. Она не может быть не чем иным, как принуждением, обязанностью. А так как, моральное принуждение исходит из собственного "я", то психологически оно более чувствительно, нежели принуждение внешнее. Потому-то Ницше так восставал против морального принуждения, основанного на страхе наказания, общественного осуждения либо на расчете на награду. Ницше настаивал на воспитании таких моральных качеств, когда должное будет одновременно и желаемым, когда моральные установки превратятся в индивидуальные потребности, когда исчезнет чувство тягостной принудительности моральных норм и законов.

Ницше поставил перед человеком труднейшую дилемму: мораль или свобода, ибо традиционная мораль, окружавшая человека колючей проволокой запретов, могла утвердиться лишь на основе принудительности. Выбор Ницше был в пользу свободы, но не столько свободы от морали, сколько свободы для морали, повод и истинно свободной. Именно такой свободой и должен был обладать сверхчеловек Ницше - мечта, которой так и не суждено было сбыться в течении двадцатого века, которая, вероятно, не сбудется еще много веков или даже - никогда.

Книга «Рождение трагедии из духа музыки» и роль аполлонического и дионисийского начал в концепции Ницше

Главный тезис “Рождения трагедии” заключается в том, что “поступательное движение искусства связано с двойственностью аполлонического и дионисического начал”. Сегодня это уже ни для кого не является новостью. Если эти начала противопоставлять, следуя напряжённым отношениям между “аристократическим” культом Аполлона и “демократическим” культом Диониса (в VIII веке до Р.Х. в связи с расширением полисной системы народный, земледельческий культ “бога Хаоса” стал вытеснять аристократический культ “бога Гармонии”, пока сам бог с сомнительным происхождением стал сотрапезником Олимпа), то, по Ницше, можно привести в противоречие следующие начала всей эллинской культуры:

Информация о работе Апполлоновское и дионисийское начало в концепции Ницше