Антропологический материализм Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:37, контрольная работа

Описание

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли.
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальным существованием человека считалась жизнь в согласии с этим миром.

Содержание

Введение
1. Проблема антропогенеза
2. Сущность и существование
3. Биологическое и социальное в человеке
4. Индивид, индивидуальность, личность
5. Смысл и цель жизни человека
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по филисофии.docx

— 42.82 Кб (Скачать документ)

     Содержание

     Введение

     1. Проблема антропогенеза

     2. Сущность и существование

     3. Биологическое и социальное в человеке

     4. Индивид, индивидуальность, личность 

     5. Смысл и цель жизни человека 

     Заключение 

     Список  литературы

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Вопрос  о природе (сущности) человека, его  происхождении и назначении, месте  человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли.

     Проблема  человека была обозначена, хотя и в  неразвитой форме, уже в философии  древнего мира. В эту эпоху господствовал  космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальным существованием человека считалась жизнь в согласии с этим миром.

     Практически во всей древней философской мысли  шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое  рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.

     В философии средних веков господствовал  теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий.

     Смысл жизни человека, по мнению средневековых  мыслителей, состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верил в себя, он верил  в Бога.

     В отличие от философии средневековья, философия эпохи Возрождения  превратила человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался  антропоцентризм как специфический  тип философского мировоззрения, осуществлялся  переход от религиозного к светскому  пониманию человека. Возродилась  гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности. Философия  эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества и всесилия человека.

     Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над  остальным живым миром, но и посеяла  в нем зерна гордыни и безграничного  индивидуализма. Наряду с этим философская  мысль того времени подчеркивала, что человек - это продукт окружающей природы, а не результат собственной  деятельности.

     В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характерно противопоставление человека природе. Человек ставился выше природы.

     В философии Нового времени человек  исследовался с позиций механицизма  как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний  мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением  природы, плодом ее длительной эволюции. Главным качеством в человеке считалась его разумность. Призвание  человека виделось в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

     В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).

     Классический  марксизм рассматривал человека в контексте  всей совокупности общественных отношений  и истории человечества. Центральная  идея марксизма - идея социальной сущности человека, понимаемой материалистически  и конкретно - исторически.

     Русская религиозная философия по своему содержанию вся антропологична, обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл истории, добро и зло - важнейшие темы этой философии. Русская религиозная философия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в совести.

     Русская философия всегда была нравственно  ориентирована, поэтому ее очень  интересовала тема свободы и творчества человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и  бессмертии человека.

     В зарубежной философии ХХ в. тема человека также вызывала большой интерес. Был поставлен вопрос о глобальных проблемах современной цивилизации и положении человека в связи с кризисной ситуацией в мире.

     Так, в 20-х - 30х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как “философия человеческого существования”. Основной темой этой философии стала тема существования человека в отчужденном мире общественных отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если он не желает умереть как личность, духовно. С их точки зрения, мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным.

     Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход оперирует разнообразными научными знаниями о человеке, однако тема человека в философии далеко не исчерпана.

     Обращение к истории философской мысли  показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она  осмысливается с различных мировоззренческих  позиций, обусловленных конкретно - историческими и иными причинами. В третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования.

     Целью данной работы является: рассмотреть основные аспекты проблемы человека в философии.

      

     1. Проблема антропогенеза

     Антропогенез (от греч. anthropos -- человек и греч. genesis -- происхождение) -- учение о происхождении человека.

     Антропогенез  в современной научной картине  мира предстает как процесс со многими неизвестными. Это объясняется  тем, что, по словам блестящего исследователя  «феномена человека» французского философа, биолога, палеонтолога и антрополога  Пьера Тейяра де Шардена, человек  является «осью и вершиной эволюции»  и «расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться» Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 221..

     До XIX в. в европейской мысли господствовала теистическая антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их» (Быт., 1:26, 27).

     Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза  началось в XIX в. Главное достижение в этой области было связано с  утверждением эволюционной теории. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка в результате процесса эволюции.

     Разработав  теорию естественного происхождения  человека, Дарвин не выявил влияния  социального фактора на его развитие. Кроме того, в его теории отсутствует  объяснение качественного различия деятельности мозга человека и животного. Это во многом объясняется тем, что  Дарвин не затрагивал вопрос о роли труда в процессе антропогенеза.

     На  эту роль было обращено внимание в  трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф.Энгельс. Представители этой теории считали, что труд не отменяет действия биологических  законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора, формирует  способность становящегося человека преобразовывать природу по своим  собственным меркам, а вместе с  тем способствует и формированию самого человека. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью  связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и  сплочения их в социальные коллективы.

     Любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, они же являются и основным способом передачи этого социального опыта, т.е. лежат в основе новой -- социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривал.

     Таким образом, было показано, что становление  человека и общества -- это взаимосвязанный процесс, -- процесс антропосоциогенеза, и важнейшая роль в нем принадлежит трудовой деятельности.

     В 20-х гг. ХХ в. произошел синтез классического  дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил названии синтетической теории эволюции. Синтетическую  теорию эволюции можно охарактеризовать как теорию органической эволюции путем  естественного отбора признаков, детерминированных  генетически. Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000. -- С. 117.

     Синтетическая теория эволюции (или обновленный  дарвинизм) приобрела широкое распространение  в мире среди биологов уже в 40-х  гг. Однако в нашей стране нормальное развитие эволюционной теории на 10--15 лет  было нарушено деятельностью небезызвестного  Т.Д.Лысенко.

     В западных странах сопротивление  дарвинизму и эволюционизму оказывали  общественные круги, близкие к церкви. И по сей день в мире широко распространен  креационизм -- точка зрения, согласно которой человек является венцом божественного творения, а не частью природы и продуктом ее развития.

     Споры вокруг эволюционной теории не утихают  и сегодня. В последние десятилетия  синтетическая теория эволюции подвергается критике, что связано с распространением в биологии различных сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе и антропогенеза. К подобным концепциям относится теория самоорганизации систем. В ее основе лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем, то есть систем, обменивающихся со средой веществом и энергией. В таких системах переход одного качественного состояния в другое происходит как скачкообразный процесс, переводящий открытую неравновесную систему, достигшую своего критического состояния, в качественно новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и упорядоченности. При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер. К самоорганизующимся системам относятся все биологические системы, включая человека. Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000. -- С. 118.

     С теорией самоорганизации согласуется  и эволюционная концепция антропогенеза  Пьера Тейяра де Шардена. Свою теорию он изложил в знаменитой работе «Феномен человека». С его точки зрения, переход к «феномену человека»  осуществляется не через морфологические  изменения и не посредством естественного  отбора, как у Дарвина, а определяется внутренними силами самого организма  будущего Homo sapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был сам Тейяр де Шарден, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогенеза и показать, каким путем шло развитие от пред человека к «человеку разумному»: увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями деятельности.

     По  мнению Тейяра де Шардена, появление  Homo sapiens -- это скачок в антропогенезе. «Человек, -- пишет он, -- вошел бесшумно... Он шел столь тихо, что, когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет -- от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он уже добывает огонь». Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 151. При этом весьма характерный вывод, который делает автор, заключается в том, что появление человека -- процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей». Там же.

     Антропогенез  не следует представлять в виде линейного  процесса. «Все попытки доказать, -- пишет Р. Левонтин, -- что тот или иной ископаемый вид является нашим прямым прародителем, отражает устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все испокаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим». Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. С. 193.

     Такова  общая теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний  день. Не все в ней до конца  выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. И в этом нет ничего удивительного, так как  мы имеем дело с венцом творения природы -- человеком. В науке сегодня можно считать доказанным тот факт, что человек -- это продукт естественного развития самой природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Сущность и существование

     Проблема  сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Философы усматривали отличие человека от животного и объясняли его  сущность, используя различные специфические  качества человека.

Информация о работе Антропологический материализм Фейербаха