Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

Цель написания данной контрольной работы – это дать представление об античной философии, некоторых ее школах и сущности их учения.

Содержание

1. Представление о классическом этапе античной философии, характеристика учения об идеях, утопию Платона.
2. Рассуждение о критике теории идеи и метафизике Аристотеля.
3. Понятие об эллино-римском периоде античной философии, его основных философских школах (эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники).
4. Выводы о ценности, ошибках, соответствия или несоответствия реальному миру выше приведенных учений и школ, влияния их на современную философию.

Работа состоит из  1 файл

Античная философия.docx

— 35.11 Кб (Скачать документ)

       Главные  моменты стоической картины мира: 1) Космос – это огненный организм; 2) человек существует в рамках  космических законов, отсюда его  фатализм, судьбоносность; 3) смысл мира  и человека – лектон; 4) понимание  мира неминуемо приводит к  состоянию атараксии. По мнению  стоиков, суть субъективного есть  слово, его смысловое значение (лектон). Фактически нынешние фаталисты,  сами даже того не подозревая, получается, следуют учению стоиков.

      Ценность  учения стоицизма в современной  философии состоит в рассмотрении  глубочайших философских проблем,  таких как свобода человека, ограничение  его. Они считали, что истинное  назначение разума состоит не  в том, чтобы находить «золотую  середину» между противоположными  чувствами, но в освобождении  от страстей.

       Скептицизм  -  это философская концепция,  подвергающая сомнению возможность  познания объективной действительности. Скептики отрицают возможность  что-либо доказать. Главным аргументом  их является существование разных  точек зрения по различным  вопросам, а возможность определения истинной – нереальна. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений. Для скептиков также, как и для стоиков, важна атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие), но ими она обретается не через знание, а через отказ от него.

     Для современной  философии опыт скептицизма является  не бесполезным, именно в нем  зародилась философия. В качестве  как ценности, так и недостатка  можно выделить как раз их  сомнение возможности познания, а к достоинствам можно еще  причислить невозмутимость.

     Неоплатонизм  оказал огромное влияние не  только на раннюю христианскую  философию, но и на всю средневековую  религиозную философию. Неоплатоники  стремились дать философскую  картину всего существующего,  в том числе Космоса в целом.  Нельзя понять жизнь субъекта  вне Космоса, равно как и  жизнь Космоса без субъекта. Существующее  устроено иерархически: Единое-Благо,  Ум, Душа, Материя. Высшее место  в иерархии принадлежит Единому-Благу.  Единое – это подлинно первосущее, образуя Ум, Мировой Ум. Единое  существует посредством Ума. Мировой  Ум включает числа и идеи  в их системном взаимосвязанном  виде. Эманация Ума приводит к  Мировой Душе, которая выражает  собой все одушевленное. Все, что  движется, образует Космос, низшей  формой бытия выступает материя.  Основная задача человека состоит  в том, чтобы глубоко продумать  свое место в структурной иерархии  бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло – снизу,  от материи. Лестнице нематериального:  Душа – Ум – Единое соответствует  последовательность: чувство – мысль  – экстаз. Неоплатоники везде  видят гармонию и красоту, за  них фактически ответственно  Единое-Благо. Неоплатонизм сумел  дать синтетическую картину современного  ему античного общества. Это был  последний расцвет античной философии.

     В принципе, проанализировав учения эпикурейцев,  стоиков, скептиков и неоплатоников  можно сделать вывод, что не  только в античности люди задавались  такими философскими вопросами  и жили в соответствии с  той философией, которая была  присуща им, но и в настоящее,  современное время люди живут  по разным учениям философии.  Кто-то берет от жизни удовольствия, не желая брать страдания, кто-то  подчиняется слепо (или не совсем) судьбе, фатально идет по жизни,  кто-то относится к жизни с  большей или меньшей мерой  скептицизма, а кто-то как неоплатоники  везде видят гармонию и красоту.  Люди, как были, так и остаются  разными, и все они видят  мир и живут в этом мире  по-своему, в меньшей или большей  степени уважая нормы и морали  общепринятые. А значит так или  иначе, все они принадлежат  какому-нибудь философскому течению,  даже не осознавая это. В  этом плане философию, в частности,  античную, конечно необходимо изучать,  для познавания мира и для  изучения мировоззрения окружающих  нас людей. С другой стороны  есть необходимость поиска каких-то  новых, более лучших (объясняющих  или подходящих), подходов к пониманию  смысла жизни, бытия, Космоса,  общего и частного, всех граней  жизни материальной и духовной. Постоянно проверяясь практикой,  теории усовершенствуются, а иногда  от них приходится отказываться. Как любая теоретическая наука,  философия не обладает абсолютной  точностью, от нее нельзя требовать  ответов на все вопросы, так  как факты всегда шире и  богаче теории. Однако она очень  нужна тем, кто хочет поближе  познакомиться и понять современную  (и не только) жизнь.

 

 

 

Список литературы

 

1.  Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1975.

 

2.  Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998

 

3. Мир философии. ч. 1. – М., 1991

 

4.  Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996

 

5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. – М.: «Молодая гвардия», 1993

 

6.  История философии: Запад-Россия-Восток (Книга первая. Философия        древности и средневековья). М., 1996.

 

7.  Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк / Под общ. ред. А.И. Ракитова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990

 

8.  Асмус В.Ф. Античная философия 1976

 

9.  Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Изд. 5. – М.: Изд-во политической литературы, 1987

 

10.  Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. – М.: Наука, 1994


Информация о работе Античная философия