Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:41, реферат

Описание

Философия начинается тогда, когда люди задают себе общие вопросы и опираясь на возможности интеллекта, разума пытаются на них ответить. В первые любопытство проявили древние греки, в соседних с Грецией странах- в Египте и Вавилоне были накоплены обширные знания о мире, но ни в одной из этих стран, не возникло философии, и только греческая культура содержала такие особенности, которые стали предпосылками философии. Первой такой особенностью является греческая поэзия, она занимала особое место в культуре, поскольку на её основе происходило обучение молодежи.

Работа состоит из  1 файл

Античная философия.docx

— 19.86 Кб (Скачать документ)

Античная философия.

Она включает философию др. Греции, др. Рима. Она существовала с 6 в до н э до 6 века н э.

  1. Предпосылки греческой философии. Понятие и цели.

Философия начинается тогда, когда люди задают себе общие вопросы  и опираясь на возможности интеллекта, разума  пытаются на них ответить. В первые  любопытство проявили древние греки, в соседних с Грецией странах- в Египте и Вавилоне были накоплены обширные знания о мире, но ни в одной из этих стран, не возникло философии, и только греческая культура содержала такие особенности, которые стали предпосылками философии. Первой такой особенностью является греческая поэзия, она занимала особое место в культуре, поскольку на её основе происходило обучение молодежи. При этом поэзия содержала черты, которые в дальнейшем развивали философию, во-первых поэзия согласовывалась с чувством гармонии, пропорции и меры. Именно эти понятия в дальнейшем станут центральными категориями философии. Во-вторых, у поэтов присутствует устойчивое искусство мотивации, они не просто описывают факты, они стараются назвать причины, мотивы событий, это подготовило такой строй мысли, в соответствии с которым философия будет искать первопричину всех вещей. В-третьих, поэты стремились описать реальность во всей ее полноте, в полноте философский вопрос: какова роль человека в мире,  присутствует уже у поэтов. В-четвертых, поэтами были поставлены такие этические проблемы, которые в дальнейшем решала философия. Например: проблема справедливости, является базовой в греческой культуре.

  1. Религия.

У греков существовала вера в олимпийских богов. Эта религия  не имела священных книг- плодов божественного откровения, и как следствие не имело не рушимой догматики.  Не было жрецов как хранителей догмы. Как следствие у греков мысль оставалась свободной у нее не возникало препятствий, кроме того в Греции появлялись новые религиозные формы, которые снабжали философию, оригинальными идеями.

  1. Социально-политическое устройство.

Греция состояла из городов-государств, они назывались полисы. Их значительная часть управлялась народным собранием, все граждане были обязаны участвовать в работе этих собраний: формулировать свою точку зрения по различным вопросам, уметь ее высказать, отстоять ее перед оппонентами. Это порождало уважительное отношение к разуму и интеллектуальной жизни в целом.

Слово философия имеет  религиозное содержание,  лишь для  бога считалось, возможна некая мудрость те обладание полной и определенной истиной, а человеку оставалось лишь стремиться к ней любить ее. С  момента возникновения философия  представляла собой  единство трех элементов: содержания, метода и цели.

Содержание.

Философия стремилась к объяснению мира в целом, уже вопрос первого  философа: «Что есть начало всех вещей?», предполагает предметом мир как  целое.

Метод.

Философия стремится к  рациональному объяснению вещей, для  нее важны логика, обобщение, выводы.

Цель.

Цель философии в стремлении к истине. Философская истина лежит  за пределами представлений о  выгоде, пользе, но зато имеет этическое  и политическое содержание.

Фундаментальные проблемы.

 Размышления по вопросом  бытия как правило начинаются  с вопроса о смысле жизни,  но для древних греков  жизнь   еще неразрывно связана с природой, поэтому для них первым философским  вопросом. является вопрос откуда произошел мир и из чего он состоит. Поиску ответа на этот вопрос посвящены размышления  представители милетской философии основатели школы Фалес впервые  выдвинули идею о существовании общих для всех вещей и мира в целом закона.

Немного позже Гераклит утверждал, что философская мудрость в том  и состоит, что бы уловить основную формулу общую для всех предметов. Гераклит придерживался убеждения, что все подвержено непрерывному изменению, источником изменений является борьба противоположностей, все состоит из противоположностей, одна противоположность может переходит в другую: холодное нагревается, горячее остывает, одна противоположность подчеркивает ценность другой: болезнь делает здоровье более желанным. Греки сумели ответить на вопрос, почему при такой всеобщности изменений, вещи все же сохраняют стабильность, для этого они использовали понятия меры, в пределах которой вещи меняются, но все же остаются сами собой.

В V-IV веке до нэ философ Парминид впервые использовал в философии понятие бытие для решения одной практической проблемы, как раз в это время греки утратили веру в олимпийских богов, а вместе с ней утратили жизненную опору, в обществе начался мировоззренческий кризис. И Парминид предложил заменить власть богов понятие бытие, для него бытие это некая основа мира скрытая за видимыми вещами, она не подвижна, едина, неизменна, бытие обеспечивает миру стабильность и порядок все с необходимостью подчиняется законам бытия.

Развивает идеи философ Платон утверждал, что реальность не однородна, он выделял два мира:

  1. Подвижный изменчивый мир, в котором мы живем, мы познаем его благодаря органам чувств, но они не дают нам истинного знания. Платон назвал этот мир- миром чувственно воспринимаемых вещей.
  2. Другой мир- мир идей в котором содержатся сущности, причины образцы всех чувственно воспринимаемых вещей, этот мир Платом считал истинным бытием, определяющим наш чувственный мир, Например, в мире чувственных вещей есть красивые вещи, а в мире идей есть красота сама по себе как образец и причина всех красивых вещей. Мы называем вещь красивой если она подобна этой идее.

Познавать мир идей можно, но не через ощущение, а с помощью  понятий, которые выводятся логикой, поэтому Платон а вслед за ним  и Аристотель уделяли значительное внимание разработки науки логики. логический способ познания можно охарактеризовать следующим образом от явного, очевидного к тому что становится очевидным через другое:

  1. Все люди смертны
  2. Сократ- человек, следовательно Сократ смертен.

Вместе  с философией Аристотеля закончился греческий этап античной философии, начался эллинистический  период, связанный с упадком греческих  полис,  а затем римский период. В этой связи меняется философская проблематика, центр интереса смещается с проблем космоса, бытия, на проблемы человека. Ставятся вопросы как достичь невозмутимости, счастья, личного спасения, сохранить ссвободу и достоинство - эти вопросы решаются в рамках философских школ, это школа кинизм, скептицизм, стоицизм. 


Информация о работе Античная философия