Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание

Цель данной работы изучить защиту населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть виды и характеристика чрезвычайных ситуаций
Выявить основные поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях
Определить виды оповещения при чрезвычайных ситуациях
Установить доврачебная помощь
Проработать меры по защите человека от чрезвычайных ситуаций

Содержание

Введение 3 Виды и характеристика чрезвычайных ситуаций……………………………….. 5
Основные поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях……………… 11
Виды оповещения при чрезвычайных ситуациях………………………………..14
Доврачебная помощь…………………………………………………....................17
Меры по защите человека от чрезвычайных ситуаций………………………….20
Примеры чрезвычайных ситуаций………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Безопасность жизнежеяльности Защита населения в чрезвычайных ситуациях.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

   Долговременную  охрану от наводнений обеспечивает регуляция русла. Оно должно вмещать как можно больше воды, чтобы увеличение расхода воды не приводило к повышению водного уровня. С этой целью проводят расширение и углубление русла. Важной мерой защиты являются каналы, с помощью которых отводится избыточная вода.

   Защита от лавин может быть пассивной или активной. При пассивной защите избегают лавиноопасных склонов или ставят заградительные щиты. Активная защита заключается в обстреле лавиноопасных склонов. Тем самым вызывают сход небольших неопасных лавин и препятствуют накоплению критических масс снега.

   Защита  от торнадо проблематична. Они возникают неожиданно. Определить их траекторию невозможно. Помочь может передача предупреждений по телефону от города к городу. Наилучшая и, по- видимому, единственная защита от торнадо - это укрыться в подвале либо в прочном здании.

 

 Чрезвычайно опасными являются лесные пожары. Причиной возникновения этого бедствия очень часто являются действия человека, а именно несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности. Причиной лесных пожаров являются также грозовые разряды и самовозгорание торфа. В случае несвоевременного принятия мер, лесные пожары разрастаются в стихийные бедствия и наносят огромный материальный ущерб. Тушение лесных пожаров производится с использованием самых различных средств пожаротушения. При этом широкое применение могут найти подручные средства и простейший инвентарь - ветви лиственных деревьев, лопаты и т. д. Верховые лесные пожары и пожары на больших площадях ликвидируются, как правило, специальными противопожарными формированиями.

   При возникновении пожара в населенном пункте или на производстве в первую очередь надо сообщить об этом по телефону, а затем вступать в борьбу с  огнем. Нужно заранее знать месторасположение  всех средств тушения пожара и  порядок приведения их в действие. Это, прежде всего, относится к различным противопожарным установкам и водопроводам.           

     Зная правила поведения, человек, застигнутый этим бедствием, в любой обстановке сможет не только выстоять, спасти свою жизнь, но и оказать помощь в спасении другим людям, в спасении материальных ценностей от огня. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Примеры чрезвычайных ситуаций

 

     11 ноября 2007г. 

     В Керченском проливе произошло массовое крушение судов с опасными грузами. Причинами этого стали штормовая  погода, техническая неготовность судов к работе в подобных погодных условиях и пренебрежение капитанами судов штормовым предупреждением.

     Первым потерпел катастрофу на рейдовой стоянке №450 танкер "Волгонефть-139", на борту  которого находилось 4,77 тысяч тонн мазута. Он буквально переломился пополам. Далее в течение полутора часов затонули один за другим три корабля, груженые серой. "Вольногорск", на борту которого находилось более 2,6 тысячи тонн серы; "Нахичевань" (2 тысячи тонн серы) и "Ковель" (2,1 тысячи серы).

     В результате произошла крупнейшая экологическая  катастрофа. Значительная часть побережья  Таманского полуострова оказалась  залита нефтепродуктами. Полностью  залита нефтью коса Тузла, коса Чушка  со стороны Керченского пролива, побережье возле поселков Ильич и Приазовский. На побережье Азовского моря нефть достигла мыса Каменный. По побережью Черного моря нефть дошла поселка Волна в южной части Таманского полуострова.

     Критичность катастрофической ситуации усугубляется тем фактором, что пострадал регион чрезвычайно ценный и уязвимый в природном отношении. Керченский пролив является водоемом высшей рыбохозяйственной категории, здесь проходит путь миграций рыб между Азовским и Черным морем, в том числе многих видов, включенных в Красные книги РФ и Международного союза охраны природы. В результате загрязнения моря нефтью рыбным ресурсам нанесен колоссальный ущерб. В загрязненной акватории обитает дельфин-афалина, также охраняемый согласно российской и международной Красной книгам. К Керченскому пролив прилегает Тамано-Запорожский заказник, созданный в 1967 году. Его природные комплексы также сильно пострадали. Вся коса Чушка, весь западный берег и южная оконечность которой залиты нефтью, входит в состав этой особо охраняемой природной территории, которая в 1996 году Распоряжением Правительства РФ внесена в перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. Заказник создан, прежде всего, для охраны птиц. В результате загрязнения нефтью уже погибли десятки тысяч птиц. Не меньшее количество покрытых нефтяной пленкой птиц обречены на гибель.

     Корни случившегося лежат в том, что  в Керченском проливе в 1999 году в  составе российского порта Кавказ был организован так называемый рейдовый перегрузочный комплекс – фактически новый "плавучий" нефтехимический порт, через который по примитивной технологии с борта на борт началась массовая перевалка нефти, нефтепродуктов, серы и удобрений с маломерных судов на крупнотоннажные. Украинский порт Керчь также начал подобную рейдовую перевалку в 2001 году. В результате, в Керченском проливе на рейде постоянно находится большое количество судов с опасными грузами. Что, в силу чрезвычайно сложных для навигации условий Керченского пролива, обусловленных такими факторами, как мелководность, высокие ветровые нагрузки (штормовые ветры со скоростью более 15 м/с в этом районе  отмечаются в среднем в 28% дней в году), отсутствие каких-либо естественных укрытий для судов, возможность образования смерчей представляет собой мину замедленного действия, которая рано или поздно должна была взорваться. В Керченском проливе в принципе нельзя было организовывать такой нефтехимический порт.

     Мотивом подобного решения стали большие  экономические выгоды от такой перевалки  опасных грузов. Экологические угрозы, которые несла рейдовая перевалка опасных грузов в Керченском проливе, оказалась на втором плане. Интересы частных компаний, заинтересованных в перевалке опасных грузов для государственных органов оказались важнее экологической безопасности.

     При этом, ни в порту Кавказ, ни в Керченском порту не были организованы эффективные  системы ликвидации аварийных разливов нефти. Эти порты не были обеспечены необходимыми техническими средствами для сбора разлившейся нефти. В порту Кавказ даже отсутствуют емкости для сбора нефти в результате разливов. Власти и компании виновны также в том, что для перевалки опасных грузов в Керченском проливе использовались суда, технически не пригодные к эксплуатации в сложных штормовых условиях. Иначе бы танкер "Волгонефть-139" не раскололся бы надвое как скорлупка.

     Масштабное  загрязнение моря нефтью, безусловно, является наиболее серьезным последствием случившихся кораблекрушений в  Керченском проливе. Но 7 тысяч тонн серы, которые лежат сейчас на дне  пролива, также сулят мало хорошего. Тем более, что эта сера не находится в контейнерах, как об этом заявляют официальные лица. Она лежит насыпом в трюмах затонувших кораблей.

     Итак, древняя земля Тамани в полной мере "вкусила" что такое нефть. Это отнюдь не экономическое процветание, как ей сулили и сулят многочисленные инвесторы. Это мертвые птицы и рыба, загаженные море и пляжи. Осевший на дно мазут оставит об этой катастрофе "долгую память", продолжая отравлять морскую акваторию региона в течение многих лет.

     В целом, катастрофа в Керченском проливе должна стать уроком для властных структур России. Они обязаны прислушаться к мнению местного населения и общественных экологических организаций, которые уже более 10 лет пытаются доказать им, что Таманский полуостров – не место для нефтехимических портов.

     26.12.2004

     На  дне Индийского океана землетрясение  вызвало резкое вспучивание поверхности. Искореженное дно рывком поднялось  в десятках мест на высоту до нескольких метров. Эффект был такой же, как  если бы по тазу, полному воды, ударили снизу палкой. По всей высоте столба воды возникли несколько волн невероятной мощности, которые пошли вслед друг за другом по всему Индийскому океану. Началось Великое Цунами 2004 года, погубившее более 280 000 человек и оставившее без крова миллионы.

     Приближение цунами обычно (но не всегда) можно распознать по исключительно сильному отливу, когда берег неожиданно обнажается, и вода отступает на расстояние до 2,5 километра (в зависимости от силы цунами и покатости прибрежного  дна). Это дает людям, находящимся на берегу, неплохой шанс спастись – пока откатившаяся волна не соберется в мутный вал высотой в несколько метров и не зальет берег, можно успеть бежать на возвышенность или просто подняться на несколько этажей прибрежных зданий. Почти все многоэтажные отели в зоне цунами устояли: находившиеся  на верхних этажах люди отделались испугом.

     А вот тем, кого цунами застигает на поверхности, не поздоровится. Многие из погибших в ходе Великого Цунами были детьми: когда море откатилось, как сообщают очевидцы, на песке остались рыба, морские звезды и прочие обитатели моря. Дети пошли собирать их и встретились с вернувшейся водой далеко от берега. Немалое количество людей, попавших в вал воды, были убиты бревнами и другими предметами, захваченными цунами. Сила цунами достаточна, чтобы срывать с места и волочь несколько десятков метров даже автомобили. Часть погибли, когда поток ударял их о деревья, дома и другие предметы. Детей дошкольного возраста поток вырывал из рук родителей.

     Еще одна опасность, подстерегающая при цунами – это слишком рано решить, что опасность миновала. Цунами редко приходит одним валом – чаще валов бывает несколько. Несмотря на их скорость, запаздывание валов составляет от нескольких минут до получаса. Поэтому ни в коем случае нельзя покидать убежище, пока море не успокоится.

     Ужасней всего пострадала от цунами провинция  Ачех в Индонезии. Местами волна, ударившая по северной оконечности  Суматры почти сразу за землетрясением, достигала 15 метров в высоту. Вода зашла  в глубь суши до 10-15 километров. Очень болезненно пострадало южное побережье Бенгальского залива и восточное побережье Шри-Ланки. Докатившись к вечеру до побережья Африки, волна натворила бедствий и там, хотя в основном обошлось без жертв. Многие мелкие острова в Индийском океане временно просто ушли под воду.

     Бедствие  усугубилось разрушением инфраструктуры пострадавших местностей: цунами снесло почти все легкие постройки, оставило повсюду завалы снесенных деревьев, покрыло толстым слоем ила  дороги. Разлагавшиеся трупы людей  и животных в море и на суше и уничтоженная канализация там, где она была, угрожали эпидемией холеры по всему региону. Посевы погибли, запасы пищи были частично уничтожены. В столице Ачеха Банда-Ачех раненых было негде перевязывать – единственный уцелевший госпиталь был загажен прошедшей сквозь него насквозь волной. Подвоз гуманитарной помощи – пищи и медикаментов – был возможен только вертолетами. Соленая вода залила колодцы и скважины с пресной водой. К этому добавилась беспомощность местных и государственных властей, отсутствие систем борьбы с последствиями стихийных бедствий. Помимо местных жителей, погибли тысячи приезжих европейцев: рождественский сезон был в разгаре.

     Огромного числа жертв было бы можно избежать, если бы жители стран регионы были лучше осведомлены о том, что такое цунами, как его распознать – и если бы Индийский океан был покрыт сетью раннего предупреждения. В Тихом Океане, где цунами происходят регулярно, такая сеть работает давно. В Индийском океане до недавних пор цунами были редчайшим событием. Поэтому цунами смогло уничтожить так много народу – все были уверены, что здесь цунами не может быть никогда. И, разумеется, в Индийском океане не было сети слежения и оповещения.

     Цунами  нельзя сдержать, но можно предупредить. Сейсмические волны распространяются со скоростью 5 километров в секунду, намного быстрее, чем цунами. Однако не всякое землетрясение вызывает цунами, поэтому для того, чтобы система оповещения работала, необходимо иметь рассеянные по океану специальные контрольные буи, замеряющие уровень океана, движение воды и прочие признаки продвижения смертоносной волны. Кроме этого, распространение волны можно замерять радарами с орбиты. В Японии берег укрепляют специальными волноотбойниками высотой в 4,5 метров – они не остановят самые большие цунами, но слегка сгладят их энергию, а малые могут не пустить на сушу. И наконец, должна быть система оповещения и эвакуации прибрежного населения – радио, ТВ, громкоговорители, планы эвакуации и прочее. Ничего этого в Азии не было.

     Без оповещения населения знание о надвигающемся цунами не поможет. Перед пострадавшими странами встали серьезные задачи – возвращение беженцев, восстановление школ и больниц, электроснабжения, водопровода. Многие регионы и острова могут навсегда так и остаться необитаемыми – засоленные почвы станут бесплодными, водоносные слои разрушены, коралловые рифы искалечены. Серьезно пострадали биоценозы и биологическое разнообразие прибрежных зон. Большая часть стран региона – бедные, удар по тропическому туризму, нанесенный цунами, отняло у них немалую долю и без того скудных средств. Международное сообщество выразило горячее желание помочь региону восстановить нормальную жизнь, но чтобы полностью ликвидировать последствия одного дня катастрофы, понадобятся, возможно, даже не годы – десятилетия.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

      Предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций – одна из актуальных проблем  современности. Хорошо организованная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, умелые действия по проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений, оказание необходимой помощи пострадавшим позволяют сократить число погибших, уменьшить материальные потери и обеспечить успешную работу объектов экономики.

Информация о работе Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях