Заражение как способ воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:08, сочинение

Описание

ажение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.

Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.

Работа состоит из  1 файл

заражен Microsoft Office Word.docx

— 26.08 Кб (Скачать документ)

Эссе  на тему: Заражение как способ воздействия.

35. Социально-психологические  механизмы воздействия в процессе  общения 
 

Заражение –  это бессознательная, спонтанная форма  включения личности в сопереживание  общего психического состояния с  большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию. 

Феномен заражения  чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению. 

Механизм заражения  может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр. 

В основе заражения  лежит эмоциональное воздействие  индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам  взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения. 

Функции заражения: 

1) усиление групповой  сплоченности, если такая сплоченность  уже есть; 

2) компенсация  недостаточной сплоченности. 

Внушение –  это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и  побуждений к индивидуальным или  массовым действиям. 

Внушение характеризуется  некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные  в себе, утомленные или ослабленные. 

Условия, необходимые  для эффективного внушения: 

1) авторитетность  источника информации; 

2) доверие к  нему; 

3) отсутствие  сопротивления к внушающему воздействию. 

Отличительные особенности внушения: 

1) внушающий  (суггестор) сам не находится  в том же эмоциональном состоянии,  что и внушаемый (суггерент); 

2) внушение –  это персонифицированное эмоционально-волевое  воздействие; 

3) внушение носит  вербальный характер и не нуждается  в доказательстве и логике. 

Убеждение –  это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. 

Условия эффективности  убеждающего воздействия: 

1) содержание  и форма убеждения отвечают  уровню возрастного развития  личности; 

2) убеждение  строится с учетом индивидуальных  особенностей адресата; 

3) убеждение  является последовательным и  доказательным; 

4) убеждение  содержит обобщающие и конкретные  факты; 

5) убеждение  опирается на разум убеждаемого,  его опыт и знания; 

6) убеждающий  сам глубоко верит в то, в  чем убеждает; 

7) заинтересованность  человека, которому адресовано воздействие. 

Отличительные особенности убеждения: 

1) убеждение  ориентировано на формирование  сознательной деятельности убеждаемого; 

2) при убеждении,  принимающий информацию, делает  выводы самостоятельно; 

3) убеждение  представляет собой преимущественно  интеллектуальное воздействие. 

Подражание –  это воспроизводство одним человеком  определенных образцов поведения другого  человека или группы людей. 

Виды подражания: 

1) логическое  и вне логическое; 

2) внутреннее  и внешнее; 

3) подражание-мода  и подражание-обычай. 

Законы подражания: 

1) внутренние  образцы вызывают подражание  раньше, чем внешние; 

2) низшие по  социальной лестнице подражают  высшим. 

Способы подражания: 

1) когда посредством  наблюдения модели возникают  новые реакции; 

2) когда наблюдение  за награждением или наказанием  модели усиливает или ослабляет  сдерживаемое поведение; 

3) когда наблюдение  модели способствует актуализации  образцов поведения, ранее известных  наблюдающему.

1. Заражение 

 В энциклопедии  социологии дано следующее определение  психического заражения. Заражение  психическое – собирательное  наименование ряда явлений и  феноменов индивидуально-психического  и социально-психологического порядка  в поведении людей, предпосылками  которых являются механизмы суггестии  и подражания. Определяющим для  психического заражения выступает  явная доминация эмоциональной  компоненты ее осуществления  и проявления. Психическое заражение  тесно связано с таким феноменом,  как "мода", а также с прецедентами  таких явлений, как коллективные  фобии (страхи) различного вида. Первую  попытку собственно социологического  объяснения феноменов психического  заражения осуществил Г. Лебон  в своем проекте реконструкции  поведения человеческих "толп"[2].

 Согласно  Андреевой, заражение с давних  пор исследовалось как особый  способ воздействия, определенным  образом интегрирующий большие  массы людей, особенно в связи  с возникновением таких явлений,  как религиозные экстазы, массовые  психозы и т.д. Феномен заражения  был известен, по-видимому, на самых  ранних этапах человеческой истории  и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных  состояний, возникающих во время  ритуальных танцев, спортивного  азарта, ситуаций паники и пр.

 Заражение  можно определить как бессознательную  невольную подверженность индивида  определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более  или менее осознанное принятие  какой-то информации или образцов  поведения, а через передачу  определенного эмоционального состояния,  или «психического настроя»[3]. Поскольку  это эмоциональное состояние  возникает в массе, действует  механизм многократного взаимного  усиления эмоциональных воздействий  общающихся людей. Индивид здесь  не испытывает организованного  преднамеренного давления, но просто  бессознательно усваивает образцы  чьего-то поведения, лишь подчиняясь  ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние[4].

 Психологическая  трактовка психического заражения  мною найдена следующая. Заражение  – бессознательная невольная  подверженность индивида определенных  психическим состояниям. При этом  происходит не осознанная передача/принятие  какой-то информации или образца  поведения, а передача определенного  эмоционального состояния (психического  настроя). Так как все это имеет  место в массе, наблюдается  многократное взаимное усиление  эмоциональных состояний общающихся  людей. 

 Примеры: 

- религиозные  экстазы; 

- массовые психозы; 

- паника (следствие  дефицита или избытка информации  о пугающей или непонятной  новости). Но если в ситуации  паники находится человек, способный  предложить образец поведения,  которое восстановит нормальное  эмоциональное состояние толпы|,панику  можно прекратить;

- эмоциональные  заражения в ситуации массовых  зрелищ. Установлено, что для возникновения  заражения необходимо установление  общности оценок (популярного артиста,  фашистского лидера и т.д.), чему  очень способствуют предварительные  аплодисменты.

 Заражение  играет важную роль  в различных  социально-психологических феноменах.  Особенно велика роль заражения  для возникновения "психических  эпидемий" среди больших групп  населения. К ним можно отнести  кликушество, пляски Святого Витта,  бесчинства фанатизированной толпы,  повальное увлечение модой, различными  веяниями в искусстве, литературе, медицине и т. д. Содержание  этих доминирующих эмоций определяет  содержание психического заражения.  Оно играет важную роль в  общественной жизни. Умелое использование  психического заражения – важнейший  компонент работы педагога, руководителя  и вообще любого воспитателя[5].

 Заражение  – не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера  может служить заражение личным  примером на войне, при проведении  спасательных работ в зонах  катастроф и т.д.[6]. Заразителен  пример командира, поднимающего  в атаку свое подразделение,  призыв партийного вожака, направляющего  действия больших масс людей,  учителя, увлекающего своих учеников.

 Особой ситуацией,  по мнению Андреевой, где усиливается  воздействие через заражение,  является ситуация паники. Паника  возникает в массе людей как  определенное эмоциональное состояние,  являющееся следствием либо дефицита  информации о какой-либо пугающей  или непонятной новости, либо  избытка этой информации. Сам  термин происходит от имени  греческого бога Пана, покровителя  пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего  своим гневом безумие стада,  бросавшегося в огонь или пропасть  по незначительной причине. Непосредственным  поводом к панике является  появление какого-то известия, способного  вызвать своеобразный шок. В  дальнейшем паника наращивает  силу, когда включается в действие  рассмотренный механизм взаимного  многократного отражения. Заражение,  возникающее при панике, нельзя  недооценивать, в том числе  и в современных обществах.  Широко известен пример возникновения  массовой паники в США 30 октября  1938 г. после передачи, организованной  радиокомпанией Эн-би-си по книге  Г. Уэллса «Война миров». Массы  радиослушателей самых различных  возрастных и образовательных  слоев (по официальным данным, около 1 200 000 человек) пережили  состояние, близкое к массовому  психозу, поверив во вторжение  марсиан на Землю. Хотя многие  из них точно знали, что по  радио передается инсценировка  литературного произведения (трижды  это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали  «появление марсиан». Это явление  было специально проанализировано  американскими психологами. 

 Паника относится  к таким явлениям, которые чрезвычайно  трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать,  во-первых, потому, что никогда заранее  не известны сроки ее возникновения,  во- вторых, потому, что в ситуации  паники весьма сложно остаться  наблюдателем: в том-то ее сила  и заключается, что любой человек,  оказавшись «внутри» системы  паники, в той или иной степени  поддается ей.

 Исследования  паники остаются на уровне  описаний, сделанных после ее  пика. Эти описания позволили  выделить основные циклы, которые  характерны для всего процесса  в целом. Знание этих циклов  очень важно для прекращения паники. Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элемент рациональности в ситуацию паники, определенным образом захватить руководство в этой ситуации. Кроме знания циклов, необходимо также и понимание психологического механизма паники, в частности такой особенности заражения, как бессознательное принятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить[7].

 Важным вопросом  при исследовании заражения является  вопрос о той роли, которую  играет уровень общности оценок  и установок, свойственных массе  людей, подверженных психическому  заражению. Хотя вопрос этот  недостаточно изучен в науке,  в практике найдены формы использования  этих характеристик в ситуации  заражения. Так, в условиях  массовых зрелищ стимулом, включающим  предшествующую заражению общность  оценок, например, популярного актера, являются аплодисменты. Они могут  сыграть роль импульса, вслед  за которым ситуация будет  развиваться по законам заражения.  Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана особая  концепция повышения эффективности  воздействия на открытую аудиторию  путем доведения ее до открытого  возбуждения: до состояния экстаза.  Нередко к этим приемам прибегают  и другие политические лидеры.

 Мера, в которой  различные аудитории поддаются  заражению, зависит, конечно, и  от общего уровня развития  личностей, составляющих аудиторию,  и — более конкретно — от  уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливо  утверждение, что в современных  обществах заражение играет значительно  меньшую роль, чем на начальных  этапах человеческой истории.  Поршневым (1968) справедливо отмечено, что чем выше уровень развития  общества, тем критичнее отношение  индивидов к силам, автоматически  увлекающим их на путь тех  или иных действий или переживаний,  тем, следовательно, слабее действие  механизма заражения. 

Информация о работе Заражение как способ воздействия