Влияние чрезвычайных ситуаций на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:09, реферат

Описание

Современный научно-технический прогресс и расширение производственной деятельности человека с использованием энергоемких систем, взрывоопасных и ядовитых веществ, усложнение технологических процессов производства увеличили риск возникновения аварий и катастроф, пожаров, радиоактивных и химических заражений местности и других опасностей. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций усугубляется стихийными бедствиями и социально-политическими конфликтами. Статистика показывает, что число аварий, катастроф, пожаров не уменьшается, в них уничтожаются материальные ценности, гибнут люди.

Работа состоит из  1 файл

Влияние чрезвычайных ситуаций на экономику.docx

— 35.04 Кб (Скачать документ)

     К первой группе относят одноцелевые  средозащитные мероприятия, единственная цель которых полное исключение или уменьшение промышленного загрязнения окружающей среды. Природоохранительный эффект мероприятий этого типа обусловлен: установкой на предприятии стандартной средозащитной техники, разработкой и внедрением новых более эффективных методов водо- и газоочистки, внесением определенных изменений в технологию изготовления продукции, приводящих к уменьшению концентрации вредных компонентов в промышленных стоках и газовых выбросах, и т.д.

     Вторая  группа объединяет одноцелевые ресурсосберегающие научные исследования, осуществляемые с целью добиться экономии сырья, топлива и энергии. Ресурсосберегающий эффект разработок такого рода получают в результате снижения норм расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в сфере производства, уменьшения потерь при транспортировании и хранении предметов труда, использования новых менее материало- и энергоемких технологических процессов и производств и т.д.

     Мероприятия третьей группы являются многоцелевыми. Средозащитные задачи решаются здесь наряду с проблемами повышения качества продукции, улучшения использования сырья, топлива, энергии, технологического оборудования, рабочей силы и других элементов материального производства. Структура экономического эффекта, получаемого при внедрении мероприятий третьей группы, неоднозначна и зависит от их типа.

     Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно-, химически-, биологически-, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.

     Под устойчивостью объекта экономики  в ЧС принято понимать его способность  производить продукцию установленного объема и номенклатуры в условиях ЧС мирного и военного времени. Для  объектов, непосредственно не производящих продукцию (материальных ценностей), это  понятие обусловлено выполнением  своих функциональных задач в  аналогичных условиях.

     Так как современный объект экономики  представляет собой сложный инженерно-экономический  комплекс, то его устойчивость будет  напрямую зависеть от устойчивости составляющих элементов:

     - здания и сооружения производственных цехов;

     - производственный персонал и защитные сооружения для укрытия рабочих и служащих;

     - элементы системы обеспечения (сырье, топливо, комплектующие изделия, электроэнергия, газ, тепло и т.п.);

     - элементы системы управления производством.

     Вышедшими из строя считаются:

     - промышленные здания, имеющие сильные разрушения;

     - жилые здания – при средних разрушениях;

     - рабочие и служащие – при поражениях средней тяжести.

     Степень и характер поражения объектов зависит  от параметров поражающих факторов источника  чрезвычайной ситуации, расстояния от объекта до эпицентра формирования поражающих факторов, технической характеристики зданий, сооружений и оборудования, планировки объекта, метеорологических  условий. В ходе проведения оценки устойчивости объектов экономики необходимо подготовить следующие данные:

     - анализ вероятных явлений, по причине которых на объекте экономики может возникнуть ЧС (стихийное бедствие, авария техногенного характера, применение противником современных средств поражения) с выводом наиболее вероятной;

     - вероятные параметры поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, которые будут влиять на устойчивость объектов экономики (интенсивность землетрясения, избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, плотность теплового потока, высота волны, максимальная скорость волны, площадь и длительность затопления, давление гидравлического потока, доза облучения, предельно допустимая концентрация);

     - параметры вторичных поражающих факторов, возникающих при воздействии основных источников чрезвычайных ситуаций;

     - зоны воздействия поражающих факторов;

     - принципиальную схему функционирования производственного объекта с обозначением элементов, влияющих на функционирование предприятия;

     - значение критического параметра (максимальная величина параметра поражающего фактора, при которой функционирование объекта не нарушается);

     - значение критического радиуса (минимальное расстояние от центра формирования источника поражающих факторов, на котором функционирование объекта не нарушается).

     Кроме того, должны быть собраны данные по характеристике непосредственно самого объекта (количество зданий и сооружений, плотность застройки, наибольшая работающая смена, обеспеченность защитными сооружениями, конструкции зданий и сооружений, характеристика оборудования, характеристика коммунально-энергетических сетей, характеристика местности).

     Необходимо  помнить, что, решая вопросы защиты и повышения устойчивости объекта  экономики, следует соблюдать принцип  равной устойчивости по всем поражающим факторам. Принцип равной устойчивости заключается в необходимости  доведения защиты зданий, сооружений и оборудования объекта до такого целесообразного уровня, при котором  выход из строя от поражающих факторов может возникнуть, как правило, на одинаковом расстоянии. Повышение устойчивости объектов экономики достигается  путем заблаговременного проведения мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, создание условий для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления  в сжатые сроки работ по восстановлению объекта экономики. Мероприятия  в этой области осуществляются заблаговременно  в мирное время (период повседневной деятельности), в угрожаемый период, а также в условиях военного времени (чрезвычайной ситуации).

     Сейчас  под устойчивостью функционирования организации в ЧС понимается её способность  предупреждать возникновение аварий и катастроф, противостоять воздействию  их поражающих факторов в целях предотвращения или ограничения угрозы жизни, здоровью персонала, проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а  также обеспечивать восстановление нарушенного производства в минимально короткие сроки.

     Под повышением устойчивости функционирования организации в ЧС (ПУФ в ЧС) понимается комплекс мероприятий по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала и  проживающего вблизи населения и  материального ущерба в ЧС, а также  подготовке к проведению спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.

     Основными направлениями повышения устойчивости объектов экономики являются:

     - обеспечение защиты рабочего персонала;

     - рациональное размещение и защита производительных сил;

     - подготовка к работе в условиях ЧС объектов экономики;

     - подготовка к выполнению работ по восстановлению объекта экономики в условиях ЧС;

     - подготовка системы управления объекта экономики в условиях ЧС.

     Для возмещения ущерба в случаях стихийных бедствий, аварий и катастроф существует областной страховой фонд финансирования расходов. Этот страховой фонд используется на возмещение ущерба и компенсацию материально-технических затрат на ликвидацию последствий ЧС локального характера. Финансирование ущерба и материальных затрат на ликвидацию последствий ЧС трансграничного характера производится из Республиканского страхового фонда.

     Компенсация материального ущерба, причиненного стихийными бедствиями, пожарами, авариями и катастрофами по незастрахованным посевам сельхозкультур, сельхозживотным, зданиям, сооружениям, оборудованию и другому имуществу из средств фонда не производится.

     Оплата  расходов предприятий и организаций, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС, производится за счет тех министерств, ведомств, субъектов хозяйствования, по вине которых произошел пожар, авария или катастрофа, а в случае стихийных бедствий - из средств страхового фонда.

     Как исключение в случае неплатежеспособности виновного, компенсация может быть осуществлена за счет средств страхового фонда.

     Основанием  для выплаты является акт о  произведенных затратах или акт об уничтожении (повреждении), подписанный:

     1) представителем территориального или отраслевого органа управления, запросившим дополнительные силы и средства для ликвидации последствий ЧС или пожара;

     2) начальником территориального штаба  ГО;

     3) начальником территориальной пожарной  службы;

     4) представителем хозяйства (предприятия);

     5) утвержденным председателем соответствующей  комиссии по ЧС.

     К актам в обязательном порядке  прикладываются:

     1) письмо-ходатайство о возмещении  ущерба, подписанное председателем  комиссии по ЧС райисполкома;

     2) акт расследования причин возникновения пожара, аварии, катастрофы;

     3) расчет ущерба или материально-технических  затрат, утвержденный

     руководителем предприятия или хозяйства и  согласованный с заведующим райфинотделом;

     4) справка гидрометеорологической  службы, подтверждающая факт ЧС природного характера;

     5) справка экологической службы, в  случае ЧС экологического характера или загрязнения окружающей среды вследствие ЧС;

     6) справка представителя Госстраха  о страховании и выплачиваемой сумме страховки.

       Для получения справки гидрометеорологической  службы необходимо в трехдневный срок сообщить в отдел по ЧС областного центра по гидрометеорологии и радиационному контролю о факте ЧС и запросить представителя для проведения обследования поврежденного объекта.

       По стихийным бедствиям (паводки, наводнения, подтопления и затопления, град, засуха и др.) и нанесению ими урона урожаю – сразу же актируется только факт происшедшего по площади, подвергшейся бедствию, с указанием где, что, когда и сколько повреждено или уничтожено. Размер ущерба определяется и актируется установленным порядком только после уборки урожая, как недобор урожая (зерновых, овощей, фруктов, кормов и т.д.) в натуральном и денежном выражении в ценах, существующих на момент уборки урожая.

     В заключение можно сказать, что  человек  благодаря своему разуму, достиг фантастических успехов в науке, технике и  технологии, что сделало его жизнь  более полноценной и длительной. Однако аварии и катастрофы на технических  системах ежегодно приводят к гибели или инвалидности миллионы людей. Несовершенство технологии и эксплуатации техники  вызвало экологический кризис. Человеком  созданы различные оружия массового  уничтожения людей, не прекращаются локальные войны и региональные конфликты, продолжается терроризм. Это  все ведет к гибели ни в чем  не повинных людей, к разрушению экономики  и социальной сферы.

     Кроме того, хозяйственная и социальная деятельность человека отрицательно влияет на биосферу. Антропогенные воздействия  на биосферу приводят к выходу жизнедеятельности  организмов за границы их толерантности  и к их гибели.

     Все эти факторы приводят к тому, что  возникают события, которые и создают экстремальные ситуации в системах и чрезвычайные ситуации на определенных территориях.

     Поэтому каждый гражданин должен иметь необходимые  знания, чтобы применить их для  обеспечения своей безопасности в чрезвычайных  ситуациях, вызванных  авариями, диверсиями и террористическими  актами.

 

Список  использованных источников 

     1. Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды: учеб. и справ. пособие / В.Ф. Протасов.- 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 672 с.

     2. Бариев, Э.Р. Итоги развития и перспективы совершенствования системы мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь / Э.Р. Бариев // Служба спасения 01, №6, 2011. – С. 15-18 
 
 

Информация о работе Влияние чрезвычайных ситуаций на экономику