Удовлетворение потребностей, мотивация и личностные ориентации в физической деятельности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:22, реферат

Описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем
им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни.

Содержание

Введение
1 Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и
занятий спортом
2 Мотивы занятий спортом
3 Деятельность в процессе физического воспитания и занятий спортом
4 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Удовлетворение потребностей, мотивация и личностные ориентации в физической деятельности студента.docx

— 216.57 Кб (Скачать документ)

Реферат: Удовлетворение потребностей, мотивация  и личностные ориентации в физической деятельности студента 

     Введение

     1 Удовлетворение  потребностей человека в процессе  физического воспитания и

занятий спортом

     2 Мотивы  занятий спортом

     3 Деятельность  в процессе физического воспитания  и занятий спортом

     4  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ   В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ЗДОРОВЬЯ  СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО  ВУЗА

     заключение

     Список  литературы

                                Введение.                               

Здоровье - бесценное достояние  не только каждого человека , но и всего

общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем

им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог

полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять  наши планы ,

успешно решать основные жизненные  задачи , преодолевать трудности , а если

придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое

и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь .

Научные данные свидетельствуют  о том ,что у большинства людей при соблюдении

ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и  более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой

норм здорового образа жизни . Одни становятся жертвами малоподвижности

(гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение , другие излишествуют в

еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения , склероза сосудов

,а у некоторых - сахарного  диабета , третьи не умеют отдыхать , отвлекаться

от производственных и  бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают

бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям

внутренних органов . Некоторые люди , поддаваясь пагубной привычке к курению

и алкоголю , активно укорачивают свою жизнь.

Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности

бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило связана со

значительным напряжением  внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной

деятельностью и малой  подвижностью. Занятия физической культурой  снимают

утомление нервной системы  и всего организма, повышают работоспособность,

способствуют укреплению здоровья. Как правило занятия физкультурой у

бакалавра и специалиста  проходят в форме активного отдыха.

Отдых - состояние покоя  или такого рода деятельность, которая  снимает

утомление и способствует восстановлению работоспособности. Труд и отдых

неразрывно связанны между собой в учебной, производственной и других сферах

деятельности человека. Недостаточный  отдых ведет к развитию утомления, а

длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает

защитные силы организма  и может способствовать возникновению  различных

заболеваний, снижению или  потере трудоспособности. Рациональный режим труда и

отдыха позволяет сохранить  здоровье и высокую трудоспособность в течение

длительного времени.

Важное условие эффективного отдыха - регулярное чередование периодов работы и

отдыха. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое значение

так называемого активного  отдыха. Русский физиолог И.М.Сеченов доказал, что

наиболее быстрое восстановление работоспособности после утомительной работы

одной рукой наступает  не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не

работавшей ранее рукой. Переключение деятельности в процессе работы с одних

мышечных групп и нервных  центров на другие ускоряет восстановление утомленной

группы мышц, Переключение с одного вида работы на другую, чередование

умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет  чувство

усталости и является своеобразной формой отдыха.

Пассивный отдых (состояние  полного покоя и щажения) целесообразно чередовать

с активным отдыхом для  наиболее быстрого восстановления работоспособности

после утомительного физического  или умственного труда.

Выбор рационального режима отдыха определяется многими факторами, в частности

условиями труда, возрастом  и т.д.

     § 1. Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и

занятий спортом

Основоположники марксизмаленинизма учат, что потребности, являющиеся

объективными нуждами  каждого человека в  определенных объектах и условиях

существования, должны рассматриваться  как первопричина активности и поведения

человека.

o   Все многочисленные потребности принято делить на три

o группы:

1) материальные потребность в пище, одежде, жилище, движении (особенно у

детей ));

2) духовные  потребность  в познании окружающей среды  и

себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях

и т. п.;

3) социальные  потребность  в общении, в труде, в общественной  деятельности, в

признании другими людьми и т. д. Материальные потребности называют

первичными, они лежат  в основе жизнедеятельности человека. Чтобы жить,

необходимо одеваться, питаться, иметь жилище. Эти потребности

сформировались в процессе филогенетического, общественно-исторического

развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история  борьбы людей

с природой была борьбой  за удовлетворение прежде всего материальных

потребностей.

С развитием общественного  производства, в условиях освобождения труда от

эксплуатации все большую  роль стали приобретать духовные и социальные

потребности. Материальные потребности, естественно, не исчезли, но они

перестали играть доминирующую роль над остальными потребностями, перестали

быть смыслом жизни  человека.

Духовные потребности  специфические человеческие феномены, характеризующие

высокий уровень развития личности.

Духовные потребности  привели к возникновению физической культуры как

общественного явления, которая связана не только с физическим

совершенствованием человека, но и с получением эстетического  наслаждения.

Физическая культура предоставляет  большие возможности  для удовлетворения

потребности в творчестве. Наглядным примером этого являются яркие и красочные

массовые выступления  на спортивных праздниках, разработка тактических

"ловушек" в спортивных  играх, создание новых методов  тренировки и т. п.

Социальные потребности  выражают общественную природу человека.

Одной из социальных потребностей является потребность в общении. В общении

человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной

жизни. Потребность в общении  стимулирует обмен знаниями и  опытом, чувствами и

мнениями.

Физическая культура и  спорт служат хорошим средством  удовлетворения в

общении. Недаром, по данным французского психолога И. Буйо, около 50%

опрошенных заявили, что  они занимаются спортом, кроме всех прочих причин, еще

и потому, что желают иметь  коллег, товарищей, что спорт удовлетворяет  их

потребность объединения.

Потребности формируются  и развиваются в течение всей жизни человека. Можно

развить потребность в  ежедневной физической нагрузке и можно  сформировать

потребность в постоянном общении с определенной группой  людей (например, с

товарищами по команде).

К сожалению, не все возникающие  в течение жизни потребности  являются

желаемыми. Некоторые, так  называемые квази-потребности приводят к анти-

социальному образу жизни (пьянству, воровству и т. п.), заглушая другие

социальные стремления человека.

Среди множества потребностей, сосуществующих в человеке, устанавливается

определенная иерархия их значимости. Развиваются потребности  у каждого

человека в соответствии с их значимостью. У зрелой личности ведущими являются

духовные и социальные потребности, однако среди них одни могут иметь большее

значение, чем другие. Например, у студентов факультета физического  воспитания

в одних случаях доминируют потребности, связанные с занятиями  спортом, в

других получением профессии  учителя физической культуры. Ведущие  потребности

притормаживают менее  значимые, отодвигают их на задний план. Например, у

спортсмена, стремящегося побить рекорд, ведущая потребность временно

подавляет другие духовные и социальные потребности (в получении  эмоциональных

впечатлений от общения с  друзьями в компании, от общения  с родными и т. д.).

По мере изменения личности, ее интеллектуального развития и  изменения

социального статуса (положения  в обществе) одни потребности могут  сменяться

другими.

     § 2. Мотивы занятий спортом

Итак, от возникновения потребности  до постановки цели  проходит довольно

сложный этап психической  деятельности человеку энергию и  побуждающее его к

проявлению осознанной внешней  активности для достижения реально  существующей

цели. Этот побудитель называется мотивом. В мотиве содержится таким  образом

понимание того. Из-за чего и  для чего человек должен проявить активность.

Поэтому можно сказать, что  мотив  это осознанная причина  активности человека

направленная

на я на достижение цели. В психологической литературе до сих пор нет единого

понимания мотива. Одни считают, что мотив  это осознанная потребность (П. А.

Рудик), другие под мотивом понимают конкретный или же отвлеченный объект,

удовлетворяющий потреб     ность (А. Н. Леонтьев). Целесообразно соединить

эти две точки зрения: ведь без потребности не нужен  объект ее удовлетворения

(цель), но и без цели  потребность не приведет к сознательной и направленной

активности человека, т. е. пропадает главный

смысл мотива.

Поскольку мотив выполняет  директивную функций, то возникающая под его

влиянием активность может  стимулировать человека к действию, но может и

задерживать действие.

Остановимся на этом подробнее. Активность человека может протекать  скрыто,

незаметно для глаз постороннего наблюдателя. Это умственный, эмоциональный и

волевой виды активности. Не всегда эта активность направлена на организацию и

осуществление внешней активности; часто она направлена

на подавление побуждений, связанных с удовлетворением  той или иной

потребности, поэтому человек  не является рабом своих потребностей.

Всякое живое существо, ограниченное в движениях, оказывает  сопротивление. Так

поступает и грудной ребенок, когда его пеленают. Протестует ребенок  и при

ограничении других его потребностей. Однако зрелая личность сознает, что ее

свобода не может быть безграничной, независимой от других людей и  требований

общества. Потребность в  свободе относится к группе социальных. Эгоист требует

свободы только для себя и тем самым ограничивает свободу  других хотя бы из-за

того, что в любой момент другие могут быть подавлены или  поставлены

o его произволом в неудобное  положение. Сознательный человек  понимает

относительность личной свободы, он ограничивает себя в интересах  свободы

всех. В человеческом обществе свобода человека ограничивается официальными

рамками и нормами морали. В спорте, помимо тех же норм, такими ограничителями

являются правила спортивных соревнований. Спорт смен, добивающийся победы

вопреки этим правилам и  нормам, справедливо подвергается наказанию, вплоть до

дисквалификации.

Таким образом, удовлетворение потребностей регулируется сознанием  человека,

опирающимся на убеждения, идеалы нравственные привычки, чувство долга перед

другими людьми и обществом  в целом. Потребности опосредованы социальным

опытом человека, они находят  выражение в мотивах долженствования,

обязанности, необходимости, исполнения приказа.

У человека в одной то же время может быть несколько  мотивов, между которыми

вследствие их противоречивости идет  борьба. В результате более  сильный

(действенный) мотив побеждает  и организует внешнюю активность (посту пок

действие другие мотивы" тормозятся. Причем с точки зрения затрат.

     § 3. Деятельность в процессе физического воспитания и занятий спортом

Понятие о деятельности. Мотив, отражающий в сознании потребность  и объект ее

удовлетворения (цель), имеет  следствием сознательное побуждение, приводящее

человека к целенаправленной активности  активности, связанной с достижением

цели.

Если мотив устойчив, а  цель, которую ставит перед собой  человек, имеет

общественную значимость, то вызываемую ими активность человека называют

деятельностью. Таким образом, деятельность можно определить как  специфически

человеческую, регулируемую сознанием "внутреннюю" (психическую) и "внешнюю"

(двигательную) активность направленную на достижение сознательно поставленной

и имеющей общественную значимость цели.

Если цели, которые ставит перед собой человек, и мотивы, их отражающие, имеют

спортивную направленность (занятия спортом составляют предмет, содержание

деятельности), то вызываемая ими активность называется спортивной

деятельностью

Особенности спортивной деятельности. Спортивная деятельность по своему

воздействию на организм человека занимает особое место. Если трудовая

Информация о работе Удовлетворение потребностей, мотивация и личностные ориентации в физической деятельности студента