Технический прогресс и безопасность производственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 23:07, реферат

Описание

Целью работы является изучение влияния научно-технического прогресса на безопасность трудовой деятельности человека.
В задачи работы входит рассмотрение негативных факторов техносферы, влияющих на человека и среду его обитания, а также вопросов касающихся неправильной расстановки и эксплуатации компьютерной техники, особенно в неприспособленных для этого помещениях, что меняет условия и характер труда специалистов, ведет к неблагоприятному воздействию на функциональное состояние и здоровье работающих. Своевременное выявление нарушений в организации работы с компьютерной техникой позволяет устранить неблагоприятное воздействие физических факторов на здоровье пользователей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….3
Человек и среда обитания. Негативные факторы техносферы……………………………………………………………………………………………6
Глава 1 Развитие научно-технического прогресса и актуальность защиты жизнедеятельности и охраны труда……………………………………….6
Глава 2 Требования к обучению специалиста с точки зрения безопасности труда…………………………………………………………....................15
Заключение…………………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

Реферат БПД.docx

— 41.97 Кб (Скачать документ)

Таким образом, модель описывает не профессию или  специальность, а носителя этой специальности, о чем свидетельствуют названия основных направлений его подготовки. Кроме того, проектируемая модель должна удовлетворять потребности  общества в контексте рыночных преобразований. Будущий инженер как носитель знаний и профессиональных навыков  получит возможность конкурировать  за рабочее место на рынке труда. Поэтому структура модели должна включать следующие элементы: объекты  усвоения в процессе подготовки; требования к личностным качествам будущего специалиста; требования к умениям, навыкам и способам деятельности специалиста. 
        В основе практического осуществления моделирования, как инструмента исследования определенных объектов или явлений, лежит разработка модели подготовки будущего инженера безопасности жизнедеятельности, предусматривающая вычленение всех составляющих элементов деятельности, определение значимости этих составляющих для экологически безопасного производственного процесса и установление взаимосвязей между ними. Процесс моделирования операционально-практического компонента будущей деятельности инженера включает:     

    - выявление  типовых профессиональных задач,  которые предстоит решать специалисту  с целью обеспечения нормативных  показателей негативного влияния  производства на окружающую среду  и человека; 
         - разработку на их основе учебно-производственных задач, комплексно охватывающих всю экологически безопасную производственную деятельность; 
         - определение места этих задач в содержании обучения; 
         - выбор оптимальных форм и методов обучения при рассмотрении каждой задачи.

 
        Следует учитывать и тот факт, что будущий специалист осваивает  новый для него вид деятельности, переходя от простых элементов к  более сложным и, наконец, приступает к овладению полноценной профессиональной экологически безопасной деятельностью. Поэтому проектирование модели должно происходить в обратном направлении - от деятельности в целом к составным  ее частям и далее к элементам, сохраняя при этом взаимосвязь. Именно в этом проявляются дидактические  принципы модели: систематичность, последовательность и доступность в целом.        

К требованиям, предъявляемым к процессу разработки модели подготовки будущего специалиста  в экобезопасной деятельности, следует  отнести:     

    - полноту разработанной  модели, т.е. содержание будущей  профессиональной деятельности  должно соответствовать уровню  решения основных профессиональных  задач; 
         - связь с теоретическим учебным материалом, что информационно обеспечивает возможность решения экологических проблем; время изучения теоретического материала определяет место рассмотрения конкретных решений; 
         - обобщенность задач, позволяющая отразить наиболее существенные стороны профессиональной деятельности и наиболее значимые параметры; 
         - типизацию задач и учет возможности переноса умений из одной сферы деятельности в другую; 
         - учет типичных затруднений и ошибок специалиста в процессе профессиональной деятельности, позволяющий подготовить будущего инженера к преодолению затруднений и ликвидации возможных проблем; 
         - выбор целесообразных форм, методов и приемов обучения для решения учебно-производственных задач, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности будущего специалиста в процессе подготовки.

 
        После определения требований формируется  концептуально коммутирующая модель, в которой основными составляющими, учитывающими наряду с экобезопасными социально-экономические результаты инженерного образования, являются:      

    - производственная  сфера: отработанная, усовершенствованная  и новейшая технологии; 
         - научная сфера: технические нововведения, фундаментальные исследования, открытия, экологические аспекты; 
         - обучающая сфера: фундаментальная общеинженерная и профессиональная подготовка, освоение профессиональной деятельности с учетом знания проблем безопасности и экологичности производственных процессов.

 
        Такое построение модели специалиста  в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности требует уточнения  требований, предъявляемых к инженеру для обеспечения гармоничного развития и существования системы "человек - среда обитания", формирующих  профессионально-значимые параметры  специалиста, необходимые для успешного  выполнения производственных задач  и общественных обязанностей.        

Таким образом, основными компонентами раздела "Требования к инженеру" в теоретической  модели подготовки будущего специалиста  к экологически безопасной производственной деятельности следует считать [2]:     

    - профессиональную  компетентность (сочетание теоретических  знаний и практической подготовленности  будущего специалиста, его способность  осуществлять все виды профессиональной  деятельности, определяемые образовательным  стандартом по направлению или  специализации); 
         - коммуникационную готовность (владение литературной, деловой письменной и устной речью на родном языке; владение, как минимум, одним из наиболее распространенных в мире иностранных языков; умение разрабатывать техническую документацию и пользоваться ею; умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети; знание психологии и этики общения; владение навыками управления коллективом); 
         - развитую способность к творческим подходам при решении профессиональных задач (умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также разрабатывать план действий; готовность к реализации плана и ответственности за его выполнение); 
         - устойчивое, осознанное, позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию; 
         - владение методами технико-экономического анализа производства с целью его рационализации, оптимизации и реновации, а также методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды; 
         - понимание тенденции и основных направлений развития науки и техники в области безопасности техносферы.

 
        При этом следует учитывать, что  модель инженера - это не только возможность  выявления и прогноза требований к инженеру, но и одновременно важнейший  элемент в системе общей подготовки специалистов к будущей экологически безопасной производственной деятельности, методологическая основа планирования учебно-воспитательного и научного процессов. 
        Многолетняя практика вузовской жизни подтвердила тот факт, что ориентация на вышеизложенные требования к инженеру является стимулирующим фактором совершенствования системы "студент - вуз - социум", воплощая при этом качественные результаты подготовки инженера с инвайроментальной системой взглядов на производство и производственные отношения.

Заключение 

Подводя итоги проделанной работы, хотелось бы еще раз сказать, что человек  в процессе своей деятельности постоянно  стремится улучшить условия существования, формируя искусственную среду обитания, повышая производительность труда, создавая большие технические системы, развивая экономику.

     Но  научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводит к возрастанию  риска  аварий  и  катастроф  технических систем, загрязнению  биосферы в процессе производственной деятельности  человека,  что  в свою очередь оказывает неблагоприятное  влияние  на  здоровье человека и  состояние генетического  фонда  людей.

     Актуальность  проблемы повышения уровня безопасности  населения сегодня очевидна. Состояние  здоровья человека зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а  также от здоровой окружающей среды.

     Повышение уровня компьютеризации приводит к  увеличению на предприятиях и организациях лиц, работающих с персональными  компьютерами и подвергающихся воздействию  электромагнитных полей.

     Вместе  с тем, являясь источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние  и здоровье пользователей, компьютерная техника при неправильной эксплуатации и расстановке ее, особенно в неприспособленных  для этого помещениях, принципиально  меняет условия и характер труда  специалистов различного профиля органов  исполнительной власти не в лучшую сторону.  

     Список  использованной литературы

    1. ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Ферерации», 1999.
    2. ТК РФ, 2002.
    3. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. N 14)
    4. Аветисов Э.С., Розенблюм Ю.З., Корнюшена Т.А. Профессиональная офтальмология. //Мед. труда и пром. Экология. 1995, №4, с 14-16.
    5. Барабаш В.И., Щербак В.С. Психология безопасности труда. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 1996, с 210.
    6. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда). Учеб. пособие для вузов /П. П. Кукин, В. Л. Лапин. Е. А. Подгорных и др. — М.: Высшая школа, 1999.

Информация о работе Технический прогресс и безопасность производственной деятельности