Роль человеческого фактора в возникновении чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:44, реферат

Описание

Техническое развитие человечества сопровождается передачей человеку все большего числа управляющих функций, позволяя ему все больше отдаляться от орудий труда и превращаться из исполняющего в управляющий орган системы производства. Такая трансформация роли человека приводит к замене физического труда умственным, снижая необходимость мышечной работы и соответствующих энергозатрат. Однако при этом значительно возрастает нагрузка на психику человека, которому приходится решать задачи оценки и прогнозирования эффективности работы оборудования и других людей, надежного взаимодействия с различными элементами социотехнической системы — производственного механизма.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по БЖД_2012.doc

— 54.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение          высшего профессионального образования « Санкт-Петербургский  государственный университет Сервиса и экономики»

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «БЖД»

на тему: «Роль человеческого фактора в возникновении чрезвычайных ситуаций»

 

 

 

                                                           Выполнил(а):

                                                                         студент(ка) 1-го курса

                                                                       специальность 0801

                                                              (____________)     

                                                            Проверил(а):

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 год

Роль человеческого  фактора в возникновении чрезвычайных ситуаций

 

Техническое развитие человечества сопровождается передачей человеку все большего числа управляющих функций, позволяя ему все больше отдаляться от орудий труда и превращаться из исполняющего в управляющий орган системы производства. Такая трансформация роли человека приводит к замене физического труда умственным, снижая необходимость мышечной работы и соответствующих энергозатрат. Однако при этом значительно возрастает нагрузка на психику человека, которому приходится решать задачи оценки и прогнозирования эффективности работы оборудования и других людей, надежного взаимодействия с различными элементами социотехнической системы — производственного механизма. Согласно статистике, более половины аварий в социотехнических системах (в авиации до 90% происшествий) связаны с человеческим фактором — из-за возрастания концентрации управляемой мощности в руках одного человека. Грамотное обеспечение эргономических требований увеличивает производительность на 100%.хорошее освещение рабочего места увеличивает производительность труда на 20%.снижение шума до гигиенических норм повышает производительность труда на 40-50%, а продуманное введение музыки — на 12-14%.оптимальная окраска помещений и оборудования повышает производительность на 25% и снижает непроизводительные потери рабочего времени на 32%.

Аварии приводят к значительным человеческим и экономическим потерям. Однако не только такие "фатально-летальные" события сопровождают технический  прогресс информационного общества. "Тихие" события, происходящие в банках, управленческих офисах, могут приводить к катастрофам и глобального масштаба, так как информационное пространство уже не локализовано в одном помещении, одном учреждении и даже одной стране. "Утечка" конфиденциальной информации о деятельности предприятия (целенаправленная или непроизвольная) либо уход ведущих специалистов могут небольшую компанию привести к гибели.

Рассмотрим основные характеристики ЧС и основной упор сделаем на ЧС техногенного характера, так как  основными  причинами технологических катастроф всё же является человеческий фактор, ведь он присутствует во всех указанных ниже причинах:

  • Большая насыщенность производства;
  • Конструктивные ошибки в изготовлении;
  • Значительный износ оборудования;
  • Ошибки персонала;
  • Искажение информации при совместных действиях людей.

ЧС техногенного характера - это аварии, пожары, взрывы и т.п. спровоцированные хозяйственной деятельностью человека. По мере насыщения производства и сферы услуг современной техникой и технологией резко возрастает число вышеуказанных катастроф.

Транспортные аварии.

Это экстремальное событие на транспорте техногенного происхождения или  являющееся следствием случайных внешних  воздействий, повлекшее за собой  повреждение транспортных средств, человеческие жертвы и материальный ущерб.

Пожары и взрывы.

Пожары и взрывы – самые распространенные ЧС в современном мире, наносящие  большой материальный ущерб и  связанные с гибелью людей, а  также ущерб окружающей среде, психологический  эффект и т.д. По химической природе  это разновидности неконтролируемого горения.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ.

СДЯВ - Это обращающиеся  в больших  количествах в промышленности и  на транспорте токсические химические вещества, способные в случае разрушения (аварий на объектах) легко переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения людей.

 Аварии с выбросом (угрозой  выброса) радиоактивных  веществ  (РВ).

Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного  заражения развивается лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано с функционированием предприятий, использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных  веществ БОВ.

Биологически опасные  вещества БОВ – называют вещества, способные  вызвать массовые инфекционные заболевания  людей и животных  при попадании  в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы  и бактерии возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.д.

Внезапное обрушивание зданий.

Этот тип аварий обычно инициируется каким-то побочным фактором. Например, скопление людей, машин, активная деятельность в разгар рабочего дня.

Значительное число разрушений зданий и сооружений происходит из-за несоблюдения установленных правил строительства  на просадочных грунтах  и дефектов инженерно-геологических изысканий оснований строящихся объектов, а также из-за недостаточного обоснования прочности зданий , конструкций и деталей.

Авария на электроэнергетических  системах.

Аварии на автономных электростанциях  с долговременным перерывом элетроснабжения.

Аварии на электроэнергетических сетях с долговременным перерывом элетроснабжения потребителей и территорий

Выход из строя транспортных электрических  контактных сетей.

Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.

В основном происходят в городах  и крупных поселках, где наблюдается  большое скопление людей, промышленных предприятий. Помимо материального  ущерба такие аварии наносят серьезный  моральный ущерб и имеют негативные последствия среди населения.

Выделяют четыре группы аварий:

  • На канализационных системах;
  • На тепловых сетях;
  • В системах водоснабжения;
  • На коммунальных газопроводах.

Аварии на очистных сооружениях.

Две группы аварий.

На очистных сооружениях сточных  вод промышленных предприятий с  выбросом более 10 тонн.

На очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Гидродинамические аварии.

Это аварии на сооружениях или естественных образованиях,  создающих разницу  уровней воды до и после него.

Гидродинамические объекты – плотины, водозаборные станции запруды для различных целей.

Разрушение или прорыв объекта  происходит либо под воздействием сил  природы, либо под воздействием человека.

Гидродинамическая авария – это  чрезвычайное событие следствие  неуправляемое перемещение больших масс воды несущих разрушение и затопление обширных территорий.

Основные положения соблюдения культуры безопасности:

  • личное осознание важности безопасности;
  • знания и компетентность, обеспечиваемые подготовкой и инструкциями для персонала, а также его самоподготовкой;
  • приверженность приоритетам безопасности, демонстрируемая на уровне старших руководителей;
  • понимание общих целей безопасности каждым из работников;
  • усиление мотивации путем использования административных методов (постановка целей, создание системы поощрений и наказаний, а также формирование у персонала личной позиции по отношению к безопасности корпорации);
  • надзор (практика ревизий и экспертиз);
  • готовность реагировать на критику, независимо от иерархического уровня;
  • ответственность персонала, вырабатываемая через формальное установление и описание должностных обязанностей и понимание их работниками.

Безопасность отдельного человека и коллектива становится функцией психофизиологического  соответствия человека требованиям  профессии. На бытовом уровне работа специалиста управленческой сферы кажется легкой и общедоступной. Все понимают, что носить пятипудовые мешки по силам далеко не каждому. К сожалению, не всем известно, что работать с интенсивными потоками информации также могут не все люди, а во многих случаях попытка справиться с такой "легкой" задачей приводит к невротизации личности и к таким заболеваниям, как гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, инфаркты, инсульты и т.п. Прогнозирование потенциального нарушения здоровья и безопасности человека позволяет избежать ненужных потерь времени и средств на освоение профессии и поддержание ее на необходимом уровне.

Опыт использования системы  показал, что негативное (настороженное) на первых порах отношение пользователей  через некоторое время сменилось не только доверием к результатам тестирования, но и потребностью в ежедневном использовании системы. Правда, по имеющимся данным наблюдения за группой из 89 пользователей, интерес к использованию системы оказался прямопропорционален стремлению к достижению высоких профессиональных результатов. Так, на одном из первых предприятий, начавших работать с системой, 15 из 36 человек продолжали работать через год, причем пять из них вскоре перешли на более высокие должности. На трех других предприятиях активно начали пользоваться ежедневным тестированием около 20% персонала, причем, по оценкам экспертов, практически все они относились к группе наиболее квалифицированных сотрудников.

Вопросами профессионального отбора людей для выполнения определенных социотехнических задач человечество начало уделять внимание еще 2 тыс. лет тому назад.

К настоящему времени систему индивидуального  психофизиологического мониторинга  умственной работоспособности человека, разработанную первоначально для  операторов предприятий энергетики и авиакосмической отрасли, используют более 200 зарегистрированных пользователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Повышенное внимание к проблеме БЖД во всех средах обитания объясняется  целым рядом факторов. Одним из основных направлений обеспечения  безопасности человека, помимо экологических аспектов и резкого роста вероятности несчастных случаев в быту, остается профилактика производственного травматизма. Важнейшими причинами, определяющими необходимость совершенствования сложившейся системы обеспечения БЖД на производстве, являются изменение содержания труда и условий его выполнения, что, в свою очередь сказывается на характере производственного травматизма.

Специалисты Международной организации  труда (МОТ) и Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) выделяют более 150 классов профессиональных рисков и приблизительно 1000 их видов, которые представляют реальную опасность для 2000 различных профессий. При этом считается, что данная классификация является неполной и охватывает только отдельные аспекты безопасности и гигиены труда.

Столь широкое распространение  профессиональных рисков объясняется  высоким уровнем развития индустриального  труда, когда активное применение техники  и технологии, химических и биологических  веществ, различных видов энергии  и проникающего излучения приводит к тому, что практически все сферы жизнедеятельности людей (в том числе и непроизводственные) буквально пронизаны рисками.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Арусталов Э.А.  Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. - М., 2004.
  2. Белов С.В.  Безопасность жизнедеятельности. - М., 2000.
  3. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. - М.,  2002.
  4. Бондин В.И., Лысенко А.В.  Безопасность жизнедеятельности. - М.,  2003.
  5. Бондаренко Л.В., Персиянов В.В., Кудрявцев В.А., Ткачев В.Г.  Безопасность жизнедеятельности. Москва, 2001.

 

 

 

 

 




Информация о работе Роль человеческого фактора в возникновении чрезвычайных ситуаций