Контрольная работа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:56, реферат

Описание

Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей.

Содержание

1. Содержание дисциплины «безопасность жизнедеятельности» , ее
цели и задачи………………………………………………………………..3

Понятие о среде обитания- окружающей, производственной и
бытовой…………………………………………………………………….7

3. Список литературы……………………………………………………….12

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по БЖД.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ «(РИНХ)»

Учетно-экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»                                                                                   

 

 

 

 

 

 

  Выполнила студентка: 

                                                                            Группы ЭКZS411

Самохвалова Татьяна  Александровна

                                                                                

                                                                        Проверила:

Доцент Т.А. Хван

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону, 2012 г


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Содержание дисциплины  «безопасность жизнедеятельности» , ее

    цели и задачи………………………………………………………………..3

 

  1. Понятие о среде обитания- окружающей, производственной и

 бытовой…………………………………………………………………….7

 

3.  Список литературы……………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание дисциплины «безопасность жизнедеятельности» , ее

    цели  и задачи.

 

 

Интенсивное использование  природных ресурсов и загрязнение  окружающей среды, широкое внедрение  техники, систем механизации и автоматизации  во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в  обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек - среда обитания".

Основополагающая формула  безопасности жизнедеятельности - предупреждение и упреждение потенциальной опасности, существующей при взаимодействии человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания кроме положительных свойств и результатов обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы.

В современном мире к  опасным и вредным факторам естественного  происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.

Достигнутый прогресс в  сфере производства в период научно-технической  революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа  и повышением уровня опасных и  вредных факторов производственной среды.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современное общество должно быть в достаточной степени подготовлено к соответствующей обстановке для  успешного решения возникающих  задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

 
 Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения  науки «Безопасность жизнедеятельности».

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».

Жизнедеятельность - это  повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в  данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать  прямое или косвенное, немедленное  или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная побудительная  причина его взаимодействия со средой обитания направлена на решение двух основных задач:

- обеспечение своих  потребностей в пище, воде и  воздухе;

- создание и использование  защиты от негативных воздействий среды обитания.

В системе «человек - среда  обитания» происходит непрерывный  обмен потоками вещества, энергии  и информации, которые имеют естественную, техногенную, связанную с производством  и использованием техники и технологий, и антропогенную, вызванную деятельностью человека, природу. Они зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Потоки веществ, энергий и информации определяют характер взаимодействия человека со средой обитания, который может быть позитивным или негативным.

Известно, что человек  и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются  лишь в комфортных условиях, когда  потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной  средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и окружающую среду.

На всех этапах своего развития человек непрерывно воздействовал  на среду обитания, и в результате на Земле в XX в. возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной и к полной ее региональной деградации. Несомненно, этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация, рост потребления энергетических ресурсов, интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, массовое использование средств транспорта и ряд других процессов. Таким образом, в результате активной техногенной деятельности человека создан новый тип среды обитания - техносфера. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера во многом не оправдала надежды людей, так как появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Следует отметить, что именно поэтому в последнее десятилетие стало активно развиваться учение о безопасности жизнедеятельности в техносфере, основной целью которого является защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.

Очевидно, как всякая наука, БЖД имеет свои цели, задачи, объект и Предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

Цель БЖД исходит  из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в  средах обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности. Исходя из этого цель БЖД следующая:

- достижение безаварийной  ситуации и готовности к стихийным  бедствиям и другим проявлениям  природной среды;

- предупреждение травматизма;

- сохранение здоровья;

- сохранение работоспособности;

- сохранение качества полезного труда.

Для достижения цели БЖД  выдвигаются научные и практические задачи. К научным задачам относится  получение новых, принципиально  нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

Объектом изучения БЖД  как науки является среда или  условия обитания человека. Эту среду  по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную.

Основным элементом  производственной среды является труд, который, в свою очередь, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, «машины» - средства и предметы труда, процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как полезных, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду, отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).

Природная среда в  виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных  бедствий, в том числе пожаров  от молний и других природных источников, природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т.п., может проявляться как в непроизводственной сфере, так и производственной, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и др.

Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.

К предметам изучения БЖД относятся физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.

Исследование предметов  и объекта БЖД для реализации конечной ее цели и задач возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими, как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, техника пожарной безопасности, горноспасательное дело, гражданская оборона, охрана окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие о  среде обитания- окружающей, производственной  и бытовой. 

 

 

Среда обитания человека подразделяется на производственную и непроизводственную (бытовую).

Основным элементом  производственной среды является труд, который в свою очередь состоит  из взаимосвязанных и взаимосвязывающих  элементов (рис. 2), составляющих структуру  труда: С - субъектов труда, М - "машины " - средств и предметов труда; ПТ - процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, ПрТ - продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., ПО производственных отношений (организационных, экономи-ческих, социально-психологических, правовых по труду : отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.). Элементы непроизводст-венной среды : природная среда в виде географо-ландшафтных (Г-Л), геофизических (Г), климатических (К) элементов, стихийных бедствий (СБ), в том числе пожаров от молний и др.природных источников, природных процессов (ПП) в виде газовыделений из горных пород и т.п. может проявляться как в непроизводственной форме (сфере), так и произ-водственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства как строительство, горной промышленности, геологии, геодезии и других.

Человек находится в  теснейшей связи со всеми элементами среды обитания в процессе своей  деятельности.

Интерес к среде своего обитания был свойственен человеку всегда. И это понятно, так как от качества этой среды зависело не только благополучие семьи, рода, племени, но и само его существование.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»