Эргономика офисного сотрудника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 03:06, реферат

Описание

Изучение и проектирование систем Человек – Техника – Среда создали необходимые предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач. С точки зрения обеспечения эффективности деятельности человека важное значение имеет изучение таких факторов, как утомление, монотонность операций, интеллектуальная нагрузка, условия работы, физические факторы окружающей среды, биомеханические и физиологические факторы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭРГОНОМИКА – ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ 4
ГЛАВА 2. ЭРГОНОМИКА РАБОЧЕГО МЕСТА ОФИСНОГО СОТРУДНИКА 7
2.1 Физические факторы для организации рабочего места в офисе 7
2.2 Эргономические факторы для организации рабочего места 10
2.3 Эстетические факторы для организации рабочего места в офисе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа состоит из  1 файл

Эргономика рабочего места офисного сотрудника.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

     Клавиатура.

     Для любого офисного работника клавиатура является предметом, с которым он соприкасается множество раз за день. Поэтому клавиатура должна быть максимально эргономичной. Что такое эргономичная клавиатура? Прежде всего, это означает удобство в работе с ней, то есть размер клавиш, размер самой клавиатуры, высота клавиш, необходимая сила нажатия на кнопки - все эти вещи очень индивидуальны, поэтому выбирать клавиатуру желательно лично, лучше всего испробовать ее на деле до покупки прямо в магазине.

     Многие  производители предлагают эргономичные клавиатуры с разделенными на два  блока кнопками, стоящими под определенным углом друг к другу. Не всем кажется  такое строение удобным, поэтому  рекомендуется не сразу выбрасывать  старую обычную клавиатуру на помойку, а сначала привыкнуть к новой, ведь, как говорится, привычка - вторая натура. Если клавиши будут расположены в непривычном порядке, это будет очень сильно замедлять работу.

     Клавиатура  должна находиться на той части стола, где локти обеих рук будут лежать на столе. В таком случае руки не буду уставать во время работы на клавиатуре, особенно, если приходится очень много печатать.

     Можно приобрести радиоклавиатуру, то есть беспроводную клавиатуру. Она способна работать на небольшом расстоянии от компьютера. И вы сможете её держать так, как вам будет удобнее всего, и ни какие провода не будут препятствовать этому. Но при этом стоит помнить, что при очень близком расположении нескольких рабочих мест друг к другу несколько беспроводных клавиатур могут внедряться в коммуникацию с соседским компьютером. Верхний край клавиатуры должен быть выше, чем нижний, Это значительно облегчает процесс набора текста.

     Принтеры.

     Лазерные  принтеры пользуются в последнее  время очень большой популярностью, и это совершенно оправдано. Они печатают быстро, гораздо быстрее, чем матричные и струйные принтеры, они не создают так много шума, как старые матричные. Тем не менее, они тоже имеют свои недостатки, о которых стоит задуматься, покупая принтер и планируя офис.

     Во-первых, большие лазерные принтеры вырабатывают очень много тепла, то есть, если Вам и вашим коллегам приходится печатать много документов каждый день, и если одного принтера не достаточно, то все же будет более удобно и безопасно для здоровья сотрудников, если принтеры будут стоять в отдельной, хорошо проветриваемой комнате.

     Во-вторых, тонерный порошок для лазерных принтеров  не безопасен для здоровья. Разные производители выпускают тонерные порошки разного качества, не все  они одинаково ядовиты, но, ни один из них нельзя назвать по-настоящему безопасным. Супермелкая невидимая пыль от лазерных принтеров и копировальных аппаратов наносит существенный ущерб здоровью, причем не столько количество этой пыли в воздухе является решающим, сколько ее химический состав. Эта пыль раздражает слизистую глаз и дыхательных путей, может вызвать воспаление слизистой носа, полости рта, бронхов и роговицы глаз.

2.3 Эстетические факторы для организации рабочего места в офисе

     Освещение.

     Важнейшим фактором производственной среды является освещение. Значение рационального освещения во время работы трудно переоценить. Требования к рациональному освещению сводится к следующему:

  • правильный выбор источника света и системы освещения;
  • создание необходимого уровня освещенности рабочей поверхности;
  • нейтрализация эффекта ослепления;
  • устранение бликов, обеспечение равномерного освещения.

     Наиболее  целесообразным является естественное освещение. Установлено, что оно  вызывает наименьшее утомление. К сожалению, использовать его весь рабочий день не представляется возможным, особенно в осенне-зимний период, когда световой день короткий. Поэтому рекомендуется применять искусственное освещение - как общее, так и локальное. Искусственный и естественный свет должны иметь одно направление. Если в качестве искусственного источника света общего назначения рекомендуют применять люминесцентные и металлогалогеновые лампы, то систему местного освещения необходимо организовать из ламп накаливания или ламп белого света. Лампы белого света излучают мягкий белый   свет,  несущий теплоту и успокоение, способствующий повышению зрительного   восприятия.   Все типы светильников в  обязательном порядке должны быть снабжены рассеивателями и экранизирующими решетками; для совместного освещения допускается не просвечивающий отражатель с углом не менее 40 градусов.

     Наилучшим вариантом является работа при естественном освещении, когда свет падает с левого бока или при комбинированном, когда  недостаточное естественное освещение  дополняется местным или, когда  работают светильники общего и местного назначения.

     Освещенность  рабочего места должна быть приспособлена  к индивидуальным качествам работника и быть в пределах 500 лк.

     Постановление от 3 июня 2003 г. N 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.2/2.4.1340-03» рекомендует следующие принципы для организации освещения в помещениях с ПЭВМ: рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева. Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, следует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов). Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк.

     Следует ограничивать прямую блесткость от источников освещения, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/м2. Следует ограничивать отраженную блесткость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.) за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения, при этом яркость бликов на экране ПЭВМ не должна превышать 40 кд/м2 и яркость потолка не должна превышать 200 кд/м2.

     Показатель  ослепленности для источников общего искусственного освещения в производственных помещениях должен быть не более 20. Показатель дискомфорта в административно-общественных помещениях - не более 40, в дошкольных и учебных помещениях - не более 15. Яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения от 50 до 90 градусов с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более 200 кд/м2, защитный угол светильников должен быть не менее 40 градусов. Светильники местного освещения должны иметь не просвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40 градусов.

     Следует ограничивать неравномерность распределения  яркости в поле зрения пользователя ПЭВМ, при этом соотношение яркости  между рабочими поверхностями не должно превышать 3:1 - 5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями  стен и оборудования - 10:1. В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ). При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп. В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в том числе галогенных. Для освещения помещений с ПЭВМ следует применять светильники с зеркальными параболическими решетками, укомплектованными электронными пускорегулирующими аппаратами (ЭПРА). Допускается использование многоламповых светильников с электромагнитными пускорегулирующими аппаратами (ЭПРА), состоящими из равного числа опережающих и отстающих ветвей.

     Применение  светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается. При отсутствии светильников с ЭПРА лампы многоламповых светильников или рядом расположенные светильники общего освещения следует включать на разные фазы трехфазной сети.

     Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору. Коэффициент запаса для осветительных установок общего освещения должен приниматься равным 1,4. Коэффициент пульсации не должен превышать 5%. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.

     Цветовая  гамма.

     Дизайн  офиса может быть разным – это  зависит и от специалиста, который  его разрабатывает, и от архитектурных  особенностей помещения, и от сферы  деятельности компании.

     Если  в офисе постоянно жарко, душно, для интерьера нужно использовать оттенки холодных цветов - синего, голубого, фиолетового, серого. Это будет создавать ощущение прохлады. Если же в рабочее помещение редко заглядывает солнце, есть смысл остановить свой выбор на теплых цветах – оранжевом, желтом, розовом, бежевом. Такие краски добавят света и тепла.

     Лучше стены и потолок делать спокойных  неярких цветов. Мебель же предпочтительно  подбирать различных ярких цветов. В офисах можно использовать стулья очень ярких цветов, причем таких, которые редко можно увидеть  в домашних обстановках. Но можно поступить и по-другому. В этом случае всё делается абсолютно иначе: стены можно покрасить не в спокойные тона, а в насыщенный и глубокий цвет. Но если вы решили пойти именно этим путем, нужно быть очень осторожными. Следует и учитывать и то, что подобные цвета стен очень быстро надоедают. Определяясь с основным цветом офиса, нужно также ориентироваться на то, что требуется от сотрудников: «живой» атмосферы или же наоборот спокойствия и сосредоточенности. 

     При выборе цветов следует учитывать два основных правила:

  • Теплые тона делают помещение зрительно меньше;
  • Холодные цвета зрительно увеличивают помещение.

     Потолок лучше делать светлее, чем стены, стены светлее, чем пол, это выглядит более естественным, поскольку в  природе земля тоже темнее деревьев, а деревья темнее неба. Исключение: если хотите, чтобы очень высокие потолки казались ниже, выбирайте для потолка более темные тона, чем для стен и пола.

 

Заключение

     Компьютерная  техника развивается сегодня  особенно стремительно, с необычайной  быстротой появляются, и также быстро устаревают и отмирают различные технические решения и стандарты. По прогнозам различных экономико-социологических организаций компьютерная техника и телекоммуникации будут оставаться одной из наиболее развивающихся отраслей мировой индустрии еще, по крайней мере, в течение 10 - 15 лет. Так что уменьшения числа людей, работающих за компьютерами ждать не приходиться. Наоборот, повальная компьютеризация, уже давно охватившая бизнес-сектор, сегодня все больше захватывает массового потребителя. В подобной гонке, где нет ничего постоянного, сложно давать рекомендации, принимать какие-либо долговечные решения, а тем паче устанавливать стандарты. Поэтому, пока компьютерный бум не пойдет на убыль, перед эргономикой и эргономистами будут вставать все новые задачи, касающиеся организации безопасных и комфортных условий для людей, работающих с компьютерами.

 

Список  использованных источников

  1. Абрамов А.А. Основы эргономики. Учеб. пособие – М.: РГОТУПС, 2001.- 264 с.
  2. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994.- 272 с.
  3. Рунге В. Ф., Манусевич Ю. П. Эргономика в дизайне среды. Учеб. пособие – Архитектура-С, 2007.-328 с.
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
  5. Стандарт TCO-99.
  6. Межрегиональная эргономическая организация «Эргономическая Ассоциация» (МЭА) – URL: http://www.ergo-org.ru/ergo.html.
  7. Эргономика в современном офисе – URL: http://www.ergomeb.ru/.
  8. iXBT.com – URL: http://www.ixbt.com/peripheral/ergonomic.html.

Информация о работе Эргономика офисного сотрудника