Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 09:07, реферат

Описание

В самом общем виде экономическая безопасность зависит от совокупности факторов оптимального соотношения в масштабах структур государства, состояния экономики общества, содержания института власти и культуры общественной жизни. Она понимается как многоуровневое явление: экономическая безопасность личности; экономическая безопасность региона или сферы хозяйственной деятельности; экономическая безопасность субъекта хозяйствования; экономическая безопасность страны в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Нормативно – правовая основа экономической безопасности России………………………………………………………………………….5
1.1. Государственная стратегия экономической безопасности……….5
1.2. Основные положения государственной стратегии экономической безопасности……………………………………………………………7
2. Понятие и структура экономической безопасности государства…………………..………………………………………….8
2.1. Важнейшие элементы экономической безопасности…………….8
2.2. Классификация угроз экономической безопасности……………10
3. Механизм обеспечения экономической безопасности……………23
3.1. Мониторинг, разработка критериев и параметров экономической безопасности……………………………………………………………23
3.2. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности……………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Экономическая безопасность.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

     Особого рассмотрения заслуживает потеря Россией  продовольственной независимости. Сельскохозяйственное производство всегда более консервативно по сравнению с промышленным. Зависимость первого от почвенно-климатических условий, технико-технологическая отсталость, более низкая фондовооруженность производства и труда, а также слабая энерговооруженность замедляли темпы развития в аграрной сфере хозяйственной деятельности.

     Из  всех бед, навалившихся на экономику  России, самой обременительной является снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение питания  населения страны. Еще в годы Советской власти сложилось устойчивое отставание земледелия от промышленности и от уровня его развития в индустриально развитых странах. Проведение реформ усугубило положение в аграрном секторе экономики. Сельское хозяйство при природных и общественных катаклизмах страдает более, нежели другие отрасли производства.

     Подрыв  сельского хозяйства в своей  основе вызвал ухудшение питания  населения России.

     Ранее, в годы социализма, страна по обеспечению  продовольствием на душу населения  занимала 6-е место в мире. Теперь же - 40-е.

     Ухудшение питания вызвано не только снижением  объемов производства основных пищевых продуктов, свертыванием работы пищевой промышленности, но и падением покупательной способности населения, увеличением численности людей, живущих за чертой бедности, в особенности на селе. В наши дни среднемесячная заработная плата в деревне составляет 42% от средней по стране.

     4. Обнищание населения.

     По  данным Госкомстата, бедность в России увеличилась по сравнению с 1990 годом  в 15 раз2. Заработная плата половины занятых не превышает прожиточный минимум и в 5-7 раз ниже пособия по безработице, выплачиваемого в передовых странах Запада. А заработная плата научного работника в России в 20-30 раз ниже, чем в США. Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже трех долларов является предельной. Она выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового потенциала экономики. Наша средняя заработная плата в три раза ниже этого порогового значения.

     Снижение  реальных доходов населения привело  к снижению потребления. Душевое  потребление мяса и мясопродуктов  снизилось за последние годы  более, чем на треть, молока и молочных продуктов – более, чем на четверть, рыбы и рыбопродуктов – на 2/3. Возникает угроза массового недоедания и даже голода в стране. Уже сегодня дефицит белка в питании россиян составляет 35-40%. Калорийность питания, определяющая состояние здоровья и работоспособность человека, уже снизилась до 2200 ккал (сутки, что значительно ниже необходимой нормы: 2500-3500 ккал(сутки)) . Обеспеченность  витаминами, определяющая иммунитет к болезням, сократилась до 50% от нормы.

     Проблема  обнищания населения признается, но совершенно игнорируется при проведении социально-экономической политики. Хотя и официально декларировалась «неприемлемость чрезмерной социальной цены реформ», недопустимость еще большего снижения жизненного уровня населения. Однако, правительство не раз отказывалось от соблюдения социальных гарантий, произвольно секвестрировало установленные законом социальные расходы, допускало резкое ухудшение качества образования и здравоохранения, бросало на произвол судьбы нетрудоспособное население, включая миллионы детей из необеспеченных семей.

     В этих социально-экономических условиях естественной реакцией населения стало  снижение рождаемости. Свыше 40% семей  с двумя и более детей живут  в бедности, а вероятность для  многодетной семьи оказаться  в нищете составляет 50%. Неудивительно, что за последние 10 лет родилось почти на 6 миллионов детей меньше, чем за предшествующее десятилетие.

     Из  всех статей расходов федерального бюджета  неуклонный и быстрый рост наблюдается  лишь по одной  - расходам на обслуживание государственного долга, которые достигли четверти всего федерального бюджета.

     Как видим, сохранение сверхприбылей олигархических кланов, контролирующих часть банков и сырьевых монополий, доходов алкогольной  мафии представляется для правительства  делом более важным, чем обеспечение  национальной безопасности, минимальных социальных гарантий, спасение от голода и деградации детей, защита здоровье население и образование молодежи.

     5. Имущественная дифференциация населения и массовая безработица

     Стремительный раскол страны на узкий круг богатых  людей и огромную массу бедных,  не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%.

     Безработица для России явление новое, поэтому  следует иметь ввиду ее моральное  воздействие на население и его  поступки. По данным американских ученых, рост безработицы на 1% увеличивает заполняемость тюрем на 5-7%.

     6. Криминализация.

     Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.

     Преступность  поразила практически все сферы хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведенного продукта; финансовую и банковскую деятельность, сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность. Уже первый год так называемой «либерализации» экономики стал годом свободы для криминального сообщества  Годовой оборот теневой экономики в 1992 году возрос по сравнению с 1991 годом в 25 раз и превысил триллионный рубеж. Однако, тогда удельный вес теневого сектора экономики был сопоставим с аналогичными показателями большинства стран с развитой рыночной экономикой. А к 1996 году он уже составил 45%.

     К настоящему времени рухнули последние  романтические надежды либералов  на возможное облагораживание «черного»  рынка.

     Проблема  криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один.

     В основе процессов криминализации хозяйственной  жизни в стране лежит теневая  экономика, то есть система экономических  отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности.

     Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой — уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.

     В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.

     Решающую  роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что теневики с первых дней параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоящее время представители этих структур совместно с налоговыми службами «делают крышу» практически всему крупному и среднему бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной правительственных чиновников и депутатов самого высокого ранга. Сферы влияния распределены достаточно четко, и срывов, как правило, не бывает.

     Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура.

     Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жизни общества, является разрушение механизмов государственной власти, а также проводимая социально-экономическая политика.

     Потенциальная опасность криминализации экономики объективно усиливалась также самой направленностью реформ на развитие рыночных отношении. Этапу первоначального накопления капитала неизбежно сопутствует обострение криминальных явлений в экономической жизни общества.

     Несмотря  на усиление активности государства  в борьбе с криминалом, результаты не дают основании для удовлетворительной оценки. Наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели конкретные цифры и примеры), а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся во все более и более реальной угрозе экономической безопасности Российской Федерации.

     Говоря  об экономической безопасности с точки зрения воздействия на нее криминальной экономики, необходимо обратить внимание на то, что экономическая преступность приобрела качественно новые свойства. Лидеры и авторитеты криминального мира создают преступные сообщества, которые активно оказывают влияние на предприятия и организации, имеющие федеральное значение. Этим сообществам все в большей мере свойственны жесткая централизация, четкая дисциплина. Особую тревогу вызывает существование в этих сообществах таких атрибутов, как разведка и контрразведка, прекрасное техническое обеспечение и наличие отрядов боевиков, в то время как ранее эти атрибуты могли быть свойственны только государству Это приводит к мысли, что криминальные сообщества пытаются подменить собой государство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.

     7. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.

     Одной из острейших проблем экономической  безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные.

     Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), популярность идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, «Уральская республика»)  и др. Экстраполяция  этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем - к распаду России на множество отдельных государств.

     Предотвращение  или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. 

     Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности 

     3.1. Мониторинг, разработка критериев и параметров экономической  безопасности. 

     Меры  и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые  на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической  безопасности Российской Федерации.

     Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

     Важнейшими  элементами механизма обеспечения  экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и  прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

     Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).

     Разработка  критериев и параметров (пороговых  значений) экономической безопасности Российской Федерации

     Для реализации Государственной стратегии  должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые  значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

  • динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
  • состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
  • способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;
  • состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

Информация о работе Экономическая безопасность России