Экологическая безопасность большого города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности.

Содержание

Введение 3 стр.
1. Экологическая безопасность в законодательстве РФ
1.1 Общие принципы обеспечения экологической безопасности 4 стр.
1.2 Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030г. 6 стр.
1.3 Законы об экологической безопасности РФ 8 стр.
2. Пути решений экологических проблем
2.1 Направления обеспечения экологической безопасности населения 12 стр.
2.2 Экологическое состояние г. Орла 15 стр.
Заключение 21 стр.
Список литературы 23 стр.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 45.50 Кб (Скачать документ)

- создание системы управления качеством окружающей природной среды с учетом сопредельных территорий; 
- создание единой системы мониторинга окружающей среды и здоровья населения в разрезе муниципального образования с учетом сопредельных территорий и трансграничного переноса загрязнений; 
- реабилитация загрязненных территорий города, сохранение и восстановление лесов, парков, скверов и зеленых насаждений, их разнообразия;

-обеспечение экономного использования природных ресурсов, реализация политики энерго- и ресурсосбережения, достижение устойчивости экосистем УТ; 
3) в сфере реабилитации здоровья населения, подверженного воздействию загрязненной окружающей среды:  
- создание системы гигиенической диагностики, популяционной и индивидуальной реабилитации здоровья населения с экологически обусловленными заболеваниями; 
-адресная профилактика экологически обусловленных заболеваний и оздоровление населения из групп риска, проживающего на территориях (в зонах) с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой; 
-развитие индустрии качественных продуктов питания и пищевых добавок с заданными лечебно-профилактическими свойствами; 
-экологическое и санитарно-гигиеническое образование, воспитание и просвещение населения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экологическое состояние г. Орла

В соответствии с Федеральными законами от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об  охране окружающей среды» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городской) округа на органы местного самоуправления. Вопросы, связанные с улучшением качества окружающей природной среды, постоянно находятся под особым вниманием городского сообщества.

1. Охрана и восстановление водных объектов, имеющихся на территории города Орла.

На территории города Орла протекает 2 реки - Ока и Орлик, имеются  три пруда, два русловых водохранилища  и зона отдыха горожан - озеро «Светлая жизнь».

В результате сверхнормативной техногенной и антропогенной  нагрузки, накопления за десятилетия  загрязняющих веществ в руслах рек  и ложах водоёмов водные объекты  города Орла утратили способность к  самоочищению, состояние их оценивается  как неудовлетворительное.

Спад производства и некоторое  снижение техногенной нагрузки не привели  к ожидаемому положительному результату в связи с тем, что поверхностный  сток с селитебных территории без  очистки сбрасывается в реки Оку  и Орлик по 40 выпускам ливневой канализации, а практически на всех промышленных предприятиях города Орла отсутствуют  локальные системы очистки сточных  вод.

Загрязнение берегов рек  несанкционированными свалками, участившиеся порывы обветшалой городской коммунальной канализации, размещение на территории водоохранных зон и их прибрежных защитных полос гаражей, садовых участков, жилых массивов и стоянок автотранспорта усугубляют состояние водных объектов.

Состояние водных объектов в городе Орле является одной из наиболее острых экологических и  социально-экономических проблем.

Загрязнение рек Ока и  Орлик химическими веществами и  коммунально-бытовыми отходами в черте  города Орла ограничивает их использование  для нужд водоснабжения и в  рекреационных целях.

По данным систематических  наблюдений за счет загрязнений, вносимых предприятиями города Орла и городской  инфраструктурой, в реке Оке ухудшаются показатели кислородного режима, имеет  место превышение в воде предельно-допустимых значений содержания нитратов, нитритов, нефтепродуктов, солей цинка, меди, кобальта, железа, фенолов, хлоридов, сульфатов  и взвешенных веществ.

Это связано в первую очередь  с активным загрязнением улиц и полотна  дорожной сети города Орла, о чем  свидетельствуют данные химических анализов, согласно пункта 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация  мероприятий по охране окружающей среды  в границах городского округа, включающие в том числе реализацию мероприятий по охране водных объектов. Основанием для реализации мероприятий по охране водных объектов является Водный кодекс РФ. В соответствии со статьей 37 Водного кодекса РФ администрация города Орла осуществляет пользование водными объектами река Ока и река Орлик путем сброса сточных вод из систем ливневой канализации и с рельефа местности. Согласно пункта 2 статьи 55 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране объектов.

2.Реализация мероприятий по уходу за лесными насаждениями.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства  и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особоохраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Статьей 84 Лесного кодекса  РФ, определены полномочия органов  местного самоуправления в области  лесных отношений.

К полномочиям органов  местного самоуправления в отношении  лесных участков, находящихся в муниципальной  собственности, относятся:

-владение, пользование, распоряжение  такими лесными участками;

-установление ставок  платы за единицу объема лесных  ресурсов и ставок платы за  единицу площади такого лесного  участка в целях его аренды;

-установление ставок  платы за единицу объема древесины;

-разработка и утверждение  лесохозяйственных регламентов  лесничеств, лесопарков, расположенных  на землях населенных пунктов,  на которых расположены городские  леса, а также проведение государственной  экспертизы проектов освоения  лесов;

- организация осуществления  мер пожарной безопасности в лесах.

Освоение лесопарков должно осуществляться с соблюдением их целевого назначения, в соответствии с требуемыми нормативными документами:

- лесохозяйственный регламент, утверждаемый органами местного самоуправления и обязательный для исполнения является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности.

Реализация лесохозяйственного регламента в лесопарках на землях поселений обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается  органами местного самоуправления в  пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьей 84 Лесного  кодекса РФ.

Зеленые зоны города Орла представлены парками, скверами, городскими лесами и лесопарками. Совокупная площадь  городских парков и скверов составляет более 90 гектаров; общая территория городских лесов и лесопарков (урочище «Медведевский лес», лесопарк «Андриабуж», лесопарк «Лужки», урочище «Овсянниковское») составляет 1300 гектаров.

Важность зеленых зон  для жизни города определяется их многофункциональностью. Они являются источниками кислорода и поглотителями  углекислого газа; древесные насаждения задерживают пыль и снижают шумность городских улиц. Зеленые массивы  обеспечивают биологическое разнообразие и служат местами отдыха горожан. В этой связи, сохранение зеленых  зон представляется одним из ключевых направлений повышения качества городской среды.

3.Реализация мероприятий по экологическому оздоровлению территории города Орла.

Проблема удаления и обезвреживания твердых бытовых отходов, объем  которых ежегодно возрастает, является одной из самых актуальных в плане  поддержания должных санитарно-гигиенических  условий проживания населения города Орла и охраны окружающей среды. Рост потребления товаров привел к увеличению объемов выбрасываемых упаковочных материалов разового пользования.

Учитывая постоянно растущее отрицательное воздействие на окружающую среду факторов, связанных с жизнедеятельностью человека, программой предусмотрен ряд  мероприятий, направленных на оздоровление городских территорий посредством  уборки мусора и ликвидации несанкционированных  свалок, прежде всего в пределах участков, не внесенных в титульный  список регулярной уборки.

.4.Экологическое образование, просвещение и воспитание.

Деградирующее состояние  окружающей среды привело к осознанию  того, что прогресс, породивший технократическую цивилизацию, вошел в противоречие с законами природы. Потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Экологическое  образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, формирование у  молодого поколения экологического сознания. Структурно содержание экологического образования составляют познавательные, ценностные, нормативные и деятельностные аспекты, которые используют различные организационные формы: экскурсии и экспедиции, полевые школы, экологические лагеря, конкурсы, конференции, выставки, игры и акции.

Для решения проблем, связанных  с охраной окружающей среды, необходимо проведение длительной и целенаправленной работы по обеспечению экологической  безопасности и сохранению природных  ресурсов. Мероприятия настоящей  Программы, кроме природоохранных  целей, направлены на решение социальных и экономических задач городского сообщества, что доказывает необходимость  комплексного подхода в обеспечении  процесса его устойчивого развития.

Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы её реализации.

Основная цель настоящей  Программы - формирование экологически безопасной окружающей среды на территории города Орла и обеспечение устойчивого  развития городской инфраструктуры посредством конкретных природоохранных  мероприятий.

Задачами настоящей Программы  являются:

-снижение негативного  воздействия хозяйственной деятельности  на состояние городской среды  и природных объектов;

-оценка степени загрязнения  окружающей среды;

-улучшение санитарного  состояния территорий города  Орла;

-содействие образовательным  учреждениям и общественным организациям  в экологическом воспитании молодежи;

Сроки реализации настоящей  Программы - 2012 - 2015 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Под безопасностью Российской Федерации понимается качественное состояние общества и государства, при котором обеспечивается защита каждого человека, проживающего на территории РФ, его прав и гражданских  свобод, а также надежность существования  и устойчивость развития России, защита ее основных ценностей, материальных и  духовных источников жизнедеятельности, конституционного строя и государственного суверенитета, независимости и территориальной  целостности от внутренних и внешних  врагов. 
Это типичное для нашей страны определение безопасности точнее - государственной безопасности. Оно может быть сведено к краткой формуле: "состояние защищенности от опасности". 
Безопасность сложной системы определяется не только субъектами защиты или факторами внешней защищенности, сколько внутренними свойствами - устойчивостью, надежностью, способностью к авторегуляции. В наибольшей степени это относится именно к экологической безопасности. Человек, общество, государство не могут быть гарантами собственной экологической безопасности до тех пор, пока продолжают нарушать устойчивость и биотическую регуляцию окружающей природной среды. 
Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. 
Для объективной количественной оценки, сравнения, анализа, управления воздействием загрязнителей различной и разнообразной природы в последние десятилетия за рубежом и в России активно развивается методология рисков. Риск воздействия загрязнителя того или иного вида определяется как вероятность возникновения у человека или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате этого воздействия. Методология анализа рисков позволяет построить "шкалу", при помощи которой, можно проводить оценки и сравнения воздействия на окружающую среду и здоровье человека неблагоприятных факторов. Методология оценки и сравнения рисков в настоящее время не просто инструмент научных изысканий, но и официально признанный Министерством здравоохранения метод анализа. В области практического анализа рисков связанных с воздействием химических вредных веществ работы только начинаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения" // Собрание  законодательства Российской Федерации  от 5 апреля 1999 г., N 14, ст. 1650.

2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране  окружающей среды" // Собрание  законодательства Российской Федерации  от 14 января 2002 г., N 2, ст. 133

3. Власова Е.Я. Стратегические  направления обеспечения экологической  безопасности региона // Фундаментальные  исследования. – 2008., 
 
4. Гришин А.С., В.Н. Новиков, Экологическая безопасность учебное пособие, "Гранд", Москва 2000 г. 
 
5. Экология и безопасность жизнедеятельности, учебное пособие под ред. Л.А. Муравья, "Юнити", Москва 2000 г.

6. Петров В.В. Экология  и право. - М.: Юридическая литература, 1991. С.36.

7. Злотникова Т.В. Проект  Конвенции об экологической безопасности. Зеленый мир, 1998. - N 30.- С.12.

8. Шишко А.С. Предупреждение трансграничного загрязнения / Международно-правовые проблемы. - Киев. - 1990. - С.18.

9. http://kremlin.ru/acts/15177 

10. http://www.bezopasnost.edu66.ru/

11. old.orel-adm.ru/mod/bin_obj.php?id=bin28092011-165118602&oind=1

12. http://www.ecoleader.ru/zakony_ecologiya.html

 

 


Информация о работе Экологическая безопасность большого города